Злоупотребление санкциями снижает прозрачность мировых рынков и нивелирует качество прогнозов развития глобальной экономики

Производители серых зон

Уж сколько лет западный мир твердил всем: их демократические установки — сделать экономические процессы прозрачными, транспарентными. Чтобы развивалась конкуренция, снижалась коррупция, исчезала контрабанда, контрафакт и весь глобальный рынок наконец-то стал «белым и пушистым». Конечно, этот экстремум не достижим, как абсолютная благодать. Но сегодня американо-европейский мир действует с точностью до наоборот, увлеченно манипулируя санкционной политикой. Почему-то рафинированные западные политики полагают: все попавшие под «демократическую» раздачу производители, их поставщики (в том числе из тех же западных стран), потребители будут ровно сидеть и затухать. Отнюдь. Приходится искать альтернативные варианты. Другой вопрос, что схемы не всегда прозрачные. Но как говорила Нонна Мордюкова в «Бриллиантовой руке»: а что делать? Итог: Запад сам создает значительные зоны повышенного риска, в том числе и на своей территории. Или все думают, что иностранным компаниям не выгодно сотрудничать с Беларусью, Россией, тем же Ираном и другими странами, против которых ополчились ревнители разных «гуманитарных ценностей»? 

Фото  pixabay.com

Как говорится, учите историю, господа! Экономические блокады (а они в военных целях применялись разными странами не раз и не два) поставленной цели не достигали. Но создавали приличный канал контрабанды и других непрозрачных схем взаимодействия. Причем альтернативные каналы торговли формировались именно бизнесом в странах — инициаторах эмбарго. Ведь какой парадокс: предприятия, которые функционируют в странах, подвергшихся экономическому нападению, продолжают на своей родине оставаться в легитимном поле. А вот их контрагентам за рубежом придется уходить в непубличную сферу. 

Вспомним хотя бы историю с Ираном. У него долгая санкционная история и не менее длинная – сотрудничества с европейскими компаниями. В том числе и по линии ядерной энергетики. Ограничения то усиливаются, то ослабевают, но деловые контакты продолжаются. Просто в зависимости от конъюнктуры они более или менее публичные. Ядерные технологии-то Иран получил из Европы. Соответственно, и обслуживание реакторов проходит при участии французских компаний. Даже когда Париж для вида вводит санкции. Аналогичная история в энергетическом секторе. Все-таки Иран обладает богатейшими запасами углеводородов, мимо которых не могут пройти крупные европейские игроки.

Поэтому странные ребята эти западники. Сколько в том же ЕС предпринято усилий для противодействия отмыванию средств, они упорно сражаются с теневыми финансовыми потоками, которые являются источником для коррупции и финансирования откровенного криминала. Причем законодательные инициативы, как правило, проходили под эгидой, что самыми эффективными инструментами борьбы с «неучтенкой» является создание соответствующего делового климата, чтобы выбить экономическую почву из-под ног серого рынка. Сколько раз разные международные эксперты и лекторы из западного мира рассказывали на конференциях и других публичных мероприятиях в Беларуси, что надо упрощать правила игры и снимать ограничения. И экономика будет развиваться. Причем по белому пути. Экономика — такая живучая субстанция, что даже с ограничениями она будет развиваться. Только подпольно. Даже в Советском Союзе, когда к «цеховикам» применялась самая суровая кара, подпольные цеха являлись не такой уж и редкостью. 

И вот пришли к победе демократии! Беларусь в последние годы значительно упрощает экономические правила игры, а Запад планомерно возводит новые барьеры. Не успевает выстроить одни, как начинает вводить другие. А в результате плодит непубличные схемы в чудесном западном мире. На словах-то там закон превыше всего. Но получение прибыли тоже находится не на последнем месте. А так как большая часть экономики является частной, то прямым административным ресурсом ни европейцы, ни американцы толком повлиять на свои компании не могут. И найдутся желающие сотрудничать с так называемым третьим миром. Не такой уж он неинтересный. При этом для бизнеса более перспективный, чем переполненный разными подводными камнями рынок развитых стран, давно поделенный между разными игроками. Которые, кстати, в последнее время ставят целью не развитие, а консервацию достигнутого. Старая идея, родилась еще в прошлом веке, но нынче очень популярная. А Беларусь, Россия, Китай и ряд других динамичных государств, не отвергая экологические, социальные и другие векторы, делают ставку на развитие. Поэтому и привлекательны западному деловому сообществу. К слову, в этом веке ключевые доходы транснациональные корпорации получали именно от сотрудничества на рынках третьих стран. 

Советский Союз, а затем и Россия постоянно жили под санкциями. По крайней мере, американскими. Но бизнес развивается. Иностранные компании вкладывают (напрямую или опосредованно) средства и в добывающие, и в высокотехнологические отрасли. Коммуникационные монстры активно заходят на российский рынок. Там есть спрос, там можно зарабатывать, что является ключевой целью западного бизнеса. Машиностроительные компании  тоже почти все в России присутствуют. Как и зарубежный банковский сектор. И каждая корпорация мечтает попасть в Китай. И это желание не охлаждает обострение экономического и политического противостояния КНР с США. Во время разгула эпидемии в прошлом году потоки прямых иностранных инвестиций упали во всем мире, а в Китае — выросли. Европейские компании находят пути выхода на иранский рынок. Более того, подталкивают свои правительства для поиска политических решений для легитимизации этих отношений. Поэтому санкции санкциями, но сотрудничество (особенно на фоне глобальных экономических проблем) является приоритетным для нормального бизнеса. Для выполнения «демократической» повинности они могут вести официальную риторику в духе «борьбы за светлое будущее», но в деловых отношениях обычно подходят прагматично. Политические сюжеты в отношениях ЕС и России закручиваются, но «Рено» продолжает развивать «Автоваз», «Нестле» и «Юниливер» не закрыли свои фабрики про производству шоколадок и порошков, «Данон» «штампует» свои йогурты…

Поэтому как бы ни сучили веревку санкций, выходы всегда есть. Сотрудничество продолжится. Благо ограничениями мир развитого капитализма кошмарит разные регионы уже давно. Поэтому опыт жизни при таких сюжетах в глобальной экономике накоплен. Другой вопрос, что та же Европа и США свои предприятия своими же руками выталкивают в зону повышенного риска. Но это уже проблема их правительств. 

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter