Прогулка на «плавающем гробу»

Алчность судовладельцев приводит к запрограммированной гибели сотен россиян

В предстоящую субботу в России после объявленного траура будут поднимать со дна Куйбышевского водохранилища затонувший 10 июля с многочисленными пассажирами теплоход «Булгария».

Российская история и опыт ничему не учат, людские трагедии быстро забываются, стираются из памяти имена и лица, и тогда беды повторяются по замкнутому кругу. Казалось бы, после ставших для беспечных отдыхающих братскими могилами теплохода «Адмирал Нахимов» и парома «Эстония» трагедии станут лишь волей случая или непредвиденных обстоятельств. Однако алчность российских судовладельцев, а то и традиционное головотяпство приводят к запрограммированной гибели сотен россиян — совсем юных, молодых и талантливых, в самом расцвете жизненных сил. Построенный в первое послевоенное десятилетие в Чехословакии двухпалубный теплоход «Украина» за свою историю по нескольку раз переходил из рук в руки. В итоге был переименован в «Булгарию». По высказываниям работников Камского речного пароходства, которому принадлежало судно, долгие годы эксплуатации без ремонтов сделали его «плавающим гробом». Говорят, что даже чиновники этого ведомства крестились, гадая, придет оно из очередного круиза или уйдет ко дну. Увы, чудес не бывает: в минувшее воскресенье оно утащило за собой в пучину водохранилища, по данным российского МЧС, 208 пассажиров — в основном семейные пары с детишками. Число чудом спасшихся и спасенных не превышает 80 человек. В этот раз его арендовали турфирмы из Казани «Аргоречтур» и «Бриз», пытавшиеся выкачать максимум выгоды из аварийного плавсредства. Следователи уже прояснили отдельные обстоятельства трагедии — теплоход «Булгария» был обречен на гибель еще до выхода из порта: при ремонте судна применялись «левые» и некондиционные запчасти, из-за чего силовая установка постоянно выходила из строя. В трагический рейс экипаж также вышел с неисправностями — не работал один из двигателей, была нарушена балансировка топливных цистерн. Накренившийся набок теплоход капитан все-таки вывел в двухдневный круиз «Болгары — Казань» с детьми на борту, в штормовую погоду, с массой поломок. Более того, судно, подготовленное к списанию, получило разрешение на навигацию 2011 года. Приволжская транспортная прокуратура заявила, что у «Булгарии» не было лицензии на пассажирские перевозки. Люди, купившие путевки для своих семей, не знали этого. Выжившие пассажиры, восстанавливая хронологию событий, рассказывали, как сильный ветер поднял волну, которая накрыла открытые люки, и корабль кувыркнулся, уйдя под воду в считанные минуты. О катастрофе, которая произошла в 2560 метрах от правого берега Волги, службам спасения сообщил капитан проходившего теплохода «Арабелла» — это судно подняло на свой борт 76 человек (53 пассажира и 23 члена команды и экипажа), которых позднее доставили в Казань. Трех человек на некотором удалении подобрал «Метеор». Один пассажир доплыл до берега сам, и это два с половиной километра. Молодая семья Миннехаеровых с маленьким ребенком считает, что им и их родственникам удалось спастись благодаря тому, что в каюте не закрывалось окно. По словам матери Гульназ она выбралась через окно, а остальных членов семьи вода «выдавила» в коридор. Здесь муж сумел открыть другое окно и, схватив малыша за ногу, выпрыгнул с корабля. Увы, таких счастливых случайностей единицы. Многие из тех, кому удалось спастись через борт, утонули, не удержавшись на воде, большинство были погребены в каютах. Спасшиеся пассажиры «Булгарии» рассказывали, как мимо тонущего теплохода прошли два судна, но ни одно из них так и не изменило курс, а члены их экипажей снимали тонущих людей на мобильники, чтобы выложить «щекочущее» нервы видео в Интернете. Один из таких кораблей — буксир «Дунайский-66», однако его капитан не стал оказывать помощь тонущим, посчитав слишком обременительным маневр для буксира, тянущего две баржи. Можно было бросить на воду спасательные плоты с несколькими членами экипажа, но они, как оказалось, были завалены перевозимым грузом. Следствию предстоит выяснить еще немало фактов, приведших «Булгарию» к трагическому финалу с многочисленными человеческими жертвами. Министр транспорта России Игорь Левитин уже пообещал принять жесточайшие меры в отношении капитанов двух кораблей, покинувших в беде людей с затонувшего теплохода. Однако уже сегодня очевидно, что алчность и равнодушие — главные причины, из-за которых пройти скорбный путь пассажиров «Булгарии» вскоре предстоит их родственникам, чтобы по старому морскому обычаю оставить на месте трагедии красные гвоздики.

P.S. По сообщениям информ­агентств, на теплоходе «Булгария» находились двое белорусских граждан, тело женщины, извлеченное водолазами, уже опознано родственниками. Теперь по линии МИДа страны оформляются документы о доставке его на родину.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter