«Пронестись с песней и исчезнуть, чтобы зритель ахнул!..»

Светлана Стаценко о секретах профессии, формуле успеха и науке побеждать

Светлана Стаценко о секретах профессии, формуле успеха и науке побеждать

Имена учеников известного педагога по вокалу, художественного руководителя Национального центра музыкального искусства имени В. Мулявина Светланы Стаценко сегодня на слуху. Их голоса узнают, наряду с самыми популярными артистами юные солисты участвуют в самых представительных гала-концертах, их талант признают на самых престижных песенных конкурсах. Вот и недавно очередной высшей отметкой — дельфийской золотой медалью пополнил копилку наград Андрей Кунец.
А сегодня покорять детское «Евровидение» отправляется голосистое трио — Даша Надина, Алина Молош и Карина Жукович. Незадолго до их отъезда на конкурс, который пройдет в этом году на Кипре, мы встретились со Светланой Стаценко.

— Светлана, а не приходилось ли вам слышать упреки в свой адрес, мол, везде дети Стаценко, будто воспитанников других педагогов нет?

— Да, я часто это слышу. Правда, не знаю, что лежит в основе этих разговоров. Может быть, зависть, ведь успешных обычно не слишком жалуют. А может, дело в завышенной оценке тем или иным человеком своих возможностей? В этом случае я могу только пожелать таким людям больше внимания уделять своей работе, стремиться быть большими профессионалами, и у них обязательно все получится, потому что в Беларуси очень талантливые дети, и важно, чтобы они попадали в хорошие, грамотные, профессиональные руки.

Вообще, я не против соперничества и никогда никому не навязываю свое мнение – у каждого педагога свой почерк, своя манера преподавания. И если увижу, что чья-то работа более яркая, более грамотная, чем моя, я всегда готова это признать и даже чему-то еще и поучиться. Но пусть эту работу покажут! А указывать пальчиком на чье-то готовое и сделанное и упрекать, мол, можно и лучше, всегда легко. Я на такие нападки просто не обращаю внимания, успокаиваю себя тем, что раз о человеке говорят, то он еще жив.

— Сколько детей сейчас занимается в центре под вашим руководством?

— С этого учебного года со мной стали работать еще два педагога – по вокалу и по хореографии, соответственно и количество детей увеличилось. Сейчас в общей сложности пением и танцем занимаются около 60 человек, в том числе и шесть солистов, с которыми работаю я.

— Как вы выбираете своих будущих учеников?

— Я беру талантливых детей. Прежде всего ребенок должен обладать вокальными данными, пусть и не очень яркими – их можно развить. Это первое. Второе. Мне нравится, чтобы исполнитель был внешне интересный. Пусть не красавчик, но обаятельный и симпатичный. Потому что человеку, который приходит на концерт отдохнуть, хочется положительных эмоций и в музыкальном материале, который он слышит, и в том, кого он видит. Кроме того, важно, чтобы ребенок сам хотел петь, а не делал это потому, что так хочется его родителям. Ему должно нравиться петь. И еще одно обязательное условие – большое трудолюбие.

— Как-то вы сказали, что можете научить хорошо петь любого…

— Это правда, ведь каждый ребенок рождается со многими задатками, и любой из них можно развить, «достать из организма», если целенаправленно, активно и систематически этим заниматься.

Как-то знакомые попросили меня прослушать их дочку. Из семи нот девочка не попала ни в одну. Я честно сказала родителям, что с пением ничего не будет. Тогда в ответ мне напомнили: говорила, можешь, так давай, делай. Сразу скажу, что эта девочка не воспитанница центра, но я занималась с ней в течение года, мы выравнивали по высоте интонацию. Сейчас она поет чистенько. Еще бы полгода-год занятий и можно было бы в концерт ставить.

— Как шли последние приготовления к детскому «Евровидению»?

— Вы не поверите, но все, как обычно. Приходила минчанка Даша, приезжали из Ивацевичей Алина, из Барановичей — Карина. Собирались, распевались, шлифовали сложные моменты, отпевали всю песню с начала до конца, затем подключали хореографию… Честно говоря, замечаний у меня всегда хватает, но наступает момент, когда надо просто отпустить ситуацию.

Мы постарались довести нашу конкурсную песню «Сердце Беларуси» до хорошего европейского формата. Получился, по-моему, настоящий детский хит. Хотя мне многие говорили: зачем везти на «Евровидение» песню о любимой стране? А я все-таки считаю, что Беларусь достойна, чтобы спеть о ней на «Евровидении». Хотя бы потому, что на этом конкурсе ее представители показывают хорошие, крепкие результаты, или потому, что это просто красивая страна, куда мы всех приглашаем в гости. В этой песне замечательные слова:

Спелая смородина,

в поле василек,

Мне знаком на родине

каждый колосок.

В речке небо ясное

светится до дна,

Много в мире разного,

Беларусь одна!..

В общем, 22 ноября слушайте, смотрите и болейте за наших Дашу, Алину и Карину.

— Вы уже привыкли к победам своих воспитанников?

— Как это говорится, к хорошему привыкаешь быстро? Тем не менее со стопроцентной уверенностью в победе мы на конкурс никогда не идем, ведь при выступлении могут сработать самые различные факторы. Например, помешает излишнее волнение, и то, что накануне было, бесспорно, сильным и ярким номером, в конкурсе не «выстрелит». Вообще, победа — это прежде всего достаточно большая и кропотливая работа.

Я никогда не настраиваю детей на победу любой ценой, а говорю, что им важно максимально собраться и показать то, что они могут на данный момент. Вот и сейчас говорю девчонкам: «Вы должны заявить себя ярко, пронестись с песней, будто ураган, и исчезнуть, чтобы зритель ахнул и сказал: «Вот бы еще посмотреть и послушать это классное трио!»

— Как-то мне пришлось услышать мнение о ваших воспитанниках: мол, все они натасканы на конкурсный успех.

— А это разве плохо? Мысль материальна – как думаешь, так и происходит. Дети, как губки, впитывают все. Если с детьми работает несчастный педагог, который сам в себе разобраться не может, у которого проблемы кругом, то и у детей ничего не получится. Если педагог уверен в себе, если он решает любую проблему шутя (а любая, поверьте, проблема, если это только не касается здоровья, решаема), ребенок попадает в хорошую творческую атмосферу, и он будет настроен на хороший результат. А иначе зачем собираться? Чтобы пострадать и поплакаться?

Я хорошо знаю всех своих детей, их родителей, сестер, братьев, у кого что в семье. Мы – команда, коллектив. Часто выезжаем куда-нибудь вместе,  это сплачивает. У нас не бывает изгоев. Кто-то запутался – помогли, разобрались, дальше пошли.

В этой атмосфере мне иногда кажется, что я ровесница своих учеников, мне хочется одеться по-молодежному, модненько. Подруги говорят: «Света, ты же взрослая женщина!» А я остаюсь рядом с ними молодой, живу ради них, и они мне помогают жить.

У меня за все время работы не было ни одного больничного. Не из-за того, что я не болею, а потому, что в любом состоянии ползу на работу. Вижу детей, их глаза, улыбки — и мне легчает. Мне нравится то, чем я занимаюсь, эту любовь я стараюсь передать ребятам, и они это чувствуют.

— Видимо, это и есть формула успеха Стаценко?

— Насчет формулы не знаю, я ее и сама у кого-нибудь выведала бы. Но, мне кажется, любить свою работу – это важно для того, чтобы что-то получалось.

— Как сегодня дела у вашей дочери Ксении Ситник? Не собирается ли она на какой-нибудь конкурс?

— С этим у нас проблема. Вот, например, организаторы детской «Новой волны» мне звонили, приглашали участвовать в конкурсе Ксению. Мы заполнили анкету. Там есть графа: назовите конкурсы, в которых вы получили какую-нибудь награду. Называем: победа в детском «Евровидении-2005». Нам отвечают: «Знаете, мы боимся, что это отпугнет других участников, давайте Ксения будет в жюри…»

Наверное, с конкурсами нужно выждать время. Ксении сейчас 14-й год. Вот-вот начнет мутировать голос, посмотрим, что будет со связками да и останется ли желание дальше петь. Я никогда не буду заставлять, если ей этого не хочется. А может, ее привлечет экономика или банковское дело? В этом смысле у меня есть пример старшей дочери Насти. Она хорошая, крепкая вокалистка, не раз побеждала в международных конкурсах, но настал момент, когда пение перестало ее интересовать, и она занялась изучением языков. Сейчас учится в лингвистическом университете, находится на стажировке за границей. Но я уверена, занятия музыкой, хореографией, навыки, полученные на сцене, никогда не будут мешать, а будут только помогать. Ведь это замечательно, если девушка, какую бы профессию она ни выбрала, умеет хорошо петь и двигаться.

— Спасибо за интервью. И удачного выступления белорусскому трио в  кипрском городе Лимассол!

На снимке: Светлана СТАЦЕНКО.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter