Выгодно ли заниматься прокатом велосипедов в Минске

Прокат с ветерком

Говорят, в Амстердаме велосипедов больше, чем людей. Когда прогуливаешься в центре Минска в выходные в теплое время года, невольно думаешь, что и к родному городу можно применить такую же формулировку. Все-таки велосипед сродни машине: для покупки качественного нужны немалые средства, его надо ремонтировать и где-то хранить. Именно поэтому среди любителей двухколесника столь популярно взять его, чтобы покататься, напрокат. «Р» узнала у предпринимателя Владислава Пацкевича, который шесть лет занимается прокатом велосипедов, как сейчас устроен рынок и сложно ли на него войти.

Предприниматель Владислав Пацкевич: «Пункты проката были всегда, но качественных не хватало».

Нужна крутая фишка

Так или иначе, на протяжении всей жизни Владислав связан с велосипедами. Раньше даже профессионально занимался велоспортом. В 2013 году, работая в минском антикафе на проспекте Независимости, предложил владельцам свои велосипедные навыки перевести в бизнес — открыть на базе антикафе велопрокат. Кстати, то время — начало бурного развития велосипедного движения в городе. Конечно, пункты проката были всегда, но качественных не хватало. Чтобы не сделать ошибок начинающих, Владислав с партнерами решили поехать в Питер, где эта сфера была развита получше, подсмотреть, как устроен бизнес, почерпнуть идеи.

Чтобы начать, нужно было чем-то удивить. Поэтому предприниматель придумал интересную концепцию — акцентировал внимание на круглосуточном прокате по выходным дням и ночных катаниях, что для Минска тогда было в диковинку.

— Стартовый капитал был небольшой. У меня имелись накопления. Примерно 1000 — 1200 рублей, если считать на сегодняшние деньги. Так как изначально это был совместный проект, частично расходы на покупку велосипедов на себя взяли владельцы антикафе. Начали мы с пяти новых велосипедов. Через месяц работы приобрели еще два. Помещение для хранения было маленьким, поэтому остановились на покупке десяти, — вспоминает Владислав.

Из базовых универсальных велосипедов, подходящих для проката, в то время выбор был невелик: дорогие велосипеды известных марок, но нужно было что-то среднее по цене. Предприниматель постоянно покупает велосипеды одной немецкой марки, и, несмотря на китайскую сборку, она себя оправдывает. 

В основном пункты прокатов в Минске тогда были открыты с 10 до 19 часов. А Владислав работал допоздна. Когда вошел на рынок, нужно было научиться сдавать велосипеды ночью. Поэтому предприниматель придумал устраивать катания, которые назвал «Ночной велопобег». Новомодное явление так разрослось, что коммерческий проект превратился в социальный. 

Ночные катания сразу завоевали популярность. На велосипеды устанавливали неоновые лампы, фонарики, светильники. Обратили внимание на необычный прокат интернет-порталы. Таким образом, крупных вложений в рекламу не потребовалось. В следующем сезоне, то есть в 2014 году, открылся второй филиал. 

И продать, и подлатать

Сегодня у предпринимателя два пункта проката — на улице Маяковского и улице Шугаева. Первый работает уже четвертый год. Владислав не скрывает: благодаря этому пункту бизнес до сих пор держится на плаву. Локация подобрана идеально — рядом вокзал, недалеко от центра города, есть большая парковка, а до велодорожки рукой подать. На двух точках — около 40 велосипедов.

Масштабирование бизнеса не всегда хорошо получалось — либо выбирались неудачные места, либо не хватало ресурсов, чтобы держать все филиалы под контролем, вкладываться в рекламу, чему предприниматель внимания не уделял.

Для старта, помимо велосипедов, потребовалось минимальное количество инструментов — базовые ключи, насос и другое. Благо опыт у Владислава в ремонте есть, поэтому чинить их в мастерских не нужно.

— Поломки велосипедов происходят очень часто. Ситуации бывают разные. С клиентов стараюсь почти ничего не брать, особенно если поломка связана с износом деталей. Если же происходит явно по вине велосипедиста и новая деталь стоит свыше 50 рублей, то за нее платит клиент. Вообще, перед каждым прокатом проводится инструктаж и подписывается договор, — рассказывает Владислав.

Ломается чаще ходовая часть — цепь, звезды, тросы, стираются грипсы. Раньше ломали переключатели, но теперь Владислав ограничивает большие звезды сзади, поэтому клиенты используют только шесть передач из семи, но зато привозят велик в сохранности.

— Там, где клиент дотрагивается до велосипеда, все должно быть идеально. Был случай, когда новый велосипед вернули с проката с грязными ручками на руле. А следующий клиент, девушка, попалась очень брезгливая и написала гневный отзыв в интернете. Я же просто не успел почистить ручки, — объясняет Владислав.

Каждые два-три сезона он старается обновлять велосипеды, еще чаще — менять резину. В первую очередь это безопасность, так как клиент может уехать за 50 километров от Минска, и если шина пробьется, он вряд ли с легкостью вернется назад.

Большой ошибкой в начале бизнеса было покупать запчасти в розничных магазинах. С опытом начал находить поставщиков и закупать оптом — это экономия в два, а то и три раза.

Ломается чаще ходовая часть — цепь, звезды, тросы, стираются грипсы. 

Лето кормит зиму 

— Прокат имеет явную сезонность. Мы не работаем зимой. Начинается сезон с первых теплых дней, а закрывается с приходом холодов. Нужно только платить аренду за помещения, где хранятся велосипеды, но за сезон можно заработать, чтобы более-менее спокойно пережить зиму. Так, конечно, не каждый сезон, но в последние годы погода тому способствует, — делится предприниматель.

Самые пиковые месяцы спроса — апрель и май, когда пригревает солнце и все скучают по активности, которой не хватает зимой. В июне идет небольшой спад. В выходные дни все велосипеды задействованы, а в будние могут прийти всего 2–3 человека. Легче становится в июле и августе, когда идет сезон отпусков: приезжающие из других городов и стран обычно берут велосипеды, чтобы на ходу смотреть на Минск. К сентябрю прокат идет на спад. 

Предприниматель работает как с физическими, так и с юридическими лицами. Среди первых больше в последнее время пользуются прокатом девушки. Часто берут парное катание парни с девушками или друзья. Возраст клиентов платежеспособный, 25+. Самое востребованное время — на 2 — 3 часа. Цена за сутки — 20 рублей. 

— Клиенты считают, что это довольно высокие цены, но мы ставим не самые большие на рынке. Скажу больше: хочется их поднять, потому что стоимость запчастей и аренды с каждым годом растет. А на рынке появляются молодые предприниматели, которые обрушивают его за счет очень низких цен. Клиент, не разбираясь в качестве велосипедов, на них клюет.

Один новый велосипед может себя окупить при хорошей загрузке за неделю. Это при условии, если брать не отдельное его катание, а общую массу и доход, а также учитывать множество факторов — арендную плату, расходы на запчасти.

В Минске в прошлом году проходил велофорум, на котором выступал владелец самой большой сети проката из Украины. «Он назвал сферу бизнеса, связанную с велосипедами в Минске, непаханым полем. Это заставляет задуматься о развитии своего дела, больше заниматься корпоративными заказами, увеличивать парк велосипедов», — рассуждает Владислав.

Мечта создать в Минске сетевой прокат до сих пор не осуществлена. Предприниматель понял: единственная возможность для этого — продавать собственную франшизу, а также придумывать новые интересные социальные и коммерческие проекты.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

♦ средняя прибыль в месяц — 1500 рублей

♦ стоимость одного часа проката велосипеда — 5 рублей

♦ средняя стоимость велосипеда — 600 рублей

♦ стартовый капитал — 10 000 рублей

♦ арендная плата — 300 рублей в месяц

♦ расходы на запчасти в месяц — 600 рублей

malyshchyts@sb.by

Фото автора.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter