История: подвиг первого Героя Беларуси Владимира Карвата

Прописан в агрогородке навсегда

Владимир Карват ценою собственной жизни подарил второй день рождения барановичской деревни Арабовщина
Журналист «СГ» только что вернулся из барановичской деревни Арабовщина, которой Владимир Карват ценою собственной жизни подарил второй день рождения

ВЛАДИМИР КАРВАТ. Человек, который первым был удостоен звания Героя Беларуси. Он отвел горящий самолет в сторону от деревни Арабовщина Барановичского района и тем самым спас немало жизней. 21 ноября 1996 года вышел Указ Президента о награждении летчика медалью Героя. Посмертно. С тех пор прошло 18 лет, однако местные жители помнят во всех деталях, как они вместе с государством увековечивали память своего спасителя. Я сам — родом из Барановичей, и поэтому не мог не поехать в канун дня рождения летчика-героя за 15 километров от райцентра в Арабовщину — на место его подвига.

СПРАВКА «СГ»

Владимир КАРВАТ родился в Бресте 28 ноября 1958 года. Военный летчик первого класса, подполковник. В 1981 году окончил Армавирское высшее военно-авиационное училище летчиков. Был направлен для прохождения службы на Дальний Восток (поселок Калинка Хабаровского края). Летал на самолете МиГ-23. В августе 1994 года по собственному желанию прибыл для прохождения службы в Вооруженные Силы Республики Беларусь. 11 сентября 1994 года принял присягу на верность народу Беларуси. Назначен начальником воздушно-огневой и тактической подготовки 61-й истребительной авиабазы, дислоцировавшейся в Барановичах. Погиб 23 мая 1996 года при выполнении учебно-тренировочного полета…

За 14 секунд до падения

23 мая 1996 года подполковник Владимир Карват выполнял учебно-тренировочный полет на самолете Су-27 в Барановичском районе. В 22.52 его самолет на высоте 900 метров летел со скоростью 540 км/ч. Загорелось табло предупреждения о падении давления в первой гидросистеме. Через 29 секунд это сообщение исчезло, но вскоре появились сигналы о других повреждениях. На скорости 440 км/ч отказала система управления.

Карват связался с землей и получил команду покинуть самолет. Но его остановило то, что по курсу падения находились жилые постройки деревни Арабовщина. Пилот не катапультировался, до последнего момента пытаясь уйти в сторону от деревни. В 22.54 самолет упал на землю с вертикальной скоростью около 30 м/сек.





Причиной катастрофы стал пожар в отсеке левого хвостового обтекателя, который раньше считался пожаробезопасным и не имел датчиков предупреждения о возгорании. Как потом написали в наградном листе: «За 14 секунд до падения самолета летчик доложил, что машина неуправляема, вместе с этим положение летчика в кабине после столкновения с землей (левая рука на ручке управления двигателем и правая рука на ручке управления самолетом) свидетельствует, что оставшиеся 14 секунд полета подполковник Карват, используя минимальные возможности воздействия на самолет, продолжал уводить его в сторону от деревни».

У летчика получилось все, как он задумал за 14 секунд до своей смерти: самолет упал в поле между деревнями Арабовщина и Большое Гатище…

Святой день

Арабовщина сегодня — агрогородок, где проживает более 600 человек. Улицы ее встречают меня гостеприимно. Здесь многолюдно — за последние двадцать лет деревня разрослась и сильно изменилась. От главной улицы в разные стороны ответвляется множество маленьких улочек и переулков. Собеседника, который может мне поведать о событиях почти двадцатилетней давности, найти несложно. Жители Арабовщины, как я смог убедиться, свято хранят память о человеке, который подарил им второй день рождения.

Галина Ломская в 1996 году работала директором Арабовщинской средней школы. Для нее, как и для всех остальных жителей деревни, день присвоения Владимиру Карвату звания Героя Беларуси — святая и памятная дата:

— После того как летчика похоронили, многие в деревне задумались: а что дальше? Как отблагодарить нашего спасителя, пусть даже и посмертно? Мы выражали соболезнования родным, близким, сослуживцам, собирали по домам деньги, чтобы передать их родным, ездили на похороны. Но хотелось увековечить память, чтобы все знали и помнили об этом человеке. 

— Решение поставить герою памятник пришло сразу? — спрашиваю у Галины Ломской.

— Да. Но где его установить? Было два варианта. На месте гибели в поле — многие приезжали именно туда. Или в центре деревни. Но потом твердо решили: быть памятнику в центре деревни.

Моя собеседница рассказала, что жители придумали и проект монумента: памятник, по их мнению, должен выглядеть как самолет, врезавшийся в землю. Заказали копию того самого Су-27, на котором Владимир Карват совершал свой последний полет. Галина Ивановна отлично помнит церемонию открытия памятника в 1996-м:

— Тогда собрались сослуживцы, ветераны, священник отслужил службу здесь и в поле, где упал самолет. На месте гибели тоже должен быть какой-то знак, решили сельчане, поэтому через некоторое время там насыпали небольшой холм и установили памятный камень с табличкой. А вскоре провели собрание жителей деревни, обратились с ходатайством к Президенту. На коллективное письмо получили ответ: «Указом Главы государства 21 ноября 1996 года Владимиру Карвату присвоено звание Героя Беларуси. Посмертно».

Но жители на этом не остановились. Не прошло и года, как поступило предложение назвать именем Карвата улицу в Арабовщине. С просьбой обратились в сельсовет и райисполком. Так улица Молодежная стала улицей Карвата, а в самом ее начале разбили сквер и установили камень с памятной надписью.

От Галины Ивановны узнаю: каждый год 23 мая в деревне проводится день памяти: проходит митинг, возлагают венки, в школе, где оформлен уголок Карвата, принимают детей в пионеры. Всегда приезжают сослуживцы летчика с 61-й авиабазы. Специально в этот день сюда едут ученики из школы, где учился летчик-герой. Несколько лет назад приехала его первая учительница… 

Регина Рудая с улицы Карвата

Что рассказали сельчане журналисту о том трагическом дне? Очевидцы сначала услышали какой-то сильный звук, как будто от взрыва, но не придали этому большого значения. Местные привыкли, что здесь часто летают самолеты, проходят военные учения. Через некоторое время узнали, что рядом разбился самолет. От деревни это километра полтора, так что многие поспешили на место трагедии.

Жительница улицы имени Владимира Карвата Регина Рудая отчетливо помнит тот день. Ее муж Иван Владимирович был одним из первых, кто приехал к месту падения самолета. Вот что она рассказывает:

— Когда упал самолет, нас дома не было. Приехали, а тут звонок. Знакомый военный сообщил, что неподалеку от Арабовщины разбился самолет. Муж помчался искать то место. Он потом говорил, что повсюду были разбросаны обломки, кабина находилась отдельно, даже показалось, что летчик живой, но… Потом появились пожарные, милиция, оцепили все. После похорон сюда несколько раз приезжала жена летчика Нина Кирилловна с детьми. Все это очень страшно: двое детей остались без отца. Сегодня мы не знаем, что могло бы случиться, упади самолет на деревню. Но Карват решил поступить по-другому: ценой собственной жизни спас людей. 

Зинаида Ревковская в 1996-м — киномеханик в местном клубе. Она, показывая мне, как пройти к месту гибели Карвата, вспоминает:

— Было уже достаточно поздно, в клубе как раз закончился киносеанс. Я вышла на крылечко Дома культуры. И тут то ли взрыв, то ли еще что. Я подумала, что это учения идут. Если честно, даже мысль о войне мелькнула. От страха и волнения забежала в клуб. Когда снова вышла на улицу, люди собрались и говорят, что в поле что-то взорвалось: было видно зарево, словно от пожара. Оказалось, что тот огонь в поле был знаком нашего спасения. Светлая память Герою.

Сергей СОЛОНКЕВИЧ

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter