Почему "Ведьме полесской" отказали в экранизации

Проклятие полесской ведьмы не сбылось

Писатель-самородок написал роман «Ведьма полесская» и удостоился литературной премии
Кто посоветовал деревенскому писателю традиционный хеппи-энд и почему завклубом отказали на «Беларусьфильме» в экранизации

Заведуйщий Горочичским клубом в Калинковичском районе полесский писатель-самородок Виталий КУЛИК— новичок в литературе. Но взял вдруг и написал роман «Ведьма полесская». За книгу, которая произвела фурор на минувшем фестивале этнокультурных традиций «Зов Полесья», 52-летний самородок удостоился литературной премии Кирилла Туровского в номинации «Открытие года». И маркетингового продвижения. 

— Виталий Ефимович, вы бывший военный. А с 1994 года работаете заведующим сельским клубом. Почему решили так круто изменить жизнь?

— Тогда было время больших перемен. У нас вблизи родных Горочичей под Бобровичами расформировывали воинскую часть. Я работал там мастером по обслуживанию и ремонту радиоэлектронной аппаратуры. У меня среднее специальное образование: окончил Калининградское авиационное военно-техническое училище. Кому из коллег было меньше пяти лет до пенсии, те уехали в Россию, куда направили авиационный полк. А я решил остаться в Горочичах. В сельсовете мне предложили устроиться на работу в клуб. И вот уже 19 лет в культуре… Придумали и проводили в Горочичах даже осенний бал... Народу теперь  у нас куда меньше, молодежь не хочет оставаться в деревне. Сейчас в агрогородке живет 620 человек, а некогда было втрое больше.

— Молодым людям на селе, кроме как на дискотеку, пойти некуда…

— Да. Но, следуя запретам, вынужден до 22.00 выгнать из клуба тех, кому нет 18,  по закону. Два года назад, признаюсь, на свой страх и риск до часу ночи крутил музыку. Но какое-то ЧП произошло, и время дискотеки урезали. Несовершеннолетних выпроваживаю из клуба, а они все равно толпятся возле него. Домой не идут. Они согласны и билеты покупать, и вести себя примерно, лишь бы на танцполе потусоваться. Но закон есть закон. 

— А что можете предложить старшему поколению? 

— В клубе есть прекрасный ансамбль народной песни. Сельчанки-энтузиастки 15 лет назад самоорганизовались и поют. Руководит коллективом аккомпаниатор Людмила Назаренко, профессиональный музыкант, работает в школе искусств в Калинковичах и у нас на полставки. Анатольевна «держит» самодеятельность. Это дорогого стоит, когда человек собирает возле себя таких же заинтересованных, как он сам, и продвигает дело в массы. Но с каждым годом сделать это становится все труднее. Если раньше совхоз транспортом помогал, то сейчас выехать в другую деревню сложно. Да и бабульки голосистые наши отходят в мир иной. 

— Признайтесь, а в какой момент в вас проснулся писательский дар?

— Идею произведения о полесских чудесах вынашивал давно. Причем сразу решил — книга нужна такая, чтобы у читателя дух захватывало. Однажды пришел с работы домой, сел за компьютер и начал свою «Ведьму полесскую». Рукопись закончил спустя три с половиной года, в 2013-м. Первым рецензентом стала моя дочь Наталья. Она, как большой подарок, аккуратно сложила и забрала ее с собой. Через неделю приезжает: «Папа, все отлично. Но у меня есть к тебе просьба. Если будет трагическая развязка, то останется такой тяжелый осадок после прочтения. Переделаешь?» Я долго думал, ведь хотел пойти в пику современным литературным шаблонам и завершить не хеппи-эндом. Раз уж ведьма прокляла главного героя, нужно, чтобы это проклятие сбылось, полагал я. Но решил послушать дочь. В итоге развязка получилась весьма неожиданная. Ведьмой оказалась совсем не та, которую подозревали сельчане…

— И какова была дальнейшая судьба рукописи?

— Знаете, не мог понять, что делать с ней. Я отдавал себе отчет в том, что у меня нет писательского портфеля, некому за меня замолвить словечко, да и денег нет на издание. Поэтому решил брать именно самим произведением. Поехал в Гомель. Первый заместитель начальника главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи Гомельского облисполкома Ольга Антоненко согласилась со мной поговорить. Я просил помощи в издании, распространении книги через библиотеки. Оставил ей рукопись. Через несколько недель Ольга Витальевна позвонила сама: «Виталий Ефимович, прочла вашу рукопись за два дня. Впечатлена! Срочно подправьте кое-что, и «Ведьму полесскую» — на соискание премии имени Кирилла Туровского». Так все и закрутилось. За один день до окончания приема заявок подал документы — в итоге первая премия. Получил хорошие отзывы. А благодаря премии мне удалось издать 80 первых экземпляров романа. Стоила одна книга 194 500 рублей. Это нереальная цена для читателя: слишком дорого. Поэтому решил в одиночку поискать издательство, где можно было бы выпустить роман подешевле. Остановился на варианте, когда один экземпляр стоил 80 тысяч. Это, считаю, нормальная продажная цена.

— Получилось, что издавали за собственные деньги?

— Да. Вложил все накопления, пришлось что-то занимать. Но результат есть — книга была напечатана. За ее издание взялась одна из столичных типографий. Сэкономить старался на всем. К примеру, хорошо рисую, макет обложки и рисунок сделал сам. Только потом дизайнер что-то подправил, и готово. А первая большая презентация «Ведьмы полесской» прошла в петриковских Лясковичах на «Зове Полесья». Безмерно благодарен, что пригласили на фест, это было для меня большой честью.

От тиража в тысячу экземпляров осталось 250 книг. Я считаю, это хороший итог. Книгу можно найти в библиотеках, столичных магазинах «Белкнига». 

— Виталий Ефимович, в своем романе вы рассказываете, как жили люди на Полесье в конце XIX века. Обряды, традиции, мистические истории словечки: «курень», «худоба», «отменташивание»… Откуда такие познания?

— Я умышленно использовал нестандартный стиль письма, старался больше включать старинных, красивых, диалектных слов. Я же сам в деревне вырос, и мне все это знакомо. Этим самым хотелось показать историю своего края — Калинковичского, Петриковского и Мозырского районов. Ну а в остальном помогли и Интернет, библиотека, краеведческий музей, воображение, наконец… Старался еще писать так, чтобы хоть на 90 процентов события романа были приближены к реальным историческим персонажам и фактам. К примеру, пан Киневич и Горват, о которых до сих пор вспоминают старожилы. Мне было важно ощутить дух того времени, точно воспроизвести какие-то исторические детали. К примеру, в романе идет речь о том, что пан Хилькевич на свадьбе главного героя Прохора вручил тому бутылку красного хереса. Оказывается, его ведь только в Испании в определенной провинции делали. В Российской империи не производили. А в полесскую глубинку товар попадал.

— Но характеры персонажей для своего романа вы наверняка подсмотрели? Где?

— В жизни. Многие выдуманные образы собирательные. Вот дед Чигирь, который рассказывал сельским детям страшилки. Прототип этого героя — моя… бабка Кулина. С нее списал этот образ. Помню, как она нас соберет — и давай страшилки рассказывать. «Ведзьмы», «паны», «кудзеля», «кросны»… Для меня это все было таким завораживающим! И рассказывала про деда моего, который знал заговор от волков, чтобы не нападали на овец и прочую домашнюю живность. 

— Виталий Ефимович, кроме детально выписанных образов, важная черта вашего романа — кинематографичность. Читаешь и представляешь себе каждого героя — семью Чигирей, панские фамилии Войховских и Хилькевичей, ведьму Серафиму и ее дочь-красавицу Янину…

— Это оценил и «Беларусьфильм» — оттуда запрашивали в электронном виде версию рукописи. Сказали, что денег на то, чтобы снять фильм по роману, у них не хватит. Дали моему труду высокую оценку. Рекомендовали формат «4+1». Это четыре телевизионные серии, а из них скомпоновать одну для кинотеатров. Посоветовали обратиться к российским кинематографистам. В некоторые фирмы пробовал рассылать материал, составлял заявку, синопсис. Изучал, как пишутся сценарии. Даже одну главу из книги попробовал сделать как киносценарий, когда главный герой встречается с ведьмой в ночи на дороге. Но пока, признаюсь, решил взять тайм-аут. Уже просят у меня продолжения «Ведьмы полесской». Задумка есть, как будет дальше, покажет время. 


Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter