Промзонам улучшат имидж

Минские градостроители предложили оживить окрестности промышленных зон

Вынос промышленных предприятий из крупных городов — дело долгое и дорогостоящее, но порой нужное: слишком плотная застройка делает жизнь некомфортной, да и экология страдает. Минские градостроители придумали выход: надо реорганизовать промышленные территории, придав им новый статус и дополнительные, приемлемые для горожан функции. В ближайшие годы имидж должен сменить промкомплекс в восточной части города, где расположены тракторный, моторный, подшипниковый и другие заводы.


Фантазии — в сторону

За рубежом в подобных ситуациях могут убрать производственную функцию с промышленной территории и трансформировать ее под общественные объекты или жилье. Или отдать всю площадку под возведение домов, офисов и озеленение. В нашем случае это делать нецелесообразно, в том числе с экономической точки зрения.

— Городу необходимо осваивать высвобождаемые по различным причинам земельные участки промышленных предприятий, не используемые в связи с изменением технологий или снижением объемов производства, — очерчивает круг задач ведущий архитектор, и.о. главного архитектора проектов УП «Минскградо» Татьяна Воронина. — При этом неиспользуемые заводские здания следует сдавать в аренду, а на первых этажах, выходящих фасадами в скверы или на улицы, создавать вкрапления общественных функций, чтобы привнести жизнь в мертвые транспортные коридоры в границах промзон. И, конечно же, важно позаботиться об оздоровлении окружающей среды, создать привлекательный архитектурный облик территории, развивать туризм.

Татьяна Воронина считает, что повысить привлекательность столичных промзон вполне реально.
Приоритет — рельсовому транспорту

Проект освоения части территории производственной зоны планируется реализовать в несколько этапов. Первый — до 2030 года. В первую очередь намечено реорганизовать транспортные и пассажирские потоки. Вдоль железнодорожной ветки Минск — Москва со стороны МТЗ будет построена улица–дублер проспекта Независимости с двумя развязками на пересечении с Долгобродской и Радиальной и эстакадой над инженерными сетями. Еще одна небольшая улица свяжет улицы Ваупшасова и Жилуновича. Авторы проекта объясняют: на территории подшипникового завода появляются новые объекты, которые необходимо обслуживать. Кроме того, нормативами предусмотрен противопожарный разрыв между массивом хвойных пород и застройкой.  Позже по улицам Ваупшасова и Долгобродской намечено организовать движение скоростного трамвая — он свяжет центральную часть города с аэропортом.

Повлияет на облик промзоны и строительство после 2030 года четвертой линии метрополитена. Недалеко от заводов появятся две станции — в окрестностях Дворца культуры МТЗ (с пересадкой на существующую Автозаводскую линию) и улицы Фроликова. Построят и метродепо, для этого придется урезать территорию тракторного завода со стороны железной дороги и распрощаться с расположенным там же заводом сборного железобетона. Примерно в то же время предлагается перенести остановку поездов Тракторный завод ближе к одноименной станции метрополитена и восстановить работу остановочного пункта Товарный двор. Здесь будут сформированы транспортные пересадочные узлы и появятся новые общественные объекты.

Куда девать автомобили?

Предстоит решить еще одну проблему — найти места для временного хранения личного транспорта приезжающих на работу заводчан. По мнению Татьяны
Ворониной, это можно сделать за счет резерва территории самих предприятий:

— Например, МТЗ хранит готовую продукцию на открытых площадках. Если ожидающие отправки тракторы разместить в два яруса, а также использовать рациональные логистические решения, то высвободится пространство для парковочных мест. В этом направлении с каждым предприятием надо работать отдельно — готовить проект, советоваться с местными технологами. В любом случае вопрос предлагается решить до 2030 года.

В перспективе в шаговой доступности от заводских проходных могут появиться паркинги.

Добро пожаловать в оазис 

Функции прилегающих к пром-зоне территорий в проекте также пересмотрены. Например, в непозволительной близости к цехам находятся фактически примыкающие к МТЗ машиностроительный колледж, Экологический институт имени Сахарова БГУ и медицинский колледж. До момента сокращения санитарно–защитных зон рекомендуется разместить вместо учебных учреждений для детей и молодежи центры повышения квалификации или научные организации. Кроме того, намечено придать статус сквера нескольким озелененным территориям, одна из которых расположена недалеко от главной проходной. Исчезнут склады в двух шагах от оживленных улиц, часть гаражей в опасной зоне воздушной линии электропередачи, а также самострой.

Созданию новых мест притяжения горожан будет способствовать и реализация требования генерального плана в отношении главных городских улиц — «не
более 200 метров сплошного забора». Это значит, что вдоль границ промышленных предприятий появятся своеобразные оазисы — объекты торговли, обслуживания и отдыха: кафетерий, небольшой магазин, расчетно–кассовый центр либо что–то подобное.

— Главное, чтобы предприятия модернизировали технологии производства и сократили выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду до нормативных параметров, — спускает с небес на землю Татьяна Воронина. — Если это сделать невозможно, то, очевидно, следует предусмотреть вынос отдельных этапов производства или целых предприятий в другое место.

В эти дни градостроительный проект детального планирования части территории производственной зоны в границах улиц Долгобродской — Уральской — Фроликова — Передовой — Радиальной — Переходной — Жилуновича — восточной границы ландшафтно–рекреационной зоны — улицы Ванеева проходит процедуру общественного обсуждения, которое завершится 20 декабря.

КСТАТИ

•  В соответствии с проектом выезд из Минска по улице Ваупшасова будет расширен, на пересечении с улицей Радиальной появится двухуровневая развязка, а рядом — некая архитектурная доминанта, рядом — вновь созданные общественные зоны.

• Линия скоростного трамвая будет заканчиваться на улице Долгобродской, рядом с будущим остановочным пунктом электропоездов «Тракторный завод». Там нет места для строительства разворотного кольца, поэтому предполагается использовать подвижной состав с двумя кабинами.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Автор фото: Владимир ШЛАПАК
Новости