Прорубить «Одно окно» в Европу

Владимир Гошин — о том, как ускорить транзит грузов в ТС

Как можно ускорить прохождение грузов через границы Таможенного союза

Согласно рейтингу Всемирного банка «Ведение бизнеса» по показателю «международная торговля» государства — члены Таможенного союза заняли места ближе к концу этого списка: 151-е — Беларусь, 162-е — Россия и 182-е — Казахстан. Не в последнюю очередь так произошло потому, что административная система, существующая в сфере международной торговли стран «тройки», сложна и недостаточно прозрачна. Имеет место и дублирование необходимых документов и процедур, повторяются функции вовлеченных ведомств и организаций. По мнению специалистов, решить проблемы могло бы внедрение на внешних границах экономического объединения принципа «Одного окна», или, как предпочитают называть его сами таможенники, «Единого окна». Они утверждают, что это позволит обеспечить межведомственное взаимодействие госорганов и ускорить процесс получения необходимых документов для перевозчиков. А если грузы начнут проходить через таможенные шлагбаумы быстрее, то это не только ускорит товарооборот, но и напрямую отразится на снижении нагрузки на кошельки потребителей, ведь издержки бизнеса сократятся. Об этом в интервью «Р» рассказал член коллегии (министр) по таможенному сотрудничеству Евразийской экономической комиссии Владимир ГОШИН (на снимке).

— Владимир Анатольевич, недавно было озвучено, что с 1 октября 2014 года на территории ТС планируется ввести обязательное предварительное информирование о товарах, ввозимых из-за рубежа железнодорожным транспортом. Такие же перемены в перспективе ждут и товары, перевозимые авиатранспортом. Насколько эти меры упростят работу таможенников?

— Говорить, что предварительное информирование упрощает работу таможенников, наверно, не совсем правильно. Оно, скорее, делает проще жизнь именно перевозчикам или иным заинтересованным лицам, сокращает их временные затраты. Правда, только при условии, что предварительная информация была подана заблаговременно и является достоверной. Такие данные еще до прибытия товаров и транспортных средств анализируются с использованием системы управления рисками, и принимается предварительное решение по действиям таможенника по прибытии транспортного средства в пункт пропуска. После того как груз прибыл в пункт пропуска, таможенник лишь проверяет достоверность поданной предварительной информации и автоматически использует ее в качестве основы для транзитной декларации. Говоря проще, введение предварительного информирования о товарах, ввозимых автомобильным транспортом, помогает добропорядочному бизнесу. Мы подсчитали, что в целом время, необходимое для совершения таможенных операций в пунктах пропуска, для автомобильного транспорта сократилось на 30 минут и составляет сейчас в среднем 53 минуты, существуют возможности и для его дальнейшего сокращения.

В целом участники ВЭД позитивно оценивают предварительное информирование. Большинство из них отмечают облегчение прохождения границы, сокращение общего времени нахождения транспортных средств в пункте пропуска на 15—20 %. Однако есть и те, кто не считает, что время для них сократилось. Хотя давайте посмотрим, кто они: это те, кто не подал предварительную информацию заблаговременно.

Проект решения коллегии Евразийской экономической комиссии о введении обязательного предварительного информирования на железнодорожном транспорте разрабатывался нами совместно с таможенными службами и министерствами транспорта государств — членов ТС, а также с железными дорогами и бизнесом. Введение обязательного предварительного информирования о товарах, перемещаемых железнодорожным транспортом, по нашим оценкам, позволит не только сократить время, необходимое для совершения таможенных операций по прибытии товаров, но и минимизировать случаи задержки вагонов. Об этом свидетельствует и совместный проект Белорусской железной дороги и таможенной службы Беларуси, работающих в таком режиме при оформлении транзитного поезда «Зубр». А вот проект решения о введении обязательного предварительного информирования на воздушном транспорте пока еще только начали обсуждать. К работе над проектом приглашены представители авиаперевозчиков, администраций аэропортов и бизнес-сообщества. Мы планируем, что введение обязательного предварительного информирования на авиационном транспорте произойдет в 2015 году.

— Экономическая интеграция стран «тройки» требует ускорения унификации национальных таможенных законодательств. Нет ли в этом вопросе у нас проблем?

— Таможенный кодекс ТС в действующей редакции применяется уже более трех лет, но помимо него было принято еще 20 международных соглашений, касающихся вопросов, не урегулированных кодексом. А вот технологические и технические вопросы регулируются решениями комиссии, которых на сегодняшний день порядка 50. Кроме того, напомню, что на момент создания таможенного законодательства ТС были также достигнуты договоренности о наличии сегмента таможенного законодательства, который будет регулироваться каждой страной на национальном уровне. Сейчас можно сказать, что наличие в кодексе большого количества отсылочных норм на национальное законодательство государств — членов ТС — это один из самых острых вопросов, который часто преподносят как основную характеристику несовершенства таможенного законодательства и таможенного регулирования в странах «тройки». Именно этот пункт и воспринимается многими как барьер, сдерживающий дальнейшую интеграцию, развитие предпринимательства и экономический рост наших стран.

Недавно мы провели ревизию отсылочных норм, которые есть в Таможенном кодексе ТС, проанализировали причины, по которым они на момент создания Таможенного кодекса не могли быть унифицированы, и пришли к следующим выводам. Всего документ содержит 339 отсылочных норм, но только 60 %, или 211 из них, относятся к таможенному законодательству, а остальные — к налоговой, валютной, административной, гражданской и другим сферам. То есть почти 40 % имеющихся в Таможенном кодексе отсылочных норм на национальное законодательство государств — членов Таможенного союза выходит за пределы компетенции таможенных органов. На последнем заседании Консультативного комитета по таможенному регулированию, которое состоялось в августе этого года в Минске, мы представили результаты проведенного анализа и свои предложения об унификации отсылочных норм. По итогам обсуждения была отмечена целесообразность поэтапного обсуждения этого вопроса.

Сейчас кардинально изменился подход к применению таможенного законодательства. На момент разработки Таможенного кодекса Таможенного союза еще сложно было предположить, что интеграция Беларуси, Казахстана и России будет двигаться такими темпами. А сейчас трехлетняя работа на единой таможенной территории объективно показала, что наличие национальных особенностей в таможенном законодательстве может снижать эффективность таможенного контроля, являться барьером для хозяйствующих субъектов при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Безусловно, при проведении такой унификации придется искать разумные компромиссы между интересами государств — членов Таможенного союза и бизнес-сообщества. Однако все при этом понимают, что эти интересы и происходящие в странах процессы сейчас объединены общей целью: углублением экономической интеграции государств — членов ТС на пути к созданию Евразийского экономического союза.

— В последнее время часто говорят о необходимости внедрения принципа «Единого окна» в Таможенном союзе. В чем он будет заключаться?

— Участникам ВЭД приходится готовить и представлять госорганам значительный объем информации и документов в порядке соблюдения регулирующих требований, касающихся экспорта, импорта и транзита не только в государствах — членах Таможенного союза, но и во многих странах мира. Понятно, что такие обширные требования вместе с издержками, связанными с их соблюдением, представляют собой серьезное бремя для органов госуправления и деловых кругов и выступают ощутимым барьером для развития международной торговли. Согласен, административная система, существующая в странах ТС в сфере международной торговли, сложна и недостаточно прозрачна. Имеют место и дублирование необходимых документов и процедур, и дублирование функций вовлеченных ведомств и организаций. Одним из действенных реальных инструментов решения проблем для построения эффективной системы регулирования внешнеэкономической деятельности является применение механизма «Единого окна», который позволяет создать наиболее оптимальную систему взаимодействия госорганов, а также бизнес-структур на основе информационного взаимодействия. В странах, применяющих этот принцип во внешнеэкономической деятельности, таких как Сингапур, Швеция, количество документов, необходимых при экспорте и импорте, составляет от 3 до 5, тогда как в государствах — членах ТС этот показатель составляет в среднем от 9 до 12.

«Единое окно» предполагает реализацию возможности однократного представления документов и сведений участниками ВЭД в стандартизированном виде через единый пропускной канал для их последующего использования всеми заинтересованными государственными органами. Механизм не только позволяет сократить количество представляемых документов для ведения внешнеэкономической деятельности, оптимизировать их выдачу и проведение процедур государственного контроля, но и способствует внедрению всестороннего межведомственного анализа и управления рисками во внешней торговле. В настоящее время в странах Таможенного союза проводится работа по созданию национальных «Единых окон» с учетом опыта Всемирной таможенной организации и рекомендаций Европейской экономической комиссии ООН. Однако основной проблемой реализации национальных «Единых окон», по нашему мнению, является обеспечение консолидации усилий и согласованности действий национальных государственных органов, в том числе определение координирующего государственного органа и наделение его соответствующими полномочиями. Другой проблемой является различный уровень автоматизации госорганов, отсутствие унификации разрешительных электронных документов, используемых государственными органами. Вместе с тем в качестве одного из стратегических критериев интеграционного строительства ЕЭП в государствах «тройки» Евразийская экономическая комиссия определяет потребность организации на юридической основе электронного информационного взаимодействия национальных «Единых окон» между собой посредством интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза. С этой целью был разработан проект Основных направлений развития «Единого окна» в сфере регулирования внешнеэкономической деятельности. Этот проект должен стать импульсом для дальнейшей работы государств — членов Таможенного союза по созданию национальных «Единых окон» на основе единых подходов, обеспечивающих взаимодействие в рамках Таможенного союза.

В рамках второго этапа работы по подготовке изменений в Таможенный кодекс Таможенного союза мы также предполагаем внести изменения, направленные на реализацию механизма «Единого окна», в том числе связанные с использованием таможенной декларации в виде электронного документа как основной формы таможенного декларирования.

ЕЭК планирует просить глав государств Таможенного союза рассмотреть проект Основных направлений для того, чтобы президенты дали поручения национальным правительствам разработать на этой основе свои системы, поскольку три страны ТС находятся на разных уровнях готовности к введению принципа «Единого окна».

— Еще один интересный вопрос — механизм электронного декларирования. Как проходит внедрение этой системы?

— Хотя законодательно в Таможенном кодексе ТС закреплено право использования электронных документов, в соответствии с его нормами первичными при таможенном декларировании товаров остаются документы на бумажных носителях. Но нельзя сказать, что мы стоим на месте, — электронное декларирование развивается в соответствии с национальными программами государств ТС. В настоящее время в Беларуси доля деклараций на товары, оформленные в электронном виде, составляет порядка 90 %. В Казахстане приступили к внедрению технологий электронного декларирования в этом году, уже таким образом оформляется экспорт, к концу года планируется начать эксперимент по оформлению импорта. В России доля электронного декларирования уже составляет почти 100 % и предполагается, что с 1 января 2014 года декларирование товаров будет осуществляться исключительно в электронной форме.

Создание условий для перехода на обязательное электронное декларирование и полный отказ от представления документов и сведений на бумажных носителях при декларировании товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС, — это одна из главных задач, стоящих перед Евразийской экономической комиссией. Следующими шагами в развитии технологии электронного декларирования станут технологии автоматической регистрации таможенной декларации и автоматического выпуска товаров.

— Скажите, каких нововведений в таможенном регулировании в ТС стоит ожидать в 2014 году?

— В настоящее время на разных стадиях разработки, согласования или подготовки к подписанию находятся порядка 14 проектов международных договоров. Они затрагивают такие важные вопросы, как регулирование порядка перемещения через таможенную границу товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, порядка перемещения товаров по таможенной территории ТС через территорию иностранного государства, особенностей применения Конвенции МДП и Конвенции о временном ввозе на единой таможенной территории ТС и так далее. Вносятся также изменения и в соглашения, регламентирующие вопросы перемещения товаров физическими лицами для личного пользования, представления предварительной информации, а также функционирования свободных экономических зон и применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны. Однако подписание международных договоров в первую очередь зависит не от комиссии, а от работы министерств и ведомств государств — членов Таможенного союза при внутригосударственном согласовании и проведении внутригосударственных процедур, необходимых для их подписания.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter