Прокурор идет по следам прокурора

Жлобинский прокурор Иван Драчев погиб в бою за Свержень

— Я испытал настоящий шок, когда прочитал в журнале «Законность и правопорядок» одну заметку. В ней были приведены фамилии 12 прокурорских работников, в годы Великой Отечественной отдавших свои жизни за наше мирное настоящее, и указаны довоенные должности некоторых из них, — рассказывает прокурор Жлобинского района Григорий Яхновец. — Эти имена высечены на мемориальной доске в здании Генеральной прокуратуры. Третьим в списке значится Иван Елисеевич Драчев. Ранее читал эти фамилии и даже не подозревал, что Драчев до войны был прокурором Жлобинского района. Узнав об этом, сразу связался и с областной, и с Генеральной прокуратурой в надежде получить больше информации об Иване Драчеве. Заместитель начальника отдела Генпрокуратуры Владимир Романович дал мне советы и ориентиры. Вместе с коллегами подключили к поиску военкоматы, музеи, архивы…

День окончательного освобождения Жлобина приближали, неся многочисленные потери, воины, партизаны, подпольщики. Сложил свою голову за город и довоенный прокурор Жлобинского района Иван Драчев — уроженец деревни Задубье Кормянского района. Его отец, ушедший на фронт в Первую мировую войну, пропал без вести. После смерти матери в 1916 году Ивана и двух его братьев передали в детскую школу-приют в Рогачеве. Через три года перевели в могилевский детский дом. Затем сирота обучался в средней школе, работал учеником слесаря, помощником машиниста в депо станции Могилев. В 1930 году коллектив депо выдвинул Ивана Драчева на работу в управление строительства железнодорожной линии Рославль—Могилев—Осиповичи, которое находилось в Могилеве. Он окончил два курса рабфака в Смоленске. Позже, отучившись в этом городе и на курсах техников-нормировщиков, вернулся в депо станции Могилев.

В июне 1932 года Ивана Драчева избрали в состав Могилевского РК ЛКСМБ и утвердили заведующим организационным отделом райкома комсомола. До января 1939 года он находился на руководящей комсомольской работе, затем был назначен заместителем председателя Жлобинского райисполкома. К этому времени Драчев был женат, имел троих детей. Очередной поворот в судьбе Ивана Елисеевича произошел, когда его назначили прокурором Жлобинского района (снимок той поры).

Началась Великая Отечественная война, и уже с 27 июня на территории Жлобина и Жлобинского района по решению партийных и советских органов формируется истребительный батальон. Среди бойцов батальона, список которого Григорию Яхновцу удалось обнаружить в фондах историко-краеведческого музея Жлобина, значится и член РК КП(б)Б Иван Драчев. Из книги М. Дмитриева «У тихой Серебрянки» Григорий Севастьянович узнал, что жлобинский прокурор впоследствии являлся участником подпольной организации. По ее заданию был направлен в поселок Корма. В целях конспирации устроился слесарем в созданную немцами мастерскую, в которой работали в основном военнопленные. Иван Драчев, как вспоминает автор книги, принимал участие и в ликвидации немецкого гарнизона в деревне Задубье. Погиб он, старший политрук 810-го партизанского отряда, в бою за деревню Свержень.

В канун Дня Победы коллектив прокуратуры Жлобинского района решил побывать в Свержени. Ехали туда — в зону, пострадавшую после катастрофы на Чернобыльской АЭС, — в тягостном настроении. А когда оказались у братской могилы, порадовались — последнее пристанище коллеги было на удивление ухоженным. И это несмотря на отсутствие хорошей дороги, четырехкилометровое удаление от сельсовета. Причем никто из работников последнего не знал, что прибудет такой «десант». Поэтому, естественно, специально не готовились. Приятно было, что земляки ценят ратный подвиг погибшего прокурора, старательно ухаживают за местом его захоронения.

— Для меня очень важно, что Иван Елисеевич Драчев принимал участие в том невероятном, еще в начале войны, освобождении города от захватчиков, — признается Григорий Яхновец. — Мы знаем, что бойцы истребительного батальона удостоены различных наград. Поэтому сделали запрос: а не был ли награжден и Иван Драчев? Ответ еще не получили. Не выяснили мы пока и обстоятельства гибели Ивана Елисеевича. Будем признательны читателям, которые смогут что-то в этом вопросе прояснить. Обращаемся к ним, несмотря на отдельные казусы, с которыми уже столкнулись. Например, при помощи глобальной сети Интернет нашли людей, которые якобы являлись дальними родственниками Драчева, но на поверку они никакого отношения к Ивану Елисеевичу не имели. Когда ездили в родную деревню погибшего прокурора, то проследили родословную трех семей Драчевых. К сожалению, Иван Елисеевич к ним не принадлежал. Никто в деревне ничего не знал о судьбе его вдовы и детей. Несмотря на то, что мы уже собрали приличное досье о коллеге, нас еще ожидает кропотливая работа, и, думается, главные открытия впереди. Мы намерены обратиться в райисполком с просьбой об установлении мемориальной доски на здании районной прокуратуры, отдавая тем самым дань уважения погибшему коллеге, а также проводить мероприятия, учредить призы в честь его славного имени.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter