Прокат не исключает затрат

Два совместных фильма в год по карману профинансировать России и Беларуси, считает Александр Ефремов

Два совместных фильма в год по карману профинансировать России и Беларуси, считает Александр Ефремов

Сегодня многие белорусские кинематографисты с ностальгией вспоминают те времена, когда в кинотеатрах комедию «Белые росы» по несколько раз смотрели в различных уголках СССР. Потом было еще несколько белорусских фильмов, которые с успехом прокатывались на просторах необъятной страны. С ее же развалом вообще исчезло понятие «прокат». Да и кино тогда ушло в небытие. Но спустя десятилетие ситуация нормализовалась. В России сейчас кинобум: ежегодно в прокате появляется около ста картин. Ежегодно увеличивается количество фильмов и в Беларуси. А что знают в братской стране о нашем современном кино?..

Кинематографисты двух стран собрались в Минске за «круглым столом» в Общественном пресс-центре Дома прессы, чтобы обсудить проблему восстановления единого кинопрокатного пространства Беларуси и России. Этот вопрос поднимается не впервые. Обсуждался он в Смоленске на Международном фестивале «Новое кино. ХХI век». Как рассказала исполнительный директор этого кинофорума Елена Лукьянова, за последние два года в России в «прокатном» вопросе сделан большой шаг вперед. Одним из самых значимых событий она назвала визит кинематографистов в Государственную думу, где прошло межведомственное совещание по вопросам взаимодействия в области продюсирования и проката со странами СНГ. Россияне разработали ряд законодательных документов, которые и предложили своим белорусским коллегам.

По мнению известного режиссера Геннадия Полоки, чтобы создать единое кинопрокатное пространство стран бывшего СССР, необходимо убрать таможенные барьеры и навести порядок в авторских правах. Ведь известны случаи, когда при перевозе из одной республики в другую, дабы избежать дополнительных поборов на границе, пришлось прятать кинопленку в коробку из-под торта. Выход из ситуации, считает Полока, в унификации законодательства всех стран. Что же касается непосредственно Беларуси, то для начала, говорит, неплохо бы 250 тысяч долларов, которые обычно выделяются на поддержку в прокате российских фильмов, изыскать и на совместные, и белорусские картины. «Сегодня при таком обилии кинопродукции даже самый шикарный фильм не может быть продан без рекламы, — считает режиссер. – Устная реклама уже ничего не решает. Нужна агрессивная: с телевизионного экрана, на улицах и т.д.» Именно на это и надо тратить деньги.

С белорусско-российскими фильмами, оказалось, тоже не все так гладко, как кажется на первый взгляд. Действительно, за последние годы снято немало совместных картин. Но даются они очень тяжело. Директор Национальной киностудии «Беларусьфильм» Александр Ефремов выступил за появление постоянно действующего соглашения двух стран о создании совместного кинопродукта. Речь прежде всего идет о финансировании. Режиссер много не просит: считает, что пока и двух фильмов в год будет достаточно. А со временем, не исключено, страны сами будут заинтересованы в увеличении количества подобных картин. Правда, молодым белорусам не помешало бы подучиться, считают специалисты. Лучшее для этого место – ВГИК. Создание льготных условий для поступления белорусов в московский вуз и разработка положений о получении грантов – эти предложения также войдут в документ, который кинематографисты собираются предоставить в органы Союзного государства. А там, смотри, и продолжение «Белых рос» появится…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter