Прописные истины газетного киоска

В век скоростных массмедиа распространять прессу непросто

В век скоростных массмедиа распространять периодику непросто. Особенно газеты. Это сродни искусству, ведь в руках большинства получателей информации современные гаджеты. Нажал на сенсорный экран — и через секунду узнал о текущих событиях в режиме реального времени.

Как же в таких условиях выживать распространителям традиционных печатных изданий? Еще год назад одно из таких предприятий — УП «Миноблсоюзпечать» из-за хронических убытков стояло на грани закрытия. В Министерстве информации и Миноблисполкоме всерьез раздумывали над передачей его функций другим юрлицам. И все же решили найти современного менеджера, который смог бы заставить работать экономику в плюс. И вот итог. В 2013 году распространители периодики Минщины полностью рассчитались с займами и бюджетной ссудой, снизили кредиторскую задолженность, в полтора раза увеличили производительность труда и зарплату. И впервые за многие годы получили чистую прибыль.

О рыночных секретах распространения печатных изданий, логистике отрасли и бюрократических препонах «Р» рассказал директор УП «Миноблсоюзпечать» Сергей ЕСИН.

— Сергей Олегович, сложно ли было за год перевернуть страницу истории «Минскоблсоюзпечати», отмеченную падением экономических показателей?

— Пришлось потрудиться всем. Реализацией периодических изданий на территории Минщины занимается коллектив, 95 процентов которого — женщины. В 22 районах области и городе Жодино у нас работают 185 торговых объектов и 18 единиц техники. В отличие от прежних лет мы сами теперь доставляем периодику в районы, исключая участие каких-либо коммерческих посреднических структур. Прежде чем свели убытки к нулю, немало поработали над логистикой: продумали оптимальные маршруты движения транспорта, достигли минимальных издержек и транспортных расходов. Результаты прошлого и первого квартала нынешнего года свидетельствуют: мы на правильном пути. За эффективную работу в Миноблисполком представлены документы для награждения начальника Слуцкого филиала Людмилы Лосик. Министерство информации наше предложение поддержало.

Однако периодические издания дают лишь половину товарооборота, вторая формируется за счет продаж потребительских товаров: реализуем канцелярские изделия, сувениры, книги, фотоальбомы, а также продтовары, напитки. В преддверии сезона, а синоптики обещают жаркое лето, практически возле каждого нашего киоска будут установлены холодильники для продажи мороженого и прохладительных напитков.

В ближайшее время намерены открыть торговый объект в республиканском Доме прессы. Согласитесь, не совсем справедливо, когда в доме, где делают ведущие газеты страны, нет магазина с периодикой. В День белорусской письменности в Заславле у нас будет работать торговый павильон, приобретенный благодаря помощи Миноблисполкома. В нем представим не только периодические издания страны, но также разнообразную печатную и сувенирную продукцию.

— Помните выражение: «газеты расходятся как горячие пирожки»? Есть ли у вас рецепты, которые не дают залеживаться свежей прессе в киосках?

— Газета — товар «скоропортящийся», поэтому мы стараемся, чтобы к 7 утра она уже лежала перед покупателями. По пути на работу люди хотят просмотреть свежие новости. А вечером у них другие заботы — надо бежать по личным делам. В течение дня и до позднего вечера покупателей можно заманить в магазины облсоюзпечати только расширенным ассортиментом товаров. Покупая, к примеру, продукты питания или что-то другое, они не пройдут мимо газетного ряда. Не случайно наши киоски в Столбцовском районе работают с 7 до 22 часов. Продавцы заняты в три смены и достигают товарооборота в среднем около 150 млн. рублей.

Ранее в Молодечненском филиале не вылезали из убытков: ситуация была тяжелая. Теперь там новый неравнодушный руководитель. Недавно открыли в сетевом магазине «Пресса-маркет» продовольственный отдел: помимо газет и журналов, продаем чай, кофе, шоколад, другие продукты питания. В Борисове в одном помещении с магазином периодики — кафе местного филиала облсоюзпечати, где можно выпить чашку кофе с бутербродами. Чем не объект придорожного сервиса на оживленной автомагистрали Минск—Москва?

— Традиционно киоски открывали где-то в центре города или поселка. Насколько мне известно, вы отошли от этих стереотипов?

— Внедряемся на социально значимые объекты: на проходные заводов и животноводческих ферм, центральные усадьбы агрогородков, открываем торговые объекты возле больниц и поликлиник, авто- и железнодорожных вокзалов. Чтобы люди были в гуще информационных событий, мы должны быть в гуще людей.

В этом отношении показательна работа Несвижского филиала: в канун Дня Печати и Праздника Победы в офисе предприятия открыт фирменный магазин. Помимо периодики, книг и сувениров, здесь есть и сопутствующие товары, в частности продукты питания. Открываем киоски на территории крупных сельхозпредприятий района, а также на Городейском сахарном комбинате. Кстати, вскоре начнем продавать в наших магазинах соки, джемы и сахар, которые производит это предприятие.

— Несвиж ассоциируется с известным историко-культурным объектом — Радзивилловским дворцом. Почему бы не открыть здесь магазин облсоюзпечати: ведь его посещают тысячи туристов?

— В этом вопросе без поддержки Несвижского райисполкома нам не обойтись. Местная власть должна выдать разрешение на установку торгового объекта возле замкового комплекса. Там масса павильонов коммерческих структур, но нам, к сожалению, руководство райисполкома пока отказывает. Непонятно, почему нашему предприятию, распространяющему ведущие государственные газеты и журналы, не желают выделить земельный участок возле популярного туристического объекта. В письменном ответе говорится, что положительное решение исполкома по данному вопросу противоречит действующему законодательству.

— Извечная проблема издателей и распространителей — сокращение списания нераспроданной периодики. Можно ли свести это явление к минимуму?

— Мое убеждение: количество нераспроданных изданий находится в прямой зависимости от активности руководителя филиала. Если свежая пресса поступила в киоск в 10—11 часов утра, можно считать, что она уже не товар, а макулатура. Газету любит утренний читатель, и эту прописную истину я стараюсь ежедневно довести до своих подчиненных.

На снимке: один из лучших коллективов системы работает в Несвиже: начальник участка розничной торговли Татьяна НАВОША (в центре), завскладом Людмила ШЕРШНЕВА, продавец Елена ЖУРАВСКАЯ.

Фото: Юрий БЕСТВИЦКИЙ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter