Производство «нищих бизнесменов»

Количество субъектов малого бизнеса дошло до критической точки?

Люди, рвущиеся в предпринимательство, должны осознавать ответственность владения собственным делом

Капризы моды не всегда объяснимы: шляпки и блузки, от которых еще вчера привередливые покупательницы отворачивали взор, сегодня становятся верхом совершенства и изысканности. Массовый спрос на экономические идеи тоже не всегда понятен. Некоторые лидеры бизнес-союзов убедили почти всех: экономический рывок стране обеспечат малые компании, и именно их в Беларуси не хватает. А дальше обычно идет длинный список возможных льгот индивидуальным предпринимателям, которые они бы могли использовать для своего развития. Конечно, не грех поощрять создание небольших компаний, но создавать для них заповедные условия жизни – это чересчур.

Разного бизнеса в Беларуси – вагон и малая тележка. Количество одних ипэшников за 200 тысяч перевалило. Приплюсовать к ним владельцев юрлиц — и цифра приблизится к 300 тысячам. Приблизительно столько людей де-юре занимаются в стране бизнесом: в 15 раз больше списочного состава сотрудников гиганта МАЗа, в три раза больше, чем трудится на всех предприятиях, входящих в концерн «Беллегпром», или 6 % от занятых в белорусской экономике в целом! В какую сторону эта армада предпринимателей способна развиваться?!

Если ельник слишком густой, он не поднимется выше 1,5—2 метров, а через несколько лет зачахнет всей массой – деревья убьют друг друга в борьбе за солнце и землю. В нынешнем количественном составе отечественный малый бизнес рискует «задушиться» от нехватки наемных работников. Если хотя бы половина ипэшников вырастут из «детских штанишек» «индивидуального» бизнеса, превратятся в крохотных «чупиков», то каждой новой компании потребуется минимум два сотрудника, а то и 3—4. Это 300—400 тысяч вакансий. Такой армады работников в стране просто нет.

В прошлом году ранней осенью занесло по журналистским делам в городской поселок Мир. Прямо напротив замка стоит симпатичный ресторанчик. Разговорился с хозяином про житье-бытье, его успехи на поприще предпринимательства. Дела идут неплохо: на ниве общепита в Ротшильда не превратишься, но по белорусским меркам на зажиточную бытовую жизнь вполне хватит. Побеседовали о многих нюансах предпринимательства, но запомнилось два момента. Во-первых, в свое небольшое по всем меркам и масштабам предприятие ему пришлось вложить около… 100 тысяч долларов: ремонт помещения, оборудование для кухни, мебель, посуда… И это учитывая, что в ресторанчик вложили много собственного семейного труда. Чтобы окончательно стать на ноги: облагородить интерьер, увеличить количество посадочных мест, оборудовать площадку для летнего сезона, необходимо еще приблизительно такая же сумма. Во-вторых, заняться всерьез финансовым менеджментом своего детища и его раскруткой не хватает времени, только урывками, по вечерам – целый день приходится проводить в ресторане, который обслуживает вдвоем с женой, плюс наемный повар. Была официантка, но ушла в декрет, найти ей замену в небольшом поселке не получается уже полгода. Приходят кандидатуры, но «с нюансами»: то выпить любят, то деньги доверить им сложно, то с клиентами заигрывают… Несколько заходов нового персонала было, но пока никого из соискателей на вакансию больше 3—4 дней держать не хотелось.

После разговора с мирским ресторатором десятки раз беседовал с предпринимателями. Они в один голос говорят о двух проблемах – дефиците денег и толковых кадров. Некоторые уже жалеют, что в бизнес ввязались, особенно представители «новой волны», схватившиеся за коммерцию в середине 2000-х и позже. Хорошие коммерческие идеи в теории при практическом воплощении теряли весь свой блеск, а многочисленные неучтенные нюансы превращали бизнес в сплошной убыток. Некоторые вовремя «сворачивали лавочку». Другие обрастали долгами, некоторые продавали имущество…

Банкротство – изнанка предпринимательства, про которую в Беларуси обычно стыдливо молчат. Зато рекламы у малого бизнеса предостаточно: буквально всех зазывают пойти в коммерсанты. И возможностей найти свое богатство вроде бы выше крыши: курсы переквалификации при центрах занятости, не дремлют и бизнес-союзы в деле пополнения своих рядов, банки и местные власти расхваливают удобные и дешевые кредиты и ссуды, доступные для открытия собственного дела… Подливают масла в огонь рассудительные и опытные «дяди» с зарубежным опытом, проникновенно демонстрирующие диаграммы с изображением доли малого бизнеса, его вклада в экономику и другие статистические чудеса западного предпринимательства. Слюнки текут, если не знаком с проблемой глубже.

Как и в любом Клондайке, в малом предпринимательстве не каждому старателю улыбается счастье найти золотоносную жилу. Она «дается» единичным счастливчикам. Остальные уныло просевают песок, иной раз наткнутся на самородок, но в целом тратят только свое время, силы и средства. На Западе «малыши» приносят много пользы экономике, но в зависимости от страны ежегодно уходят с рынка 10—20 % микрокомпаний! Да и на Западе «семейные предприниматели» скорее рассматриваются не как коммерсанты, а как механизм борьбы с безработицей инструментом «самозанятости». Следовательно, и доход у таких бизнесменов соответствующий – сопоставим с зарплатой наемных работников из той же отрасли. В Беларуси же каждый владелец фруктового или «одежного» ларька считает, что должен грести деньги лопатой только по причине своей «самостоятельности».

К сожалению, «неумек» в малом предпринимательстве предостаточно. И выживать они способны только в условиях льготного режима хозяйствования. За счет налоговых послаблений ипэшникам и мелким собственникам удавалось конкурировать с крупным бизнесом. Но сегодня уже масса «крох» доходит до критической точки, и они неминуемо начнут «пожирать» друг друга. Нормальные наемные работники, владеющие профессией, востребованные, получающие хороший стабильный доход, ринутся в омут коммерции — останутся, простите, без штанов, но винить себя в случившемся будут в последнюю очередь…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter