Как боевые действия на юго-востоке Украины отразятся на экономике Донбасса

Промышленность Донбасса: небоевые потери

Как боевые действия на юго-востоке Украины отразятся на экономике Донбасса
Промышленность Донецкой и Луганской областей переживает кризис, который в той или иной степени коснется каждого украинца. Основная причина этого — безусловно, военно–политический конфликт, развернувшийся в регионе. Рецессия в экономике Донбасса началась еще в 2013 году, вместе с ухудшением экспортных рынков — в первую очередь российского. Уже тогда были приостановлены многие переговоры, начали срываться сделки, так и не был подготовлен годовой портфель заказов предприятий области. Чувствительными к последним событиям оказались как операционная деятельность предприятий, так и количество вкладываемых инвестиций. Ожидать восстановления не стоит как минимум до тех пор, пока не перестанут взрываться снаряды и летать пули.

Падение по всем фронтам


За январь — май 2014 года по сравнению с январем — маем предыдущего промышленное производство Донецкой области сократилось на 12,1%. Июньской статистики пока нет, но очевидно, что в прошлом месяце ситуация только усугубилась. Аналогичная картина наблюдается и в Луганской области. Убытки предприятий региона уже достигли 18 миллиардов гривен, превысив прошлогодний аналог в 7,5 раза.



Если учитывать, что вклад Донбасса в ВВП Украины составляет около 16%, то последствия нынешнего кризиса региона, вне всяких сомнений, скажутся на экономике страны в целом. Кроме того, на Донецкую и Луганскую области приходится 27% от общего экспорта Украины, составляющего примерно 68 миллиардов долларов. Не секрет, что одним из основных торговых партнеров региона является Россия, импортирующая около 65% всех экспортируемых областями товаров. Политический кризис крайне негативно отражается на сотрудничестве местных предприятий с их российскими партнерами. С начала года экспорт товаров из Донецкой области в РФ сократился вдвое по сравнению с предыдущим годом.

Где тонко, там и рвется


Одна из причин спада в производстве — недостаток заказов, которые раньше предприятия в избытке получали от своих партнеров, в том числе из России. Но так ли сильна политическая составляющая в сворачивании украинско–российского сотрудничества?


Ответ на этот вопрос отрицательный. Эксперт Института экономических исследований и консультаций Александра Бетлий считает, что российский спрос на продукцию украинского машиностроения должен был сократиться и без нынешнего конфликта. Ведь за последние 5 лет России удалось модернизировать железную дорогу и построить собственные мощности для производства отдельных видов продукции.

Основная проблема украинских машиностроителей, по мнению эксперта, — концентрация рынков сбыта. Имея достаточную загруженность со стороны России, они просто не искали других торговых партнеров, а в нынешних условиях сделать это им будет достаточно сложно.

Пострадал от отсутствия договоров и донецкий завод «Топаз», которому и раньше было непросто работать из–за сложного рынка и высокой конкуренции. Сейчас производство профильной продукции (комплексы радиотехнической разведки и радиоэлектронной борьбы) на предприятии приостановлено, поскольку ни внутренних, ни экспортных контрактов у завода нет.



Сетуют на длительное отсутствие заказов и на Луганском машиностроительном заводе им. Пархоменко. «Мы работаем исключительно на Россию. Пока выполнялись заказы прошлого года, загруженность была достаточная. Потом был спад, и существенный — за два месяца не заключили ни одного договора, надеялись только на то, что российские партнеры зависимы от нас так же, как и мы от них, — рассказали на предприятии. — Надежды оправдались: на днях получили–таки заказ, но как его выполнить, непонятно. Есть проблемы с поставками, часть сотрудников не может доехать на работу».

Не до жиру — быть бы живу


Что и говорить, многие предприятия региона пострадали от развернувшегося там военно–политического конфликта. С мая по соображениям безопасности не работают титаны химической промышленности «Концерн СТИРОЛ» и «Северодонецкое объединение «Азот». Не работал и Новогорловский машзавод. С начала июня из–за отсутствия электричества и воды остановил свою работу машиностроительный завод «Бетонмаш».

Всерьез обсуждался вопрос остановки производства и на Новокраматорском машиностроительном заводе. «Будем честны, работать не просто страшно, а откровенно опасно, иной раз в бомбоубежище мы проводили времени больше, чем на работе. Ополченцы забрали у нас часть тяжелой техники, охрана пыталась воспрепятствовать, но силы были неравные», — рассказывает Владимир Жулий, начальник отдела коммуникаций предприятия.

Донбасс широко известен своим углепромом, на предприятиях которого заняты около 150 тысяч человек. Пока добыча угля остается стабильной: за шесть месяцев 2014 года добыто 40,6 миллиона тонн, что немногим больше, чем в прошлом году. Интерес к шахтам со стороны сепаратистов подогревался в основном наличием взрывчатки на территории предприятий и отдельными попытками вовлечь шахтеров в политические движения. Но пока деятельность углепрома удавалось держать под контролем.

Восстановление в туманной перспективе


Люди ждут стабильности и инвестиций. По мнению Юрия Макогона, директора Донецкого филиала Национального института стратегических исследований, на сегодня инвестирование промышленности Донбасса как таковое остановилось. Более того, инвесторы выводят свои капиталы с предприятий.

Все может измениться после окончания боевых действий. По оценкам правительства Украины, на восстановление Донбасса потребуется свыше 8 миллиардов гривен. Государственный бюджет такими ресурсами не располагает, вся надежда на внешних доноров. Однако главной проблемы — потери российских торговых партнеров — финансовые вливания не решат. А переориентироваться на иные рынки сбыта предприятиям Донбасса будет крайне сложно.
По оценкам экспертов, при самых благоприятных условиях промышленность региона сможет восстановиться не менее чем через год. По всей вероятности, на докризисные показатели производство на Донбассе выйдет не ранее 2016 года.

Бои продолжаются


Ополченцы Донецка и Луганска объявили внешние границы регионов «государственными границами суверенных государств». Вчера они атаковали позиции украинской армии в районе населенных пунктов Мариновка и Тараны в Шахтерском районе Донецкой области. Киев возобновил полеты боевых самолетов украинских ВВС в зоне проведения операции. Ожесточенные бои продолжаются...

В то же время в Киеве тоже неспокойно. Родные военнослужащих, принимающих участие в спецоперации, провели пикет у администрации Петра Порошенко. Требования у них разные: одни возмущены, что на передовой воюют необстрелянные новобранцы, другие требуют назначения профессиональных командиров, третьи говорят о плохом снабжении солдат боеприпасами и провиантом...

Войны олигархов


Пока одни бизнесмены спешно выводят свои средства из украинских предприятий и банков, другие хотят нажиться на конфликте, да еще и вырвать кусок пожирнее изо рта конкурента. На этом поле особенно активно себя ведет олигарх, а по совместительству губернатор Днепропетровской области Игорь Коломойский. Он уже фактически сформировал частную армию из тысяч лояльных ему солдат, которые прямо сейчас получают боевой опыт в Донбассе. Война и твердая позиция олигарха «За Украину» превратили его в национального героя. К другому олигарху — Ринату Ахметову из Донецка — у Киева куда больше претензий. Играя на настроениях электората, Коломойский недавно выдвинул идею — необходимо «раскулачить» олигархов, которые якобы «поддерживали сепаратизм». Дело идет к самой настоящей битве за собственность... В этой войне олигархов может пострадать и президент страны Петр Порошенко. В последнее время Украина начинает все более симпатизировать его негласному конкуренту Коломойскому.

В общем, у экспертов уже не осталось никаких сомнений в том, что в ближайшее время Украину ожидает очень масштабный передел собственности и влияния. Премьер–министр республики Арсений Яценюк уже заявил, кстати, что готовит стране «самую масштабную приватизацию за все 23 года». Но вот вопрос: если дела так пойдут и дальше — останется ли что делить?

Разбитая чаша


В этом году о маленьком городе Славянске на юго–востоке Украины узнал весь мир. И мало кто задумывался, почему основные столкновения между военными и сепаратистами проходили именно там. А ведь в этом тоже есть экономическая подоплека.

Дело в том, что Славянск буквально жил керамикой. В городе находилось около 3 тысяч небольших предприятий этой отрасли. На них работало 30 — 40 тысяч человек. Почти вся продукция уходила на экспорт в Россию. Поэтому настроения в городе были «правильные» — нужна была всего одна искра. И ее удалось высечь. Теперь время разбираться с последствиями катастрофичного пожара, недавно охватившего регион.

Юлия Самаева, Роман Ивченко
zn.ua

Советская Белоруссия №133 (24516). Четверг 17 июля 2014 года.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter