«Промотал» бюджетные деньги

ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ служебными полномочиями для бывшего заместителя председателя Смолевичского райисполкома закончилось исправительной колонией усиленного режима. Чиновник «затянул» строительство детского сада: «промотал» все бюджетные деньги. А еще обманывал с землей нуждающихся — подделывал официальные документы.

По легкомыслию или по злому умыслу это сделал заместитель председателя Смолевичского райисполкома? Важно не это, важен итог: четыре с половиной года лишения свободы

ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ служебными полномочиями для бывшего заместителя председателя Смолевичского райисполкома закончилось исправительной колонией усиленного режима. Чиновник «затянул» строительство детского сада: «промотал» все бюджетные деньги. А еще обманывал с землей нуждающихся — подделывал официальные документы.

Пока ждали новострой, теснили детей

Анатолий Степочкин (имя и фамилия по этическим соображениям изменены. — Авт.) работал ведущим инженером в управлении капитального строительства Смолевичского райисполкома. Уважали специалиста за исполнительность, профессионализм — глубоко тот вникал в ход строительных работ. Никто и предположить не мог, что он в перспективе «заработает» уголовное наказание.

А началась криминальная история с того, что в 2008 году в Смолевичах по улице Социалистической задумали построить крупный детский сад, причем вместе с оздоровительным комплексом. Проект утвердил районный Совет депутатов в своей программе социально-экономического развития города. Нашлись и деньги на новострой. Из местного бюджета — 400 миллионов рублей. Не было только технического проекта.

Заниматься им поручили УКС райисполкома. На инженера Степочкина легла большая ответственность — проект нужно было подготовить не типовой, а индивидуальный.

Степочкин нашел исполнителя — частное предприятие «Кестен» — и заключил с его директором договор. За предстоящую работу перечислил более 175 миллионов рублей. Авансом, благо имел право распоряжаться выделенными на детский сад бюджетными деньгами. «Кестен», увы, проект не осилил. После заключения контракта прошло четыре месяца, а чертежи так и не были готовы (лишь 25 процентов работы выполнено). А посему представители государственной вневедомственной экспертизы начать стройку не разрешили.

Хорошо зная об этом, инженер запрос о взыскании бюджетных средств с проектировщиков не направил в органы казначейства. Все надеялся, что «Кестен» обязательство по договору исполнит. Со временем это необъяснимое легкомыслие Степочкина переросло в нечто более серьезное.

Он принялся «крутить» с актом сдачи-приемки проектных работ, рассчитывая, что последствия не наступят. Пользуясь единоличным правом подписи, инженер официально заверил отсутствие претензий к «Кестену». И приказал перечислить на счет фирмы все оставшиеся бюджетные деньги. Не оставив ни копейки!

Как ни парадоксально, но после безнаказанных махинаций с государственными средствами нашего героя ждал... карьерный рост. В середине января 2011-го назначили его заместителем председателя Смолевичского райисполкома. Новая должность — новые возможности, по всей видимости, полагал Степочкин. Право давать команды той организации, где раньше работал инженером и которая по-прежнему занималась новостроем, пришлось, как он полагал, как нельзя кстати. Во всяком случае, помогло на какое-то время утаить сфальсифицированный проект сдачи-приемки. В Смолевичском УКСе специалисты, знавшие о «липовом» документе, держали язык за зубами, боялись начальства.

Своему же начальству Степочкин сообщал недостоверные сведения. По крайней мере, о необходимости устранения выявленных вневедомственной экспертизой данных не говорил ни слова. Хотя, зная о неподготовленности проекта и перечисленных деньгах, должен был незамедлительно обратиться в органы казначейства за помощью — взыскали бы с «Кестена» отданную за невыполненную работу сумму, и дело с концом. Но Степочкин все же возвращать большие деньги не стал. Не исключено, что из корыстных соображений — хотел поделить эти деньги с «Кестеном» (впрочем, доказать корыстный мотив суду не удалось).

Как итог, строительство детского сада в Смолевичах, где была острая нехватка мест для малышей, «зависло» на три с лишним года!

Дети теснились в садах, а родители, хотя им обещали, напрасно ждали нового здания. На учете для получения места в дошкольных учреждениях района и районного центра находились 1020 малышей, из которых только в Смолевичах — 794! Переукомплектованность составляла 30 процентов и росла из года в год как снежный ком.

Вне очереди

У Степочкина есть и свои дети. Правда, взрослые. Старшему сыну уже за тридцать. Недавно купил квартиру в микрорайоне Сад Смолевичей за 98 миллионов рублей. Отец помог оплатить стоимость. Откуда деньги? Нет, к счастью, не отстегнул от детского сада. Взял льготный кредит — 58 миллионов рублей. Остальное одолжил у родственников. А вот с оформлением квартиры дело застопорилось. Оплатить оплатили, а документы сын на недвижимость все не оформлял. А раз не собственник квартиры, значит, нуждающийся в жилье. И государство должно помочь. Так мыслил Степочкин, который, занимая высокую должность, связанную со строительством, вдобавок к квартире собирался оформить на сына земельный участок. Оформил документы. Написал от имени сына заявление и «поставил» на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий. Землю в райцентре по заявлению выделили по улице Мытищенской. Причем вне очереди, оставив позади людей, у которых вообще не было крова над головой. Кадастровая стоимость участка — 31 миллион белорусских рублей.

Вину свою Степочкин в том, что помог оформить документы отпрыску на участок, не признал.

О том, что близкий родственник приобрел квартиру, Степочкин никому не сказал — иначе земельный участок для строительства дома пришлось бы приобретать за деньги. На суде утверждал, что знать не знал о покупке сыном квартиры, как и о том, что тот не торопился ее оформлять на себя. После изменил показания — о покупке недвижимости все же знал, но не интересовался, следовало ли ее вообще оформлять...

Почему «затянули» с проектом?

Рано или поздно тайное становится явным. Всплыли и «грехи» Степочкина. Его задержали правоохранительные органы. Но даже перед стражами закона вину за свои два проступка он не признал.

Откровенно врал на суде, мол, подписывая акт о приемке проекта детского сада, якобы был уверен, что «Кестен» выполнило свои обязательства. Но, как рассказал «БН» государственный обвинитель по данному уголовному делу прокурор Александр Куделка, совершение преступления подтвердили доказательства, исследованные на судебном заседании.

Так, по заключению экспертов Госстройэкспертизы по Минской области, степень готовности представленной Степочкиным документации по архитектурным решениям составила 40 процентов, электрооборудование и электроосвещение спроектировано на 36, радио и телефонная связь — на 32 процента. А проект по теплоснабжению, отоплению и водоснабжению не был разработан вовсе.

Бывший директор «Кестен» на суде не стала отрицать неподготовленность проекта. Ее фирма обанкротилась, и в итоге женщина оказалась не подозреваемой, а свидетельницей.

Подтвердила, что подписывала акт сдачи-приемки без готового проекта. И добавила, что заказчик стремился освоить денежные средства. Документ, уже завизированный Степочкиным, она подписывала в Минске.

Тем не менее обвиняемый пытался перевалить часть вины на бывшего партнера. Говорил, что та сделала сама часть документации по электроснабжению, по автоматической системе пожарной сигнализации, системе охраны входов, электроосвещения и электрооборудования. Доказательства «говорят» об обратном: документы по этим разделам женщина заказала предприятиям «ПроЭлектроПроект» и «Доминанта-плюс». Значит, все же работала над проектом. Почему за четыре месяца не закончила?

Тормозило работу отсутствие акта выбора участка, схемы размещения объекта, на радиофикацию, телефонизацию. Перечень всего находился в УКС-Смолевичи, в рабочей папке директора.

Мешала и нехватка земли. Отведен был один гектар, а при разработке генерального плана выяснилось, что норма на проект — 1,8 гектара. Отведенный участок был слишком мал для сада на 320 мест. Специалисты «Кестен» попросили сведения о возможном расширении земли для строительства. В ответ — глухое молчание. Степочкин и на суде отказался говорить о причинах этого странного отсутствия реакции.

Свидетель из УКСа показал суду запрос от «Кестен» о необходимости предоставления материалов предварительного согласования участка. Оказалось, что участок на сад не подходил для проектирования на 3—4 месяца. По нормам, на разработку требовалось не менее 11 месяцев.

Из-за того, что в УКСе проигнорировали запросы от «Кестена» на подготовку документации, а также перечислили деньги за невыполненную работу, государству причинен ущерб на сумму в особо крупном размере — около 300 миллионов рублей.

В проект детского сада уже потом пришлось вносить серьезные изменения. Вместо индивидуального, на 330 мест с оздоровительным комплексом, подготовили типовой, рассчитанный на 220 мест.

Строительство детсада в Смолевичах начнется только в этом году (деньги на новый проект выделили, но уже в меньшем объеме), а в следующем работы на важном социальном объекте должны завершиться. Проблема нехватки мест в детских садах и школах остается актуальной для некоторых населенных пунктов столичного региона. В их числе — по-прежнему Смолевичи. Пусть родители скажут спасибо за это Степочкину!

Прибрал к рукам и квартиру, и участок

За махинации с детским садом и участком чиновник понес наказание по всей строгости закона. Уголовное дело рассматривали в Минске.

— Заместитель председателя Смолевичского райисполкома признан виновным в ненадлежащем исполнении своих служебных обязанностей из-за недобросовестного и небрежного отношения к службе, повлекшем по неосторожности тяжкие последствия и незаконное отчуждение государственного имущества, причинение ущерба в особо крупном размере, — рассказывает «БН» об исходе расследования Александр Куделка. — Он также признан виновным в умышленном, вопреки интересам службы, совершении — из корыстной и иной личной заинтересованности — существенного вреда правам и законным интересам граждан.

Каков итог противоправной деятельности? Махинатор приговорен к четырем годам и шести месяцам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии в условиях усиленного режима. Без применения отсрочки и с конфискацией имущества (в счет «потерянных» денег). Плюс экс-чиновник лишен права на 5 лет выполнять организационно-распорядительные и административно-хозяйственные обязанности, функции представителя власти.

В ТЕМУ

Приговор в отношении бывшего заместителя председателя Смолевичского районного исполнительного комитета, обвиняемого в злоупотреблении служебными полномочиями и служебной халатности, уже вступил в силу.

Минский областной суд приговорил его к лишению свободы сроком на 4 года 6 месяцев. Прокуратура Минской области поддержала государственное обвинение в отношении бывшего чиновника.

— Решением Смолевичского райисполкома, которое согласовано обвиняемым как должностным лицом Смолевичского райисполкома, его сыну бесплатно был предоставлен в Смолевичах в пожизненное наследуемое владение земельный участок для строительства и обслуживания жилого дома площадью 0,1500 гектара и кадастровой стоимостью 31,3 миллиона рублей, чем государству причинен ущерб в крупном размере, — пояснили в Генпрокуратуре. — Земельный участок изъят по приговору суда.

Константин КОВАЛЕВ, «БН»

Автор благодарит за помощь в подготовке материала сотрудников прокуратуры Минской области, гособвинителя прокурора Александра КУДЕЛКУ, помощника прокурора области Татьяну КАЛИНИНУ.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter