Прохладный политический октябрь

Военные действия американцев в Афганистане, где нет даже намека на "блицкриг", привлекают внимание мировой прессы к позиции России, которая становится ключевой страной в этом глобальном кризисе.
Военные действия американцев в Афганистане, где нет даже намека на "блицкриг", привлекают внимание мировой прессы к позиции России, которая становится ключевой страной в этом глобальном кризисе. Основными тенденциями прессы являются как оценка внутреннего положения, так и внешнеполитических перспектив.

Вот что пишет влиятельная "Файнэншл таймс" в статье под заголовком "В России происходит бум, в то время как на Западе - спад". "Тогда как многие экономики мира пошатнулись после терактов в США в прошлом месяце, одна страна противоречит этой тенденции.

Россия намерена сообщить о росте ВВП на 5 проц. в первой половине 2001 года, и многие экономисты предсказывают, что в следующие шесть месяцев случится то же самое, что определит ее годовой прирост в 5 - 6 процентов.

Этот длительный оптимизм отражает процесс устойчивого роста, который продолжается уже многие месяцы. Россия защищена от остальной части мира в тех областях, где ее экономика могла бы быть наиболее уязвима, и открыта там, где было пока нанесено мало вреда.

Москва очень занята в последние пару недель - открываются магазины, рестораны и кафе. Обильный ремонт зданий и строительство новых является свидетельством готовности делать инвестиции на средние и длительные сроки.

Большая часть этого роста объясняется резким скачком цен на нефть и другие товары, от которых во многом зависит российский экспорт.

Поскольку Президент Владимир Путин получил удачную возможность выиграть от этой более положительной ситуации с тех пор, как он был избран весной 2000 года, его администрация продолжала проводить значительные экономические реформы".

На этом фоне положительной характеристики ситуации в России мировая печать отмечает определенные политические проблемы, с которыми сталкивается российский Президент. Например, германская "Франкфуртер альгемайне" пишет: "Некоторые военные считают, что Россия уходит с мировой политической арены, и выражают недовольство войной США против талибов".

Далеко не всюду в России прозападная политика Президента Владимира Путина вызывает радостное согласие. Критике подвергаются прежде всего размещение воинских подразделений США в бывших советских среднеазиатских республиках и отказ России от своих военных баз за рубежом.

Московская "Время новостей" считает, что часть политической элиты России находится в молчаливой оппозиции Путину и напоминает о последних месяцах президентства Михаила Горбачева. Результаты проведенного 10 дней назад опроса общественного мнения показали, что 64 проц. респондентов считают операцию США в Афганистане "опасной для России", при этом 54 процента одобряют прозападный курс Путина, который даже среди избирателей компартии отвергают лишь 40 проц. респондентов.

То, что боевые формирования США могут быть размещены в Средней Азии, министр обороны Сергей Иванов "категорически" исключал. Тем временем в Ханабаде, на узбекской военной базе, уже находятся более 1 тыс. военных специалистов из США, и располагаются они там надолго. По официальной версии, они должны поддерживать проведение гуманитарных операций. Критики же обращают внимание на текст совместной декларации США и Узбекистана от 12 октября, где говорится, что это является лишь их "первоочередной" задачей. Узбекистан тем самым косвенно допускает боевое применение американских подразделений и отрезает себя от российского влияния. Газета "Коммерсант" предостерегает: если США расширят зону проведения антитеррористической операции, включив в нее такие страны, как Сирия, Ливия, Иран или Ирак, то Москва будет вынуждена либо прекратить свои "особые отношения" с этими государствами, либо выйти из союза с США.

Необычно остро звучит критика, направленная против ликвидации базы морского флота в Камрани во Вьетнаме и радиолокационного центра в Лурдесе на Кубе. Это "крайняя глупость, что мы отказались от нашего стратегического влияния", заявил Михаил Делягин, директор Московского института глобализации. Депутат Думы от коммунистической фракции Виктор Илюхин, член комитета по безопасности, назвал ликвидацию баз "неразумным" мероприятием, "нарушающим нашу безопасность". Россия тем самым, считает он, уменьшится до размеров московских окрестностей.

Бывший армейский генерал Александр Владимиров говорит, что в операции США против режима талибов он не видит "ни политической, ни военно-стратегической цели". А бывший генерал спецслужб Леонид Шебаршин предостерегает от "конфликта с исламом".

До сих пор президенты российских исламских республик Татарстана и Башкортостана Минтимер Шаймиев и Муртаза Рахимов не высказывались публично на эту тему. Тем не менее татарские религиозные деятели уже напомнили о прежней помощи спецслужб Пакистана и США талибам и Усаме бен Ладену. Президент соседней Чувашской Республики считает, что удары возмездия приводят "к пополнению рядов террористов". В исламских республиках между Волгой и Уралом уже десятки "религиозных активистов" выразили готовность "воевать в рядах талибов".

Очевидно, понимая всю щекотливость положения, США и их стратегические союзники используют каждый повод, чтобы "подбодрить" В.Путина. В связи с этим интересна реакция на отложенные Бушем испытания ракет в рамках программы ПРО, что он сделал явно в политических целях. Вот что говорит об этом "Нью-Йорк таймс": "Сообщение об отсрочке испытаний было сделано всего через четыре дня после того, как Президент Владимир Путин, стоя рядом с президентом Бушем в Шанхае, заявил, что две страны "достигли понимания того, что мы можем достичь соглашения". Это замечание было повсеместно интерпретировано как свидетельство, что они движутся к важной договоренности о Договоре по ПРО от 1972 года.

Президент Буш и его главные советники по безопасности утверждают, что этот договор ужасающе устарел - Буш в Шанхае даже использовал слово "опасен" - и должен быть радикально изменен или вообще отброшен. Сообщение, видимо, было предназначено предоставить Бушу максимум гибкости на время переговоров в те дни, которые остаются до прибытия 12 ноября в США Путина с трехдневным визитом, который может привести к соглашению, меняющему стратегические отношения между двумя странами.

Сообщение об отмене испытаний, сделанное министром обороны Рамсфелдом, служит двум политическим целям. Оно позволило откровенному министру синхронизировать работу его министерства с явным желанием Белого дома достичь в следующем месяце соглашения с Россией. Но оно же и послужило предостережением адвокатам ПРО о том, что пока договор не разорван, расширен или нейтрализован, он, Рамсфелд, не сможет с прежней агрессивностью продвигать вперед испытания, необходимые для развертывания эффективной оборонительной системы".

Вся эта достаточно сложная и противоречивая политическая мозаика складывается в новый узор, который германская "Цайт" называет очень откровенно: "Путин присоединяется к Западу": "Сначала он взял штурмом Берлин, затем - Вашингтон. Перед восторженно аплодирующими депутатами рейхстага российский Президент провозгласил: "Холодная война" закончена!" Благодаря почти ежедневным телефонным переговорам с американским президентом Бушем он превратился в одного из ближайших союзников в борьбе с терроризмом. Когда первые бомбы упали на афганскую землю, он триумфально провозгласил по российскому телевидению: "Человечество обрело зрелость". К своему 49-летию Владимир Путин принял, пожалуй, самое важное решение на президентском посту. И поверг весь мир в удивление".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter