Почему многие предпочитают работать в городе, а жить в деревне?

Прописка с видом на сад

Тенденция на рынке загородного жилья постепенно меняется. Дома в близлежащих к городу деревнях раскупаются не только под дачи.

Всю деревню Подъятлы, что в семи километрах от Гродно, можно пройти за считанные минуты. Здесь лишь одна улочка, вдоль которой соседствуют восемь домов. Была бы она ничем не примечательной — из “инфраструктуры” только приезжающая автолавка. Но появились аисты.

— Одно, два... пять... восемь! — считаю птичьи гнезда. Символично: их ровно столько, сколько и домов, да в каждом по семье. Подобное явление увидишь нечасто.

Заприметив незнакомку, на улицу выходит один из жителей и доброжелательно вступает в разговор.

— Подъятлы — моя малая родина, я здесь родился и вырос, потом в город уехал, работал строителем, жил в квартире, а на пенсии неудержимо потянуло в родительское гнездо, — рассказывает семидесятипятилетний Станислав Детчик. — Сколько живу, не помню, чтобы столько аистов сразу прилетело. Хороший знак, ведь считается, что эти птицы детей приносят. Может, и наши Подъятлы помолодеют, — улыбается Станислав Юльянович и вспоминает деревню своего детства. 

Из восьми домов в Подъятлах только в одном живут круглогодично, остальные горожане используют под дачи, находя отдушину от суеты.

— А вот дома в соседних Рогачах уже раскупили под жилье, туда даже известный кузнец из Гродно переехал. Такую красоту навел! — подсказывает мой собеседник.

Горожанин Юрий Кобин, имя которого у многих ассоциируется с кузнечным искусством, осознанно выбрал местом жительства деревню и три года назад переехал сюда с семьей.

— У меня, как и у многих творческих людей, на городские квартиры — “аллергия”. Мы давно с супругой подыскивали домик, чтобы поменять городскую прописку на сельскую. Объездили много деревень, а остановились в небольших Рогачах на самом худшем по состоянию участке, который только видели. Само место понравилось всей семье. В деревне прижились, детям очень по душе пришлась сельская школа в Ратичах, говорят, что ничем не уступает городской гимназии, — рассказывает Юрий Владимирович.

— Выгоднее ли сегодня купить небольшой домик в деревне и сделать ремонт, чем строить квартиру? — интересуюсь практической стороной дела.

— Дом дому, конечно, рознь. Но ведь и к неказистому можно приложить руки, обустроить с душой. Такой вариант, безусловно, обойдется дешевле городской квартиры.

— Обычно в деревню, поближе к тишине и природе, переезжают пенсионеры. В Рогачах большинство новоселов тоже из той категории? — спрашиваю у бывшего горожанина.

— Наоборот, дома сейчас многие покупают под жилье, в том числе молодые семьи. Большинство наших односельчан на работу ездят в Гродно, ведь добраться до центра можно за двадцать минут, — рассказывает Юрий Кобин.

Все 17 домов в “бесперспективной” деревне Рогачи заселены. Два строятся с нуля. Судя по всему, здесь тоже планируют жить, а не только отдыхать. 

Многие ли горожане сегодня отдают предпочтение недорогому жилью в деревне? Специалисты гродненского агентства недвижимости “Фирма 2К и К” рассказали, что клиенты, желающие обменять городскую квартиру на домик в деревне, находятся, хотя это явление и не носит пока массовый характер. Обычно от такой сделки есть существенная финансовая выгода. А вот в сельсоветах Гродненского района подтвердили тенденцию: дома в деревнях раскупают не только под дачи, но и под жилье, в том числе молодые семьи.

— Немало участков в том числе проданы с аукциона, многие строят новые дома. Мы рады, когда новоселы едут в деревню не временщиками, а хозяевами. Они способствуют тому, чтобы село оживало, поддерживают порядок и, конечно, подают пример другим, — делится своим мнением председатель Подлабенского сельисполкома Светлана Сорока.

Границы переселения горожан на постоянное место жительства в деревню расширяются. Ведь при наличии хорошего автомобиля и полсотни километров до работы или учебы вполне приемлемы. Причем если раньше домик в деревне для постоянного места жительства покупали родители к пенсии, чтобы детям оставить городскую квартиру, то сейчас эту инициативу перехватывают молодые, уставшие от городской суеты, ищущие экологичности. 

— Мечтать о деревне и жить в деревне — разные вещи. Нужно понимать, что с переездом в сельскую местность могут поджидать и проблемы, с которыми наша семья тоже столкнулась. Прежде всего это бездорожье и подтопление участков. Сейчас как раз пытаемся разорвать замкнутый круг, — предупреждает о реалиях глубинки Юрий Кобин из Рогачей. 

А в соседней деревне Подъятлы, которую облюбовали аисты, недавно гродненская семья купила дом. Видимо, прав коренной сельчанин Станислав Юльянович: и у маленькой деревушки может быть будущее.

ТОП-3. ЧЕМ ПРИТЯГИВАЕТ ПРИРОДА?

•  Приверженцы модного движения дауншифтинг — за снижение скорости жизни, приземленный, без привычных благ цивилизации образ существования. Глубинку для этой цели выбирают все больше белорусов. Они, как правило, сдают свои квартиры в городах, что гарантирует им ежемесячный доход. Плюс работа на удалении — этот стиль жизни идеально подходит для программистов и ремесленников.

• Жители экопоселений ставят своей целью жить в гармонии с природой и окружающим миром, возрождать традиции предков: печь хлеб, шить одежду, возделывать землю. Здесь живут по своему уставу, в том числе запрещающему пить, курить, употреблять наркотики и ругаться матом. В Беларуси сегодня насчитывается около 60 родовых поместий. Пока в них проживает около 300 семей.

• Люди, черпающие вдохновение от природы, нередко покупают избушку или даже скромный хутор. Кстати, живописный уголок Салатье под Гродно уже по праву называют деревней художников.

ЦЕНА В КВАДРАТЕ

Специалисты агентства недвижимости “Твоя столица” говорят, что молодые семьи с детьми охотно покупают жилье в пределах 20 километров от Минска. Такая ситуация складывается и в регионах. Особым спросом пользуется недвижимость, находящаяся в 5—8 километрах от крупных городов. Под Минском дом эконом-класса, площадью около 200 квадратных метров, стоит около 140—150 тысяч долларов. В отдаленности же на 50 километров даже новый особняк с отделкой можно приобрести за сумму от 50 до 70 тысяч долларов. 

В деревнях и дачных поселках избы идут от 10 тысяч долларов. По словам экспертов в строительной сфере, себестоимость квадратного метра при возведении жилья на селе в среднем укладывается в 350 долларов. В то же время квадратный метр в трехкомнатной квартире стандартных потребительских качеств в столице стоит около 1050 долларов. 

В ТЕМУ

Аист на крыше — это своеобразный символ сельской местности. Издревле существует примета, связанная с этими грациозными птицами — они приносят в семьи детей. Причем, сколько аистят в гнезде, столько и детишек будет в семье. 

В былые времена люди на окошки изб специально выкладывали для этих птиц угощения ради приманки, а на крышах устанавливали колеса от телег, чтобы они там устроили свое жилье. Эти птицы пару выбирают одну и на всю жизнь и всегда возвращаются к своему гнезду из жарких стран. В период высиживания птенцов пары держатся сами по себе, а во время зимования собираются в огромные стаи, которые могут насчитывать десятки тысяч особей. Живут аисты до 20 лет, гнезда начинают вить с шести. И ныне считается, что гнездо аиста на крыше дома обязательно принесет счастье и покой хозяевам. Примечательно, что у этих птиц даже есть своеобразный вид наследства, когда гнездо родителей переходит к их детям.

semenova@sb.by

Фото БЕЛТА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter