Куклы для взрослых: итальянская история о самом главном

Пронзительные маски Бельведера

Приехал к нам режиссер-итальянец (кстати, молодой, тридцатилетний) и сделал спектакль-пулю.

Пуля пробила давнее консервативное представление, что театры кукол только для маленьких. Что актеры должны прятаться за ширму или отдавать свой голос и умения куклам. Здесь все артисты играют вживую, не водят кукол, а работают на бессловесной импровизации.

«Пансион Belvedere» — универсальная история о самом главном, рассказанная без лишних слов. Точнее, совсем без слов.

Знаток искусства итальянской комедии масок Маттео Спьяцци сам придумал сценарий и его срежиссировал. Конечно же, его соавторами были актеры-исполнители. Это они смогли подглядеть и придумать грустные и комедийные истории обитателей пансиона Belvedere, где живут теперь уже навечно четверо одиноких старых мужчин и две такие же никому не нужные женщины.

Интерьер то ли больницы, то ли дома престарелых напоминает казенное учреждение потрепанного вида. Все несовременное, потерпевшее от времени, как и обитатели дома, которые будут появляться один за другим. Все в реальных (вовсе не кукольных) масштабах. Возникает недоумение: неужели эти старые декорации рождены фантазией талантливейшей Татьяны Нерсисян? Однако когда выходят персонажи, обнаруживается изюминка и скрытая тайна. У них застывшие навсегда лица. Маски прилипли к лицу. Сделали их неподвижными, но узнаваемыми. Обобщенные человеческие типы тонко, необидно, с мудростью и юмором создала все та же Татьяна Нерсисян.

Четверо мужчин. Рассеянный интеллигент, любитель чтения и шахмат Игорь, ему 98 лет. Другой — изобретатель, мастер на все руки, которые не отвыкли от работы с механизмами, проводами, техникой (между прочим, человек добрый, не чуждый романтики). Третий — бывший спортсмен, то ли педантичный, то ли туповатый. Ходит с трудом. Отрастил брюшко. Спортивные награды носит при себе и чем-то очень привлекает молодую сексуальную врачиху. Четвертый — бомжеватый пройдоха, мелкий воришка и торговец. Умеет притягивать то, что плохо лежит, и при случае содрать с таких, как сам, стариков копеечку. Две женщины. Одна — в инвалидной коляске, печальная, поставившая на себе крест. Другая — слишком активная, огромная бабища, нахальная, пьющая, готовая всегда подраться. Обслуживают этот сильно потрепанный жизнью коллектив молодая врачиха и рассеянная меланхоличная медсестра.

Никаких грубых шуток (все-таки это детский театр). Все типажи вызывают искреннее сочувствие, действуя без слов, как остроумные рассказчики. Просто шедевры чистого веселья, изысканной сатиры и грустной мелодрамы. Они как маги, которые с помощью волшебной палочки совершают что-то со зрителями, заставляя их постоянно аплодировать. Сила иллюзии заставляет забыть, что мы в театре кукол, а не в драматическом. Маски и игра с предметами давно стали атрибутами кукольного действа. К тому же здесь ничто не выходит за рамки приличия и хорошего вкуса.

Роли стариков в спектакле исполняют молодые актеры, но об этом трудно догадаться благодаря специально созданным оригинальным маскам.

Как клоуны, как загипнотизированные роботы, как артисты великого мима Славы Полунина, они завороженно совершают одни и те же действия. Отбирают друг у друга пульт телевизора: мужчины желают смотреть футбол, женщины — «мыльные» сериалы. Все проявляют живой интерес, если интонационно (телевизор стоит задней частью к зрительному залу) возникает намек на секс. Заученно выстраиваются в очередь перед окном раздачи пищи. Смешно пытаются повторить спортивные упражнения лечебной физкультуры.

Они способны прощать хамство и нахрапистые действия тех, кто сильнее. Они жалеют обиженных, хотя теперь уже в этом старческом возрасте сами обижены. Кажется, что они спасаются своим состраданием к ближнему от собственного одиночества.

Перед нами хрупкая, очень узнаваемая жизнь. Хотя это талантливая игра, безграничная выдумка и уроки человечности. К финалу спектакля «Пансион Belvedere» в Государственном театре кукол персонажи разбиваются на пары, в которых уже созрели симпатии. Они танцуют нелепо, неловко, от души.

В последнее время многие спектакли нашего белорусского театра кукол напрягали своей агрессивной энергетикой. Здесь же все наоборот. Смешно, грустно, по-доброму, со светлой наивной детской простотой, после которой хочется улыбаться. Теперь на этот спектакль можно прийти в любом составе, с любой компанией, чтобы развлечься, насладиться и получить заряд радости.

Никого из артистов невозможно выделить. Все играют в ансамбле, не солируя. Когда в финале исполнители перед поклоном сняли маски, оказалось, что это были очень молодые артисты. К тому же двух женщин играли мужчины. Догадаться об этом было трудно. Вот такое колдовство искусства. Театр как преодоление повседневности, как праздник.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter