О фильме "Король бельгийцев" Петера Бросенса

Прогулка короля

Несмотря на вполне узнаваемое историческое понятие, обозначенное в названии, фильм «Король бельгийцев» никакого отношения к нему не имеет. Все то, что происходит с вымышленным экранным королем, выдумка. И это при том, что бельгийский режиссер Петер Бросенс и американская сценаристка Джессика Хоуп Вудворт, снявшие вместе не одну документальную картину, использовали принцип документальной съемки как важный прием, подчеркивающий «всамделишность» происходящего. Редкий случай для игрового кино: фильм снимался в той хронологической последовательности, как и было прописано по сюжету.


Протокольная жизнь короля, выверенная до минуты в путешествии, до жеста на приеме, до пуговицы на костюме, резко обрывается, когда он во время визита в Турцию узнает о разделении Бельгии на Валлонию и Фландрию. Через несколько дней всех информируют о ликвидации и самой «должности» короля. (Явные аллюзии как на бельгийские реалии, так и на статус короля в современном мире.) Внезапные космические бури преграждают путь на родину. Король со свитой принимает решение добраться до расколотой родины в обход через Балканы. Вот тут–то и начинается комедийное роуд–муви, позволившее увидеть совсем другого короля, вне протокольной выверенности, другую Европу, других новых европейцев, лишенных глянцевого блеска. От былого королевского лоска не остается и следа. Вместо гладкой выбритости — небрежная щетина, элегантный костюм сменяет грязноватая рубашка, королевский лимузин превратился в допотопный автобус, скачущий по дорожным рытвинам то Болгарии, то Сербии, то Албании. Что только ни приходится делать пусть и номинальному, но все–таки правителю европейского государства: и самому вести драндулет, и собирать плоды дикого дерева, чтобы как–то поддержать себя, и пить ракию вместе с бывшим сербским снайпером, и убегать от невесть откуда взявшейся турецкой службы безопасности, и добираться в утлой лодчонке до заветного берега, и сидеть в албанской тюрьме.


Но зато это была возможность увидеть не короля, а человека, временно выбывшего из королевского формата: искреннего, спокойного, умного, внимательного, терпеливого, ищущего, неравнодушного, живущего не по протоколу, а по велению сердца. Главные слова, открывающие суть авторской идеи, были сказаны именно им: «Я бы не хотел быть просто пассажиром». Впрочем, не менее главным является и открытие незнакомых территорий, где встречаются покосившиеся крыши, полуразрушенные заборы, облупленные стены домов, где в деревне на фоне пасущихся коров проходит конкурс на лучший йогурт, а мэр может давать интервью, стоя босым на траве. Важное открытие короля — люди, которых он встретил в своем неожиданном путешествии: «Они бедные, но щедрые и открытые». Может быть, первоначальное название фильма «Королевский кебаб» было бы лучше, поскольку мечта короля съесть настоящий турецкий кебаб в этой незапланированной прогулке так и осталась неосуществленной.

Политическая комедия — жанр редкий. А если еще тонкая, приправленная меткими наблюдениями, мягким юмором и душевной теплотой — редкий вдвойне. «Король бельгийцев» — образец изысканного авторского повествования, аристократичного вкуса, художественного блеска и гуманных ценностей.

lpsm3163@mail.ru

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter