Пролетая над минским морем

Вы замечали, как старые мастера рисовали города? Они получались как длинная лента невыразительных строений...

Вы замечали, как старые мастера рисовали города? Они получались как длинная лента невыразительных строений. Только по шпилям соборов и ратуши можно было сориентироваться в такой панораме. Но был один уникум. В начале XVII века Томаш Маковский, работавший при дворе Радзивиллов, нарушил традицию. Он изобразил Несвиж с высоты птичьего полета. Как ему это удалось?


Видимо, силой воображения Маковский поднялся ввысь, так как самолетов тогда не было. Гравюра Томаша по сей день — лучший вид на Несвиж. Ее даже перерисовывают на стенах современных домов: эффектно смотрится во всех ракурсах. Да и в общих чертах облик города не изменился. Но и теперь подняться над куполами замка, Ратуши, костела и обозреть Несвиж вряд ли удастся. Воздушные туры такого рода пока что не предлагаются.


Зато в Глубоком, где отмечался в этом году День письменности, многим повезло. Здесь предприниматели сажали на борт вертолета желающих и совершали вояж над местечком. У меня есть снимки с панорамными видами почти всех городов страны и Глубокого в том числе. Нет, это не материалы из спецхрана. Это кадры, сделанные современником — Сергеем Плыткевичем. Увидеть их можете и вы, если полистаете альбом фотохудожника «Планета Беларусь», вышедший к Всемирному дню туризма.


Он начинал снимать с пожарных вышек, а потом возникла идея делать фотографии с самолета или вертолета. К сожалению, никакая книга не вместит всех снимков фотографа. Их тысячи: чуть ли не каждого уголка — от Браславских озер до болот Полесья.


Принято говорить, что у нас красивая природа и чистые города. А каков вид сверху? С неба даже рядовой лес смотрится иначе, что уж говорить о поле, которое крестьянин боронует, как ему взбредет в голову, а на самом деле рисует замысловатые узоры на земле.


Я впервые рассмотрел на фото Сергея очертания бастионов Заславского и Друцкого замков. И факт, что это памятники инженерного искусства, свидетельство масштабности мышления предков, которые без компьютеров могли моделировать свои города 1.000 лет назад, — очевиден только глядя с воздуха, откуда на общем пейзаже «пририсовываются» очертания крепостей.


После того как я взглянул на Минское море глазами Плыткевича, то перестал иронично относиться к слову «море» в отношении водоема, официально именуемого Заславским водохранилищем, а в народе почему–то «лужей». Хотя на фото — вполне настоящее море, я бы даже сказал, с курортным шармом, удачно вписанными в рельеф местности турбазами, и отдыхающими на причале лодками.


Сергей — наш первый космонавт–репортер, который не просто пролетел над родной землей, но и прислал нам оттуда уникальные фотоотчеты. С планеты Беларусь. Звучит претенциозно? Но фотограф настаивает на том, что наша страна — это больше, чем место на карте. Это особый мир:


— Наша земля для многих является по–настоящему неизведанной. Беларусь можно сравнить с неизвестной планетой. Своими снимками я хочу подчеркнуть ее красоту, созданную людьми, которые здесь живут.


Снимать сверху не так уж просто, как кажется. Попробуй найди удачный ракурс. Для этого Плыткевичу пришлось нарезать немало кругов вокруг одного и того же места:


— Увы, можно пролететь десятки километров и не приметить ничего достойного внимания, а в некоторых уголках находишь россыпи сокровищ: заповедники сменяются городами с удивительной архитектурой, деревнями, не похожими друг на друга.


Мои любимые — два кадра: один — агрогородок Тимковичи с разноцветными домиками, другой — отрезанный полями от остального мира хутор с одинокой хатой. Две белорусские реальности — когда–то они соперничали: коллективная и частная собственность, социализм и единоличники. Сейчас каждый живет, как хочет, — и всем находится место на планете Беларусь.


Красивые и интересные места нужно не просто знать. Их надо уметь видеть. Глаз у Плыткевича наметан. Поэтому многие его работы давно ушли за пределы Беларуси и работают на привлекательный имидж нашей страны за рубежом.


Справка «СБ»


Сергей Плыткевич родился в Петриковском районе в 1963 году. Учился в Полоцке и Минске. Работал политическим обозревателем и фотокором в разных изданиях. Основал газету «Туризм и отдых», является ее главным редактором и директором издательства «Рифтур». Один из авторов идеи Республиканского туристского конкурса «Познай Беларусь». Его фотографиями оформлено большинство путеводителей по достопримечательностям страны, интерьеры нескольких наших посольств за рубежом.


Кстати


Только что Плыткевич вернулся из Полесского государственного радиационно–экологического заповедника. Снимал дикую природу — какая она есть много лет спустя после чернобыльской катастрофы. В будущем снимки воплотятся в еще один издательский проект.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter