Прокол протокола

Почему не исполняются законы?

На личный прием пришел Г.В.Ковшар, принес гигантский пакет своей переписки с различными инстанциями. Типичная «бытовщина»... Ремонт делали спустя рукава, едва маляры закрыли за собой двери, как пошла сырость, окна скрипят, гуляют сквозняки. На жалобы жильцов отвечают трафаретными круглыми фразами, каждая намекает — гражданин, не отвлекайте от работы. Следующий!..


Ничего нового и уж тем более сенсационного.


Но пишу об этом «типичном случае», потому что Г.В.Ковшар совсем не ворчливый пенсионер, обивающий на досуге пороги казенных мест. Он — опытнейший юрист, десятилетия отработал в прокуратуре, законник до мозга костей, и вообще, побольше бы было таких принципиальных людей, как он. Ковшар смотрит на рутинную вроде бы ситуацию со своей привычной точки зрения. Если бы дело было только в халтурной работе ремонтников и наплевательском отношении прорабов, вряд ли многоопытный Ковшар стал отчаянно рвать себе нервы. Он хладнокровно перешагивает через сырость стен и щели оконных рам, видел и не такое. Он недоумевает:


— Почему не исполняются законы?


И это, безусловно, гораздо более острая постановка вопроса, нежели вполне понятные обиды на бракоделов. Г.В.Ковшар терпеливо и детально рисует картину, которая и мне, дилетанту, начинает представляться в ином свете и подлинном масштабе. Несколько лет назад РСУ–1 «Минскремстроя» выполняло работы по капитальному ремонту семи домов на минской улице Гамарника. Дома эти были в свое время построены практически одновременно, естественно, что все жильцы аккуратно и своевременно делали отчисления на капитальный ремонт. Когда наступило его время, люди ревностно наблюдали за ходом ремонта. И не только своих домов. Не обделили ли их? Не получили ли преимуществ другие? Что ж, люди, заплатившие деньги, очень чувствительно реагируют на самые мелкие несправедливости. А их оказалось много. В одних домах на Гамарника старые рамы заменили на прогрессивные стеклопакеты, в других — почему–то не заменили, в одних домах сделали все более–менее аккуратно, в других — оставили недоделки. Встревоженное общественное мнение выяснило, что в итоге всей эпопеи ремонтники благополучно отчитались, в том числе и о правильном расходовании бюджетных средств. Это переполнило чашу. Г.В.Ковшар и другие жильцы начали жаловаться. Надо ли говорить, что, во–первых, потянулась преисполненная канцелярского презрения к просителям невнятная переписка, во–вторых, кто не знает, что в юридическом смысле шалости с бюджетными деньгами — отнюдь не шуточный проступок?


Пройдя сто сорок кабинетов, через КГК и Администрацию Президента Ковшар добился назначения ревизии. Тоже утекло немало канцелярской воды. Ревизоры, не глядя в глаза жильцам, прошлись по вершкам, не стали огорчать «своих» людей, заключив, что все в ажуре. Объемы не завышены и целевые бюджетные средства израсходованы, как положено. Но Ковшар оказался крепким орешком и добился второй, более авторитетной ревизии. В нее вошли не только равнодушные в отношении бюджетных денег женщины, но и строгие офицеры ОБЭП. Деваться некуда. Ревизия выявила много чего и установила, что объемы работ завышены на 95 млн. рублей:


— Ребята, где деньги?


На этот прямой вопрос бывшего прокурора крыть было нечем. Неправильно разошедшиеся, вполне возможно, что и по личным портмоне, эти скрывшиеся в неизвестном направлении 95 миллионов не намекали, а просто взывали к сцене, где обязаны появиться следователи и установить:


— Кто конкретно и каким образом злоупотреблял? Что за нравы в ремстройуправлении и не являются ли трюки с фиктивными стеклопакетами вершиной айсберга?


Вроде бы совсем не высшая математика, у нас если захотят, могут запросто поощрить непричастных и наказать невиновных. Но в данном случае принципиальный Г.В.Ковшар уперся в глухую стену. Все, в том числе и его бывшие коллеги, согласны, что да, конечно, факт налицо и нельзя пройти мимо. Но все одновременно отводят глаза и говорят нечто нечленораздельное. Вот и спрашивает меня Ковшар:


— Что ж такое происходит? Разбазарили 95 миллионов кровных жильцовских рублей, а виноватых нет и все довольны, все смеются.


Вообще–то у меня создалось впечатление, что неутомимый законник устал стучать в стену и его сейчас больше беспокоит другой, более важный вопрос:


— А не разворуют ли при такой безнаказанности всё?


На этот глобальный вопрос Г.В.Ковшара я, между нами говоря, не нашелся что и ответить.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter