Прорезалась у вуза «точка роста»

БГУИР освоил производство лабораторных стендов по электроцепям

Деньгами из госбюджета ее не поливали, сама поднялась

«Виртуальный» прибор хорошему не научит?

Обучая студентов с помощью модных сегодня «виртуальных» приборов, моделирующих на компьютере работу любого измерительного устройства — какого-нибудь осциллографа, омметра или частотомера, мы получаем «виртуальных» специалистов с поверхностными знаниями, которых на производстве нужно еще долго доучивать. Именно поэтому, решили в Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники, производство стендов для проведения лабораторных работ по теории электрических цепей и преобразовательной технике должно быть поставлено на поток. С участием преподавателей профильной кафедры такое оборудование спроектировал, а затем и освоил Инновационно-технический центр — подразделение научно-исследовательской части университета.

В Беларуси подобные лабораторные комплексы никогда прежде промышленным способом не выпускались, хотя такая задача, оказавшаяся для Минпрома неинтересной, в свое время ставилась. А потому традиционно энтузиасты в каждом вузе сооружали собственные стенды. Выглядели самоделки чаще всего незавидно, но что делать, если импорт и в советское время был не по карману системе образования, и сегодня он недоступен, несмотря на то, что положение страны, принимающей на обучение иностранцев, вроде бы обязывает иметь соответствующее лицо.

Лабораторные модульные стенды в исполнении конструкторов университетского центра — это изящные «соты» из алюминиевого профиля, в которые вставляются симпатичные сменные панели, то есть упрощенные и раскрытые для обозрения действующие модели различных приборов собственной разработки, изготовленные с использованием типовых наборов микросхем. Таким образом, моделируется 24 цикла лабораторных работ, причем каждая из них может выстраиваться в 7 вариантах. Все это не игрушки, а средство для выполнения самых настоящих исследований и учебных экспериментов, без которых немыслимо становление специалиста. Проект, завершающий создание учебно-методического комплекса по дисциплине, комплексный, дополняется электронным учебником и позволяет проводить обучение на высоком уровне.

— Казалось бы, — поясняет директор Инновационно-технического центра Анатолий Кузьмич, — в учебном процессе проще использовать настоящую аппаратуру. Но это очень дорого, поскольку каждый прибор стоит сотни долларов, а требуется их много. Поэтому учебными стендами промышленного изготовления пользуются все ведущие университеты мира. Хотя и стоят они за рубежом тоже недешево. А самые сложные из наших обходятся дешевле, чем самый дешевый импортный. Свой первый стенд мы продемонстрировали в мае прошлого года, а с февраля в оснащенном нами первом учебном классе кафедры теоретических основ электротехники начнутся лабораторные занятия. Намерены постепенно обеспечить стендами по другим дисциплинам также остальные кафедры. Можем помочь модернизироваться и другим вузам. Наши мощности позволяют без напряжения оснащать 6 классов в год, а если немного перестроимся, то будем в состоянии изготавливать по 1—2 комплекта в месяц. В перспективе, если будут заказы, можем взяться и за лабораторные стенды по физике для средних школ. Мы уже присмотрели очень интересные российские методические разработки и по ним можем создать иллюстративную стендовую базу. Физика при этом в любой школе превратится в самое увлекательное занятие.

Задачка для кроссворда: «Кормящее устройство» из 9 букв. На «транспор» начинается, на «т» заканчивается. Что это?

Лабораторные стенды — далеко не единственное, что создает эта уникальная молодая команда, сформированная 7 лет назад из выпускников БГУИР. Инновационно-технический центр поставляет на конвейер Минского тракторного завода и «Гомсельмаша» электронные датчики уровня и объема топлива. Выпускаются здесь и компоненты системы удаленного мониторинга различных объектов, которая используется для контроля перемещения и характера выполняемой работы автомобилей, тепловозов, теплоходов, а также компрессорных станций, автономных генераторов и другой техники. Кроме того, производится не имеющая аналогов аппаратура для дистанционного контроля протечек трубопроводов. Все это создается на базе собственных разработок и только своими силами.

Что любопытно, на опытном производстве центра есть металлорежущие станки и другое промышленное оборудование, купленное, кстати, за свои заработанные деньги, но нет простых рабочих. Все «пролетарии» — это студенты-заочники инженерных специальностей. Каждый из 40 инженеров и техников, если требуется, становится к станку, выполняет работу токаря, радиотехника, наладчика, технолога, даже экономиста. Это позволяет работать исключительно эффективно. От постановки задачи до создания опытной партии здесь редко проходит более 4 месяцев — недостижимые сроки для государственного промышленного предприятия.

Конечно, объем производства у центра относительно невелик — около 450 миллионов рублей в месяц. Но наращивать его в условиях небольшого опытного производства сложно. Поэтому та же система мониторинга, разработанная здешними конструкторами, известна лишь под брендами России, Украины и стран Балтии. Хотя и в Беларуси ее тоже можно встретить. Например, ей не нарадуются на Радошковичском керамическом заводе, где благодаря электронному контролю дисциплины водителей удалось резко повысить эффективность использования автопарка. То же самое можно сказать и о расположенном в поселке Гатово Минском заводе «Вторчермет», где система мониторинга фиксирует не только продолжительность работы автомобилей, скорость, пробег, расход топлива, моточасы двигателя, в том числе во время простоя на остановках, но и работу манипуляторов, которыми грузят металл. Применение подобных систем мониторинга, как показала их опытная эксплуатация, позволяет эффективно бороться с приписками и воровством, что ведет к сокращению расхода топлива от 7 до 30 процентов на единицу транспорта, на 10 процентов увеличивает межремонтный пробег. Но случаи внедрения отечественной разработки на белорусских предприятиях пока редки. И многих руководителей, не говоря уже о недобросовестных водителях, существующее положение устраивает, так как позволяет хорошо кормиться на такой «скатерти-самобранке».

— Разрабатывая технические решения для системы мониторинга и изготавливая по заказам зарубежных партнеров отдельные ее компоненты (могли бы и все делать, но не позволяют площади), мы пока остаемся в тени, — подтверждает Анатолий Кузьмич. — Инжиниринговые фирмы, с которыми у нас заключены договоры, позиционируют выпускаемые в своих странах системы как собственные, каждая продвигает свой бренд, а потому наша разработка, заложенная в них, за рубежом идет широко. Мы не возражаем, так как свои финансовые обязательства они выполняют. Но нам интересен и белорусский рынок, который пока практически закрыт, так как нет технического кодекса на применение таких средств на предприятиях промышленности республики. Чтобы такой нормативный документ появился, необходимо утвердить рекомендации по применению и провести государственные испытания системы мониторинга. С просьбами выделить на это средства мы трижды обращались в Национальную академию наук, в Госкомитет по науке и технологиям, которые распределяют финансовые ресурсы, но не получили поддержки. А ведь это задача все же государственная, и можно только сожалеть об отсутствии интереса к разработке, способной поставить точку на проблеме неэффективной работы транспорта.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter