Чем живёт нелегальный бизнес по добыче янтаря в украинском Полесье

Проклятие желтой лихорадки

На украинском Полесье процветает янтарный бизнес — его годовой оборот оценивается в полмиллиарда долларов, но в бюджет соседней страны эти деньги не попадают, оседая в карманах нелегальных добытчиков и криминальных структур. Корреспондент «Р» побывал в Волынской и Ровенской областях Украины и пообщался с теми, для кого вся жизнь — янтарь.

За несколько лет в приграничных с Беларусью областях Украины нелегальные добытчики янтаря уничтожили около 4 тысяч гектаров леса.

Большие разборки в маленьком Лесовом

О селе Лесовое Волынской области два года назад узнала вся Украина. Буквально за несколько сентябрьских дней здесь разгорелась настоящая янтарная лихорадка. В окрестности Лесового съехались от трех до пяти тысяч добытчиков янтаря из разных регионов страны. Старатели за несколько часов превратили лесной пейзаж в лунный — кратер на кратере. Чтобы предотвратить экологическую катастрофу, в район села стянули силовиков из четырех областей Украины. Задержали несколько десятков старателей, преимущественно из Ровенской области. В ответ их «коллеги» попытались перекрыть международную трассу Киев — Ковель — Ягодин. Для разгона добытчиков даже подогнали БТР. Леса оцепили, установили блокпосты.

Теперь в Лесовом о событиях тех дней ничто не напоминает. Тихое украинское село. По всему видно — люди живут небогато. Но хаты ухожены, на лавочках судачат бабушки в цветастых платках. Они словоохотливы и радушны:

— То ви з самої Білорусі до нас їхали? Ой, божечки. Голодні з дороги? Я тільки борщ зварила, — баба Нина приглашает в гости. От борща вежливо отказываюсь, расспрашиваю о событиях двухлетней давности.

— И вспоминать не хочу. Страх что творилось. Людей было — тьма. Кто-то узнал, что в окрестностях села есть янтарь — передал другим. Пошло-поехало. Местных хлопцев тут и не было почти. Ехали в основном из Ровно, Житомира, Луцка. Но их разогнали, теперь все спокойно. Лес, правда, испортили. Так люди говорят. Я сама со двора почти не выхожу — здоровья нет.

Главу сельской администрации застать на месте не удалось — уехал по делам в областной центр. Сотрудники лишь пожали плечами: у нас все тихо. Что ж, направляюсь в местное лесничество. На веранде мужики играют в карты:

— А что рассказывать? Было у нас жарко, понаехало разного контингента. Но ребят быстро разогнали. Теперь тишина и спокойствие. Делянки рекультивировали, установили круглосуточные посты охраны. Где они находятся? В лесу. Но без разрешения начальства мы вам ничего не покажем. Это закрытая информация.

Начальства на месте тоже не оказалось. Но мужики, разговорившись, посоветовали ехать все же дальше — в Ровенскую область. На Волыни проблема незаконной добычи янтаря стоит ныне уже не так остро:

— Вы посмотрите, как у нас люди живут. Простые дома, у всех огороды. Собирают ягоды, грибы. А вот в километрах сорока отсюда картина совсем другая — там народ за счет янтаря и существует. Причем неплохо так живут.

Мотопомпа — основное орудие старателей. С их помощью добытчики вымывают янтарь с 40-метровой глубины.

На «Марсе» жизни нет

Сорок километров — только на первый взгляд расстояние небольшое. В деревню Мульчицы Владимерецкого района Ровенской области я попал часа через полтора. Хуже дороги мне видеть никогда не доводилось и, надеюсь, больше не доведется. На некоторых участках разогнаться больше 15 километров в час просто невозможно.

В здешних селах бросается в глаза невероятное количество всевозможной техники во дворах: тракторы, внедорожники, квадроциклы, микроавтобусы. По деревням на мопедах и мотоциклах без шлемов гоняют мальчишки. Младшим из них на вид не больше 11—12 лет. Позже выяснилось, что и они в янтарном бизнесе играют не последнюю роль.

В Мульчицах — замечательная новая школа и современная спортплощадка. На центральной улице — несколько магазинчиков и кафе. На въезде в деревню висит объявление: «Продам двигатели Mercedes». Казалось бы, при чем здесь янтарь? Все просто: трехлитровые мерседесовские движки и пожарные рукава — основа мотопомп, которые позволяют добывать ценный камень в промышленных масштабах. Струя воды выбивает землю на глубину до 40—50 метров. Янтарь всплывает, его собирают потом рыболовными сачками.

Мотопомпа берет воду из канав или водоемов и по пожарным шлангам подает ее туда, где добывается «солнечный камень». Установку обслуживают несколько человек. Управиться с ней непросто — за секунду помпа может перекачать до сорока литров воды! После такой разработки вместо леса остается жуткий пейзаж — изорванная десятками лунок пустынная земля. Местные жители называют такие участки просто: «Марс». 

— На помпу еще нужно заработать. Стоит она тысячи три долларов. В принципе, сейчас можно найти гораздо дешевле. Но если понадобится — обращайся, — Витек усмехается, отхлебывает пиво из полторашки, протягивает бутылку другу. Витьку – 21 год. Его товарищам Андрею и Диме примерно столько же. Они согласились взять меня в свою компанию с двумя условиями: я не указываю их настоящие имена и не делаю никаких фотографий. Вообще, к приезжим в здешних краях относятся крайне настороженно. Добывать информацию приходится по крупицам. Ничего удивительного: добыча янтаря — это не только большие деньги, но и криминальные схемы. Даже на условиях анонимности ребята рассказывают далеко не все, что знают:

— Мы копаем вручную, уезжаем за несколько десятков километров от села. Те, кто моет янтарь помпами, платят «крыше» за работу одной установки 100 долларов в сутки. Еще по 500 гривен (чуть меньше 20 долларов) — тем, кто эти помпы обслуживает. Мокрая работенка, прямо скажу, — Виктор смеется над собственной шуткой, натягивает резиновые сапоги и забирается в салон старого джипа. 

Отработанные делянки старатели называют «Марс». На то, чтобы вернуть их в первоначальное состояние, потребуется несколько десятилетий.

Вместо классов и парт — леса и болота

Мы мчимся по эталонно разбитой брусчатке, потом — по лесной дороге. Время в пути коротаем за разговорами. У каждого из ребят своя история. Дима рассказывает о здешних нравах:

— Работы в нашей области не хватает. Мужики или добывают янтарь, или ездят на заработки. В основном в Киев, ну и к вам, в Беларусь. Семьи кормить как-то надо. Мой брат, например, работает водителем. Получает на руки чуть больше трех тысяч гривен. Жена в декрете, двое детей. Как жить? Янтарь спасает.

О себе пацаны рассказывают не так охотно. В бизнесе они с детства. Оказалось, ситуация в школах «янтарного кольца» аховая. Особенно в восточных районах Ровенской области:

Несмотря на то что доступ к ВКонтакте в Украине официально заблокирован, здесь по-прежнему существуют группы, где старатели размещают снимки особенно ценных находок.
— Многие ребята, начиная класса с седьмого, прогуливают уроки, работают на «клондайке». Могут позволить себе купить мотоцикл или машину. Учителя им пытаются что-то объяснить, призывают не пропускать занятия, но у школьников один аргумент — за день они могут заработать больше, чем педагог за месяц. Кто-то из них копает, кто-то работает «фишкарем» — отслеживает ситуацию на дорогах, сообщает о приближении полиции. У них вместо классной доски и парт — леса и болота. А родители на это закрывают глаза. 

О своих заработках ребята не распространяются: «Как повезет». Можно долго копать вхолостую, а можно враз заработать несколько тысяч долларов. Некоторые «намывают» за сезон по 50 тысяч и больше. Поговаривают, что есть среди них даже янтарные миллионеры. Как водится, эта тема овеяна множеством слухов и легенд — говорить о доходах здесь не принято. Длинный язык — главный враг старателя. Впрочем, про это еще Джек Лондон писал: где ходят большие деньги, там надо уметь молчать.

Цена на янтарь зависит от фракции. И в последнее время она сильно упала. За «минус» — килограмм камней весом до двух граммов — дают несколько десятков долларов. «Двойка», «пятерка», «десятка» и уж тем более «пятидесятка» ценятся значительно дороже. Счет идет на сотни и тысячи долларов за килограмм. Особенно дорого стоят штучные образцы — от 200 граммов — медового или молочно-белого цвета. 

Из Украины скупщики переправляют янтарь в Польшу и Китай. Раньше выбирали в том числе и белорусские маршруты, но со временем логистику сменили – невыгодно. Местный камень пользуется спросом. Он лучше польского или калининградского. Из него легко можно делать ювелирные изделия. Многие сделки купли-продажи совершаются через социальные сети. Несмотря на то что доступ к ВКонтаке в Украине официально заблокирован, здесь по-прежнему существуют группы, где активно публикуются объявления. Более того, старатели  размещают снимки особенно ценных находок.

Противостояние на сельских улицах

Несколько сот метров пешком — и перед глазами жуткая картина. Участок леса плотно изрыт и практически уничтожен. Ребята берутся за лопаты. Сменяя друг друга, они все глубже врезаются в земную твердь. Под плодородным слоем — песок, через полтора метра — глина. Перекуры все чаще. Янтарщики разочарованы — глубина ямы более трех метров, а результат нулевой. Такие копы в шутку называют «спортивными». Поработал — как спортом позанимался. Хотя эти занятия вряд ли идут на пользу — среди старателей высок уровень травматизма. Часто случаются завалы со смертельным исходом. Плюс «профессиональные» болезни. Ревматизм, например. 

Ребята отдыхают, допивают остатки пива. Оглядывают окрестности, не без показной гордости говорят: 

— Сюда никто не доедет. Ни нацгвардия, ни полиция. Недавно пригнали экскаватор, чтобы ямы засыпать, так их попросту не пустили. Перекрыли дорогу, и все. Что они сделают? Местных все равно больше. Как-то полицейские изъяли несколько помп, так им выехать не дали. Пришлось помпы вернуть да еще и извиниться. У нас тут свои законы и свой порядок. Запретить этот бизнес точно не получится. Людям просто некуда податься.

Перевернутые и поврежденные автомобили полиции — нередкий итог столкновений силовиков и нелегальных старателей.
Старатели вспоминают недавний случай: 7 сентября разгорелся конфликт между янтарщиками и лесниками, которые на тракторах направлялись в местный заповедник (нелегалы и туда добрались!), чтобы засыпать ямы. Около 40 добытчиков пытались помешать им, заблокировав движение. Лесники обратились в полицию. Но в Бельской Воле дорогу силовикам перегородили 150 местных жителей. Когда в сторону полицейских полетели камни и бутылки, те применили слезоточивый газ и открыли стрельбу резиновыми пулями. И такие случаи происходят в этих краях с незавидной регулярностью. 

По подсчетам местных жителей, в окрестностях Бельской Воли, Мульчицей, Озерцов работают до 500 помп. Каждый день бюджет Украины теряет огромные деньги. Миллионы долларов текут не в государственную казну, а в карманы старателей и их покровителей. Более того, добытчиками уничтожены многие полесские природные комплексы. Экологический ущерб вряд ли кто-то возьмется оценить. Власти Украины не раз пытались остановить нелегальную добычу. Во время спецопераций задерживают десятки старателей, янтарь изымают тоннами. Но ни уголовные дела (в УК Украины есть статья 240 — «Незаконная добыча природных ресурсов»), ни штрафы, ни аресты высокопоставленных чиновников кардинально ситуацию не меняют. По данным СБУ, в нелегальной индустрии задействовано до 200 тысяч человек. 

«Остановить копателей силой не получится»

В Мульчицкой сельской администрации о главном промысле местных жителей, конечно же, хорошо знают. Здесь рассказали, что в селе нелегальным бизнесом стали массово заниматься относительно недавно — всего пару лет назад. Возможно, это связано с тем, что камень в этих краях залегает достаточно глубоко. Но и до него старатели добрались. Многие сельчане успели неплохо заработать. Теперь, по мнению местных властей, добыча янтаря пошла на спад — камня находят все меньше. Тем не менее проблема остается, и ее нужно решать. Но как?

— Если с незаконными добытчиками не могут справиться центральные власти, СБУ, нацгвардия, то что может сделать в этой ситуации сельская администрация? Уже много лет говорят о том, что этот промысел нужно легализовать, но никаких сдвигов пока нет. Быть может, это единственный выход из ситуации. Остановить добычу янтаря силой точно не получится. 

О том, что в этой сфере пора навести порядок, в Украине действительно говорят не один год, причем с самых высоких трибун. В адрес разных структур звучат обвинения в «крышевании» янтарного бизнеса. Генеральный прокурор Украины Юрий Луценко призывал народных депутатов принять закон, который легализует деятельность копателей. Закона нет до сих пор. Хотя многие гражданские и экологические активисты выступают за легализацию промысла. Вот что рассказал один из старателей, который согласился на разговор:

— На эту тему у нас традиционно закрывают глаза. С добычей янтаря связаны криминальные структуры, некоторые серьезные люди пытаются взять отрасль под свой контроль. А мы ждем внимания государства. Эти «бурштыновые» войны, столкновения никому не нужны. Мы хотим прозрачных правил работы. Страна теряет огромные деньги, которые очень нужны бюджетам всех уровней. Вместо того чтобы платить дань криминалу, старатели лучше бы платили налоги.

Ныне депутат Ровенской областной рады, а в прошлом старатель Александр Васильев убежден: спасти ситуацию может лишь принятие закона о старательской деятельности. Он давно разработан, но так и не принят: 

— Нужно сделать так, чтобы деньги шли не в карманы чиновников, а в кошельки простых людей. А также в государственную казну в виде налогов. Если народ начнет работать легально, в рамках закона, то «серые» добытчики просто исчезнут. Люди сами не пустят их на этот рынок. Также надо обязать старателей восстанавливать экосистему после добычи. Но время идет, ситуация усугубляется. Видимо, принятие закона невыгодно тем структурам, которые контролируют янтарный бизнес. 

Депутат убежден: правила работы должны быть четкими и простыми. А процесс получения лицензии — необременительным. Он привел пример: частной фирме, которая решила легально добывать янтарь, на получение всех разрешений и согласований понадобилось семь лет. Такого, разумеется, быть не должно. 

Тревогу бьют экологи — из-за неквалифицированной и бездумной деятельности копателей в Ровенской, Волынской, Житомирской областях уничтожено около 4 тысяч гектаров леса. На их восстановление понадобятся десятилетия. Если ситуация не изменится, Полесью грозит экологическая катастрофа. И тогда символом края станут не бескрайние леса и болота, а «Марс» — безжизненный и близкий как никогда.


ПОЗИЦИЯ 

Владимир ЗАХАРЧУК, директор Департамента экологии и природных ресурсов Ровенской областной государственной администрации:

— Нелегальная добыча янтаря имеет очень серьезные последствия для экологии региона. Зачастую необратимые. Страдают прежде всего леса и водные ресурсы. Янтарь добывают, как правило, с помощью помп. Старатели, намыв янтаря в одном месте, переходят в другое. Рекультивацией они, разумеется, не занимаются. Восстановительные мероприятия обходятся очень дорого. На мой взгляд, чтобы изменить ситуацию, следует максимально узаконить промысел. Это позволит наложить на добытчиков обязанности по восстановлению и рекультивации отработанных земель.  

КСТАТИ

В январе нынешнего года пограничники заставы «Дивин» в полукилометре от белорусско-украинской границы обнаружили два мешка с янтарем. В них оказалось 63 килограмма «солнечного камня». Стоимость партии – больше 100 тысяч долларов. Это самое крупное задержание контрабандного янтаря за всю историю Пинского погранотряда.

А КАК У НАС?

Факты незаконной добычи «солнечного камня» фиксируют и в Беларуси — в Березовском, Дрогичинском, Кобринском, Пинском и Столинском районах. Однако у нас этот теневой промысел угасает, так и не успев разгореться. За незаконную добычу янтаря на Брестчине за последний год к ответственности привлечено больше десяти человек.

Несколько старателей организовали незаконный промысел в водоохранной зоне озера Черное на территории Березовского района и в республиканском биологическом заказнике «Споровский» в Дрогичинском районе. Вред, причиненный окружающей среде, почти 50 тысяч рублей. Суд приговорил старателей к 4,5 года ограничения свободы. 

Отметились копатели в Пинском и Столинском районах. Разработку обнаружили пинские пограничники буквально в километре от границы с Украиной. По решению суда один из старателей заплатил штраф — 25 базовых величин, второй — 20 базовых. Кроме того, они привлечены к административной ответственности за самовольную рубку деревьев.  

p.losich@gmail.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter