Прорыв в направлении Михалки – Лельчицы – Глушкевичи

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ строительства Полесской железной дороги рассматривалась и просчитывалась еще в 1990 году. Затем в 2008-м и 2009 годах. Но проект все откладывался. Производственников смущала сумма затрат и большой объем работ в довольно сложной по геологическим характеристикам местности. В то же время ученые Белорусского госуниверситета транспорта, расположенного в Гомеле, считали, что это будет «становой хребет», который поднимет весь регион. По их мнению, трасса даст и огромный косвенный эффект. Она загрузит уже существующие пути сообщения, послужит толчком для притока отечественного и зарубежного капитала на Полесье, что будет способствовать его индустриальному развитию. О возможности инвестирования строительства нового пути говорил в начале этого года на пресс-конференции для представителей белорусских и зарубежных СМИ Президент Беларуси Александр Лукашенко. Он дал соответствующие поручения по реализации проекта.

Полесскую железную дорогу необходимо не просто построить, а проложить по удобному для людей маршруту

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ строительства Полесской железной дороги рассматривалась и просчитывалась еще в 1990 году. Затем в 2008-м и 2009 годах. Но проект все откладывался. Производственников смущала сумма затрат и большой объем работ в довольно сложной по геологическим характеристикам местности. В то же время ученые Белорусского госуниверситета транспорта, расположенного в Гомеле, считали, что это будет «становой хребет», который поднимет весь регион. По их мнению, трасса даст и огромный косвенный эффект. Она загрузит уже существующие пути сообщения, послужит толчком для притока отечественного и зарубежного капитала на Полесье, что будет способствовать его индустриальному развитию. О возможности инвестирования строительства нового пути говорил в начале этого года на пресс-конференции для представителей белорусских и зарубежных СМИ Президент Беларуси Александр Лукашенко. Он дал соответствующие поручения по реализации проекта.

Инвестиции, как за гранитной стеной

Лельчицкий район — один из крупнейших в республике. Его площадь составляет 322 тысячи квадратных километров, но заселен он довольно редко. Бывает, от деревни до деревни — 20—30 километров и больше ни одного хуторка, только луга и леса. Места красивейшие, с солидным экономическим потенциалом, но одно довольно существенное неудобство для населения и производственников — отдаленность железной дороги.

Из известного далеко за пределами страны Глушковичского месторождения груженные строительным камнем «МАЗы» везут продукцию более чем за сотню километров к ближайшей железнодорожной станции, в райцентр Житковичи. За время пути белорусский щебень становится воистину золотым, хотя и запасы его весьма велики. По расчетам геологов, в бассейне карьера «Крестьянская нива» имеется возможность прироста на площади более 200 гектаров и 130-ти метров в глубину, а это — миллиардные залежи сырья. Их достаточно для работы предприятия приблизительно на 400 лет!

На днях рабочее совещание по вопросам строительства железной дороги в Полесском регионе провел в Гомеле председатель Комитета государственного контроля Беларуси Александр Якобсон. В нем приняли участие представители ряда заинтересованных министерств, местных органов власти. Разговор получился деловым и предельно конкретным.

Принято решение ускорить работу по подготовке заключения о целесообразности и сроках реализации проекта. Наиболее приемлемым вариантом прохождения железной дороги является маршрут станция Михалки Мозырского района — Лельчицы — Глушкевичи. Его протяженность немногим более 126 километров. Объем инвестиционных затрат без учета приобретения подвижного состава оценен почти в 450 миллионов долларов.

Но инвестиции быстро принесут отдачу. Так, месторождение гранита уникально тем, что его разработка ведется дешевым открытым способом. Ценный камень здесь снимают уступами — 10-метровыми слоями, и дорога ко дну карьера вьется огромным серпантином. К тому же это самый твердый гранит в Европе, сертифицированный как марка М-1400. Это значит, что его запас прочности 1400 килограммов на квадратный сантиметр. К слову, у микашевичского гранита показатель на 200 килограммов меньше, а у зарубежных образцов — на все 500! Поэтому добываемый камень дорогой, и добыча его весьма рентабельна.

Сейчас разрабатывается инвестпроект строительства нового завода мощностью 4 миллиона кубических метров щебня в год. Производство планируется разместить на отдельной площадке, не останавливая действующее предприятие.

В работе сегодня и проект по монтажу новой линии дробления. В соответствии с договором возведением объекта занимается иранская компания, объем инвестиций составляет 10 миллионов евро. Проектная мощность производства — миллион кубических метров товарного щебня в год.

Также планируется возобновить добычу облицовочного камня на карьере «Надежда», которая была приостановлена в 1995 году, а сам карьер затоплен. Именно отсюда родом серые с белыми разводами гранитные плиты, которые использованы для отделки храма Христа Спасителя в Москве.

В Беларуси сейчас гранитный облицовочный камень, а также брусчатка не производятся, а закупаются за валюту, хотя раньше ее отправляли за рубеж с тех же Глушкевичей. Так что экономическая выгода очевидна, как перспективы для возобновления экспорта.

Надежда найти золото и алмазы есть всегда…

Отечественные геологи ежегодно пополняют уже разведанные запасы минерально-сырьевых ресурсов и ищут в белорусских недрах альтернативу нефти. Нынче решено возобновить аэромагнитную съемку для выявления магнитных аномалий, которые могут привести даже к месторождениям алмазов.

Как утверждает директор Департамента по геологии Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Владимир Варакса, надежда найти золото и алмазы есть всегда. Но, в первую очередь, нужны немалые средства. Поэтому не исключено, что в будущем к процессу привлекут иностранных инвесторов. Кстати, в Беларуси несколько лет назад разрабатывалась технология по получению золота из песчано-гравийного материала, из которого даже был отлит слиток весом в килограмм. Однако стоимость его получилась куда выше рыночной, и от этой технологии пришлось отказаться.

Что касается драгоценных камней, то их поиски тоже пока не увенчались успехом. Тем не менее ученые также не теряют оптимизма. По их словам, по геологической структуре территория Беларуси схожа с Кольским полуостровом и Австралией, где месторождения алмазов имеются. Поиск их ведется в так называемых трубках взрыва, в которых как раз и формируются алмазы. Такие образования в Беларуси были обнаружены, в пробах некоторых встречались мелкие алмазные крупинки. Но не более того.

Однако поискам благородных металлов уделяется меньше внимания, сейчас геологоразведчики сконцентрировались на пополнении запасов топливно-энергетических ресурсов, а также стройматериалов и калийной соли. Всего в республике разведано 77 месторождений нефти, из них большая часть находится в активной промышленной разработке. Ежегодно добывается миллион 660 тысяч тонн собственной нефти, что покрывает довольно значительную часть потребности страны в этом сырье. На уже открытых месторождениях запасов хватит примерно на 30—35 лет.

Сейчас изучается возможность добычи нефти из более глубоких горизонтов. Если в еще совсем недалеких 60-х годах cкважина глубиной 200 метров считалась глубокой, то сегодня трех-, четырехкилометровые — обычное дело для современной нефтедобывающей промышленности.

 В республике активно ищут и альтернативу традиционным видам топлива. На основе концессионного договора реализуется инвестиционный проект, в ходе которого геологи изучат участки недр, чтобы выявить месторождения сланцевого газа. Есть реальные перспективы обнаружить нетрадиционные углеводороды именно в Припятском прогибе. Всего же выделено восемь перспективных участков для поиска, и большинство из них на Гомельщине. Но нужно учесть, что сегодня сланцевый газ в пять—десять раз дороже традиционных углеводородов. Однако если цена на нефть будет постоянно расти, тогда его добыча, вполне возможно, станет оправданной.

Заметим, что заинтересованность в разработке белорусских месторождений полезных ископаемых, наряду с частными отечественными, проявляют и компании из России, Европы и Северной Америки. Международные конкурсы по выбору инвесторов для разработки шести белорусских месторождений полезных ископаемых объявлены еще в декабре прошлого года. Наибольший интерес вызывают Туровское месторождение горючих сланцев и Добрушское месторождение мела. Конкурсы заканчиваются 25 июня, тогда и станет известен потенциальный партнер наших разработчиков недр.

За четыре года управимся?..

Полесский регион Гомельщины — настоящий белорусский Клондайк со значительными запасами естественного и в то же время стратегического сырья. По данным Национальной академии наук, около 250 миллионов тонн составляют залежи бурых углей в Лельчицком месторождении, порядка 100 миллионов тонн — в Житковичском и Бриневском. А это почти готовое топливо для жилищно-коммунального хозяйства и нужд местной промышленности, отличная основа для получения удобрений и биостимуляторов роста растений. Очень перспективным считается месторождение гипса в Петриковском районе. Предварительные разведанные его запасы составляют более 180 миллионов тонн.

Специалистами РУП «Белгеология» подготовлено экономическое обоснование для нового завода по выпуску кальцинированной соды в Мозыре. Сырьевой базой станет месторождение в Ельском районе близ Кустовницкого соляного купола. Как считают эксперты, запасов сырой соли хватит на несколько сотен лет. По предварительной оценке, природного материала здесь свыше 300 миллионов тонн.

Более 100 миллионов тонн насчитывают запасы торфа в Ельском и Лельчицком районах. В Лельчицком районе в планах также разработка Острожанского месторождения бентонитовых глин, организация производства гуматов на озерном месторождении сапропелей Прибыловичское.

В свое время отступающий ледник надежно закрыл от нас руду, но и принес с собой много полезного: глину, строительный песок, щебень, которые сегодня также на вес золота. Строительство железной дороги позволит приступить к их промышленному освоению. К тому же не следует забывать, что на дворе XXI век, и он требует не только больших объемов добычи, но и умения работать более эффективно. И эти требования сегодня сможет обеспечить только современная транспортно-логистическая сеть.

Как отметил Александр Якобсон на совещании в Гомеле, вместе с тем надо не забывать о местном населении, чтобы эта трасса прошла в первую очередь для людей. Этот аспект особо отметил Президент страны, когда давал поручение, подчеркнул председатель Комитета госконтроля.

Напомним также, что принята Госпрограмма развития Припятского Полесья, в которой большое внимание уделено развитию туризма. Благодаря стальной магистрали зарубежные и белорусские путешественники смогут без проблем добраться в один из самых отдаленных уголков республики и познакомиться с этим удивительным краем. Безусловно, выиграют и местные жители — появится современная, развитая инфраструктура, а по железной дороге будет легче добраться до Мозыря, Гомеля или Минска.

Предполагается, что для выполнения изыскательских и проектных работ понадобится два-три года, а нормативный срок строительства Полесской железной дороги, по предварительным расчетам, составит четыре года.

Александр ШЕВКО, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?