7 октября БПЦ чтит память преподобного Леонтия Карповича — защитника православия

Проповедник любви

Архимандрит Виленский вернулся в церковную память спустя почти четыре века после кончины

7 октября Белорусская православная церковь вспоминает святого Леонтия Карповича — борца с унией. Он не позволил прекратить православные богослужения, явив пример твердого стояния в вере, а также мудрость педагога и талант проповедника. Его бросали в тюрьму, пытали, а слово Виленского Златоуста продолжало звучать.

Борец за веру

Родившийся в 1580 году Лонгин Карпович, младший сын Андрея Федоровича Карповича, протопопа пинской замковой церкви имени святого Димитрия, получал образование в школе Лещинского монастыря, одного из наиболее древних в Беларуси. Монастырь славился древними святынями, богатой библиотекой и духоносными насельниками. Быть может, именно эта обитель стала духовной колыбелью первого наместника Виленского Свято-Духова монастыря, святого земли белорусской в монашестве Леонтия Карповича.

Любовь Левшун.
Доктор филологических наук Любовь Левшун реконструировала жизнь и творчество преподобного по документам. На основе монографии протоиерей Сергий Гордун написал житие святого. Разрозненные сведения, как детали алмазной мозаики, собираются в единый образ великого проповедника, архимандрита Леонтия Виленского.

— Начальные знания Лонгин получил дома от отца. Учился также в Острожской школе, Пинском Лещинском монастыре, затем в братской школе Свято-Троицкого монастыря в Вильно. Образование получил очень достойное: знал латынь, греческий, польский, церковно-славянский языки, владел «руской мовой», — листает Любовь Викторовна свою книгу.

После принятия Брестской унии православные братчики лишаются Свято-Троицкого монастыря и основывают рядом, во владениях князей Воловичей, Свято-Духов монастырь. Православный храм, построенный на частной территории, отобрать никто не мог. Лонгин Карпович всего себя посвящает этой обители. Здесь находят духовную пристань и монахини, гонимые униатами из женских православных монастырей.

— Он составляет устав обители, работает сам на стройке, копает землю, таскает камни, — продолжает доктор филологических наук.

Времена унии принесли тяжкие испытания для православных. В 1609 году Карпович был в числе тех, кто отправляется на варшавский сейм, чтобы защитить православных. А в 1610‑м в типографии Свято-Духова монастыря выходит «Фринос» братчика Мелетия Смотрицкого — выдающееся произведение, направленное против унии. Труд обретает большую популярность.

— «Фринос» наделал столько шума, что вмешался король, которому доложили, что печатается подобная литература в типографии Виленского православного братства.
В результате братская типография была разгромлена, тираж текста изъят, а главный типограф братства, уже постриженный в монахи Леонтий Карпович, брошен в подземелье, где под пытками его продержат два года.
Неслыханное наказание для шляхтича Речи Посполитой. Только ли за выпуск статьи, разоблачающей унию? Любовь Левшун рассуждает о более весомых причинах заточения:

— На 1609 год в Вильно есть только одна православная церковь — в Свято-Духовом монастыре, но нет ни одного православного священника. Это значит, что служение божественной литургии прекращается. Леонтий Карпович рукополагается в священники, чтобы не оставить верующих без богослужения. В тех условиях своим поступком он просто ложится на амбразуру. Благодаря высокому авторитету Леонтий вскоре становится во главе Виленского Свято-Духова монастыря в сане архимандрита, учреждает в обители общежительный устав по чину святителя Василия Великого и, будучи еще и ректором братской школы, воспитывает в духе традиций православия молодежь. Кроме того, архимандрит направляет монахов виленской обители в Минск, где тоже свирепствует уния, для устроения оплота православия на белорусских землях — Свято-Петро-Павловского собора.

После освобождения архимандрит публикует две проповеди «На Преображение Господне» и «На Успение Пресвятой Богородицы». Послушать его слово приходили верующие разных конфессий — православные считали наместника монастыря по красноречию подобным Златоусту, настолько проникновенно он говорил о душе человеческой.


Любовь Левшун делится впечатлением:
— Проповеди объемные по охвату проблем. Мысли до того глубокие и универсальные, что годятся для любой эпохи. Поражает богословская тонкость текстов, незлобливость автора.
Дополняют портрет проповедника воспоминания современников. Из записной книжки церковного исследователя Исаии Трофимовича узнаем, что Леонтий Карпович никогда не выходил без водяных часов: настолько ценил время, весь день проводил или за чтением, или в молитве. А когда случалось отвлечься, это огорчало его до слез. Архимандрит Виленский ежедневно служил литургию и причащался.

В 1620‑м с восстановлением Киевской православной митрополии архимандрита Свято-Духова монастыря Леонтия Карповича избирают в число кандидатов на епископство Владимирское на Волыни и Брестское. Но смертельно больной архимандрит — тюрьма подорвала здоровье — уже не смог поехать в Киев. Он умер 7 октября 1620 года.

Тело Леонтия Карповича с отметинами от кандалов оставалось нетленным, но со временем останки были утрачены. А почти четыре века спустя архимандрит Виленский вернулся в церковную память.

Воскресшее имя

Прославление Леонтия Карповича в лике местно­чтимых святых в чине преподобных состоялось 15 мая 2011 года в Свято-Петро-Павловском соборе Минска.

— Наверное, во все времена церковь будет свидетельствовать об истине православия. Поэтому и сегодня прославление святых, живших многие столетия ранее нас, актуально. Они свидетельствуют, что мы едины с ними в целях и действиях. Чувствуем их участие в нашей жизни, — замечает протоиерей храма Александр Якутик.

Протоиерей Александр Якутик.

Накануне канонизации иконописцы Павел и Андрей Жаровы пишут первую каноническую икону святого. Работа сложнейшая, ведь нет образца. Но писалась икона очень легко, говорит Андрей Жаров:

— Образ восстанавливали сугубо по проповедям, старались почувствовать между строк, представить. Это сотрудничество с Богом. Ориентировались на иконографическую традицию. Для нас важно было отобразить внутреннюю зрелость преподобного.

Этот образ Святого Леонтия Карповича находится сейчас в Свято-Петро-Павловском соборе.

В 2012‑м произошло еще одно важное событие в истории почитания преподобного — перенесение другой его иконы, написанной тоже Жаровыми, из Минска в Вильнюс. В праздничном богослужении участвовал руководитель минского братства Виленских мучеников Константин Антанович:

— Я видел, как с огромным интересом люди, до этого не знавшие о святом Леонтие, встречали его икону в Свято-Духовом соборе Вильнюса. Личность преподобного была в центре внимания. Митрополит Иннокентий Виленский и Литовский держал икону с гордостью, огромным уважением и заботой.
Леонтий Виленский для нас образец веры. Человек пожертвовал собой, чтобы люди могли молиться свободно в храмах.

В издательском отделе братства в честь Виленских мучеников есть еще одна икона Архимандрита Леонтия Карповича. Композитор и иконописец Людмила Шелег отразила на ней основные эпизоды из жизни преподобного. Она поделилась, откуда возникло такое желание:

— Моего прадедушку звали Леонтий, и я решила написать для него икону Архимандрита Виленского Леонтия Карповича. Со святыми, которых я пишу, у меня особая духовная связь. Они мне сами подсказывают, как это делать.

Интересно, что написала она образ еще до решения Синода о прославлении Златоуста Виленского, будто предвидела его канонизацию.

Преподобный Леонтий по-разному стучится в жизнь человека. Так, будущему святому Афанасию Брестскому он явился в видении. «Диариуш» описывает, как путнику Афанасию повстречался очень больной человек и странник понес болящего на плечах. Известно, что Леонтий Карпович предвидел свою смерть и просил Господа даровать еще сил, чтобы противостоять унии, либо послать ему на смену единомышленника. Через семь лет после кончины архимандрита в Виленский Свято-Духов монастырь приходит за постригом послушник — тот самый Афанасий, который уже наяву пойдет дорогой архимандрита Леонтия.

На месте, где некогда стоял Лещинский монастырь, теперь парк культуры и отдыха. Монастырскую икону Божьей Матери Одигитрии Иерусалимской, возле которой молился Лонгин, хранит кафедральный собор Пинской епархии. Любовь Левшун, авторы икон преподобного и священнослужители помогли церкви воскресить святое имя Златоуста Виленского. Возможно, однажды верующие обретут и его нетленные мощи, которые недра земли хранят до нужного часа.

kosiykova@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter