Пропал по собственному желанию

Невероятные истории с безвестно пропавшими
Невероятные истории с безвестно пропавшими

«Хватит с меня. Развод!» — решение жены, принятое после очередной семейной междоусобицы, Константина Мохова буквально убило. Как ни уговаривал муж благоверную не подливать ледяной воды в затухающий семейный очаг, та оставалась непреклонной. Из зала суда бывшие супруги вышли чужими людьми. Он — в мрачных раздумьях, она — полная смелых планов и радужных надежд, которым вскоре суждено было сбыться. Встреча с обаятельным французом закончилась для молодой женщины свадебным маршем. Счастья, свалившегося на упорхнувшую возлюбленную, экс–муж не пережил.

В бешенстве примчался к ее родне. Но адрес новобрачных от него предпочли держать в тайне. Тогда ревнивец ничего лучше не придумал, как прийти в милицию и объявить: «Пропала бывшая жена. Найдите!» Случай, кстати, нередкий. Как это ни парадоксально, многие из тех, кто числится в розыскных списках, никуда и не исчезали...

Ищу соперницу

Пропал человек! Это всегда ЧП. А вдруг стряслась беда? Розыскные дела в каждом районном отделении внутренних дел — на особом контроле. Вернуть людям, потерявшим близких, надежду — что может быть важнее?

В большинстве случаев поиски приносят результат. Но при этом нередко выясняется, что отчаяние безутешных родственников — не что иное, как искусно разыгранный спектакль. Истинные мотивы режиссеров этих представлений могут быть самыми неожиданными.

— Иногда обращение в милицию используется как средство слежки за неверными супругами, — рассказывает старший оперуполномоченный отдела уголовного розыска Центрального РУВД Минска Дмитрий Леонов. — Ревнивцы пытаются выяснить, кто соперник или соперница. Узнать телефон, адрес. У нас, конечно, есть возможность установить эти данные. Однако информация о личной жизни, полученная в процессе розыска, строго конфиденциальна.

Дмитрий Леонов — оперативник опытный. Раскусить очередного заявителя–афериста для него не составляет особого труда. Но на каком основании откажешь человеку в приеме заявления? Есть обращение — милиция обязана реагировать. Год от года находится все больше охотников привлечь сотрудников правоохранительных органов для решения личных проблем. В одном только Центральном РУВД за шесть последних месяцев зарегистрировано 60 заявлений о без вести пропавших (для сравнения: за весь 2006 год их поступило около 50) — настоящий поисковый бум. Найдено 52 человека, из них 4 — мертвыми (несчастные случаи). Остальные живы и здоровы. Никакого криминала. Спрашивается, с какой стати их разыскивать милиции?

Одна предприимчивая дама и не скрывала меркантильной цели визита в милицию.

— Примите заявление: сгинул муж.

— Когда?

— 10 лет назад...

— ?

Где благоверный — на том свете или на этом, визитершу вовсе не интересовало. С помощью хитрого хода супруга пыталась добиться судебного решения о признании своего благоверного, подавшегося в бега, умершим. Следующий шаг — лишить его права собственности на квартиру.

Опасные маршруты

Особая категория без вести пропавших — душевнобольные. Таких в общей массе разыскиваемых — около 10 процентов. Одни уходят из дому, другие — из интернатов. И как правило, не один раз.

У людей с психическими отклонениями, имеющими склонность к странствиям, маршруты обычно одни и те же. Но заканчиваются эти путешествия порой печально. Нынешней весной из озера в заказнике «Лебяжий» выловили тело женщины. Родные ее опознали. У дамы была странность — она любила обнажаться на свежем воздухе независимо от поры года. Купание в ледяной воде закончилось трагически...

Потерялся ребенок. В такой ситуации сыщикам важно знать, что случилось накануне? Чаще речь идет о бегстве из дому. Причина? Семейный скандал. Однако родители предпочитают не выносить сор из избы. Такая скрытность сильно осложняет поиски. Маленький беглец может прятаться в соседнем подъезде, а может ехать в поезде за сотни километров от дома. Как узнать, на что он решился? Ведь никто, кроме мамы и папы, не знает, о чем малыш пишет в своем дневнике, что просит подарить на день рождения и в какой далекой стране мечтает побывать?

Полный туман

Некоторые исчезают из поля зрения домочадцев вполне сознательно, так сказать, по собственному желанию. Многие и не подозревают, в какие проблемы может вылиться столь легкомысленный поступок.

Полтора месяца назад в дежурную часть Центрального РУВД сама не своя от волнения обратилась жена водителя–«дальнобойщика»:

— За 10 лет совместной жизни ни разу не было, чтобы Коля не дал о себе знать. Не стряслась ли беда?

Начались поиски. На российской трассе нашлась пустая фура Николая Волошина. Следов самого водителя нигде не было видно. Обстоятельства вызывали тревожные мысли.

Тем временем произошло событие, пролившее свет на эту темную историю. Буквально на днях из минского городского бюро регистрации несчастных случаев поступила информация: в одну из клинических больниц доставлен Николай Волошин. Тот самый. Диагноз: алкогольное отравление. Несколько недель глава семейства на всю катушку гулял в белокаменной за деньги, вырученные от продажи хозяйского товара. Когда финансы истощились, вернулся в Минск и сразу же попал на больничную койку: измотанный попойками организм дал сбой.

А вот еще сюжет из жизни «дальнобойщиков». Степану Кузнецову предстоял рейс в Санкт–Петербург. Как водится, посидели на дорожку в семейном кругу. А после этого жена и детишки ничего не слышали о кормильце несколько лет. Мысленно Степана уже похоронили, как вдруг он сам явился в милицию с просьбой помочь ему узнать... кто он и откуда? Сам Кузнецов смог вспомнить лишь маленький эпизод, предшествовавший длительным скитаниям: «Напали грабители, ударили по голове, очнулся — кто я, откуда? Полный туман». Впрочем, установили сыщики, эта душещипательная история — сплошной вымысел. За приступом острой амнезии скрывалась запутанная любовная история. Финал мелодрамы? Африканские страсти постепенно остыли и превратились в пепел. А герою–любовнику ничего не оставалось, как вернуться в семью. По дороге беглец и сочинил свое «алиби».

Иной раз, чтобы распутать клубок хитросплетений из мотивов и поступков, сыщикам приходится проникать в самые глубинные тайны чужой души. За сухими строками протоколов, подшитых к одному из розыскных дел из архива старшего оперуполномоченного Леонова, — титанический труд, которого хватило бы на три диссертации по психологии. Главный фигурант — образованный молодой человек, который в один из дней, ни слова не сказав матери и отцу, сел в поезд и укатил в направлении Киева. Там следы его терялись. Долгое время о пропавшем не было ни слуху ни духу. Нашли парня в горах Крыма. Что он там забыл? Оказалось, ключ к совершенству. До горных вершин отшельника довело увлечение древнеиндийским языком и философией.

На столе Дмитрия Леонова — горы папок с запросами, распечатками телефонных переговоров, справками из разных инстанций. Все это собирается и анализируется, для того чтобы найти пропавших людей. Огромная работа! И многие из этих документов уйдут в архив вместе с делами, закрытыми в связи со счастливым возвращением тех, кто на самом деле никуда и не исчезал. Назовем вещи своими именами. Человек, который загружает милицию ненужной работой, по сути дела, вводит сотрудников правоохранительных органов в заблуждение. Но, к сожалению, ответственности за это не предусмотрено. Не пора ли пересмотреть такой подход к проблеме?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter