Как наши птицефабрики выживают в условиях перепроизводства на внутреннем и российском рынках

Пролет бройлера

Птицефабрики в тупике. Внутренний рынок перенасыщен, соседи обеспечивают себя курятиной сами, а снизить объем производства никак нельзя. Ситуацией воспользовались торговые сети: теперь они диктуют производителям условия, опуская цены, как говорят последние, ниже плинтуса. В профильном ведомстве эмоции переработчиков не разделяют и призывают снижать себестоимость. Корреспондент «Р» разбиралась в перипетиях рынка мяса птицы.

Производство мяса птицы по итогам года может составить 635 тысяч тонн

Окорочка в блокаде

Первые звоночки кризиса птицефабрики почувствовали еще в прошлом году. Тогда ряд переработчиков попали под санкции со стороны Россельхознадзора и, по сути, оказались в экспортной блокаде.  Закрытие соседнего рынка привело к тому, что всю продукцию пришлось продавать внутри страны. При этом производство мяса птицы последние годы существенно росло. В этом году «птичники» могут произвести 635 тысяч тонн мяса. А это уже на тридцать тысяч тонн больше, чем было запланировано когда-то к концу пятилетки. Ощутили на себе кризис перепроизводства и российские фирмы-импортеры. Менеджер одной из них, представившийся Андреем, не скрывает досады:

— Мы активно занимаемся импортом белорусского мяса птицы в Россию с фабрик, которые сегодня открыты на экспорт, и видим: птицеводческая отрасль находится в глубоком кризисе. Сформированные рыночные цены на российском рынке не позволяют реализовывать продукцию с положительной рентабельностью даже тем, кто открыт для поставок. Что уж говорить о закрытых предприятиях. По сути, это рыночная блокада.

Рынок Союзного государства обеспечен мясом птицы на 100%
Фото Виталия ПИВОВАРЧИКА

Чтобы как-то выйти из ситуации, игроки предлагают свои решения. Например, гендиректор Витебской бройлерной птицефабрики Анна Норкус озвучивала идею ввести экспортные квоты для производителей и поставщиков:

— Мы сейчас мыкаемся, как и все. Это была моя  идея о квотах, я понимаю, что никто это не поддержит. Ведь в проигрыше могут оказаться покупатели – подорожает мясо.  Положение в отрасли  сложное: всех клюет петух в одно место, все ищем новые рынки сбыта. В этом году мы еще не продали в Россию ни одного килограмма, нас закрыли.

В торговых сетях

По словам Анны Норкус, ситуацией воспользовались торговые сети: они сталкивают производителей между собой и опускают цены часто ниже себестоимости. Однако их сложно в этом обвинять, признает руководитель птицефабрики, это бизнес —  ретейл имеет возможность закупить мясо по низким ценам у птицефабрик, которым просто некуда деваться. Что касается выхода на новые рынки, здесь тоже не все так просто. На мировой арене лидируют бразильские, американские и европейские производители. Конкурировать с ними по цене очень сложно. Анна Норкус вздыхает:

— Нам приходится соглашаться с той ценой, которую предлагают. Каждый выплывает, как может. Снизить объемы производства тоже нельзя – сразу вырастет себестоимость. Ситуация будет еще хуже, чем есть сейчас.  

Сегодня птицефабрики пытаются актив-но искать новые рынки сбыта
Фото Виталия ПИВОВАРЧИКА

Коллега Анны Норкус, гендиректор птицефабрики «Дружба» Василий Маркевич, более оптимистичен, хотя его предприятие больше года было закрыто для поставок в Россию:

— Мясо птицы самое дешевое в мире, и еще остаются регионы, где его не хватает. Наша компания 410 дней не продавала ничего  в Россию, сняли санкции с нас только 7 ноября. Эта ситуация открыла глаза на многие вещи, мы не сдаемся, ищем покупателей в других странах – Кыргызстане, Казахстане, Украине. Ведем переговоры с Китаем, Ираном, Ираком. Безусловно, работать сложно.

Василий Маркевич убежден: нужно диверсифицировать поставки. Например, обращать внимание на Китай, на мусульманские страны. А вот наращивать производство  ради вала не стоит. К слову, многие производители сетуют на отсутствие профильного объединения, каким раньше в стране был «Бел-птицепром». По их мнению, такая структура могла бы эффективно решать проблемы отрасли. Садиться же всем игрокам за стол переговоров смысла нет: участники не верят, что смогут прийти к единому решению.

ПОЗИЦИЯ

Алексей БОГДАНОВ, начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Министерства сельского хозяйства и продовольствия:

— Я бы не заявлял категорично, что рынок мяса птицы перенасыщен – он обеспечен. К тому же Беларусь обладает развитой системой экспортных поставок – более 145 тысяч тонн мяса птицы в год в 13 стран мира. Сегодня наши производители обеспечили рынок Союзного государства более чем на 100%, твердо обосновались в странах СНГ и осваивают новые рынки сбыта. И чтобы быть конкурентоспособными (прежде всего по цене), необходимо снижать себестоимость.

Это задача номер один, над которой нужно работать постоянно! Необходимо добиться, чтобы себестоимость килограмма куриного мяса была не выше 1 доллара. Второй момент – грамотно выстраивать маркетинговую политику предприятия, вплоть до коррекции производственных процессов, при выходе на новые рынки сбыта.

Во многих странах культура потребления мяса птицы такова, что вес курицы не превышает 1—1,2 кг. Поэтому птицефабрикам необходимо производить птицу не только традиционного веса — 1,8—2,0 кг, но и мелкую, а также внедрять систему фиксированного веса. Но для того, чтобы этого добиться, нужно корректировать производственные процессы, систему выращивания и кормления.

Важным элементом продвижения станет наличие ветеринарных сертификатов стран экспортного интереса, а также сертификата по стандарту Халяль (для мусульманских рынков).

В качестве успешного примера работы могу привести крупнейший украинский холдинг «Мироновский», который специализируется на мясе птицы и продукции из него. После проблем со сбытом на российском рынке они стали активно заниматься диверсификацией экспорта. В частности, предприятие успешно прошло сертификацию на ЕС, а внедрение современной системы FSSC 22000 позволило быстро «встать на полку» в таких глобальных сетях, как Lidl, Aushan,  Wolf, Metro и других, и успешно продавать свою продукцию в странах ЕС, Азии и Персидского залива.

Нашим производителям необходимо активнее двигаться в этом направлении, первыми занимать еще свободные ниши. И делать это надо уже сегодня, поскольку мировой рынок производства мяса птицы к 2020 году вырастет еще на 9% (до 125 млн тонн) к уровню прошлого года. А это означает одно: конкуренция в отрасли  будет усиливаться.

konoga@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter