По традиции на Мозырском НПЗ всем демонстрируют комплексы по первичной переработке нефти ЛК-6У, хотя для самих заводчан они уже прошлое. Ведь в 1975-м именно на них был получен первый полесский бензин, что фактически стало началом заводской истории. А за прошедшие после этого почти сорок лет немало бензина, дизельного, котельного топлива и прочих продуктов утекло отсюда в адрес компаний из более чем 20 стран мира. И сейчас до 65 процентов нефтепродуктов завод экспортирует в дальнее и ближнее зарубежье.
Несмотря на широкую географию поставок, констатирует заместитель генерального директора МНПЗ Виталий Павлов, приоритет — ближайшим соседям. Оно и понятно: рукав доставки короче, а рентабельность выше. В Украину сегодня направляется около 35 процентов собственной продукции, здесь даже наблюдается рост продаж, на российский рынок отгружается 11—12 процентов.
Чем же привлекателен мозырский нефтегигант для многочисленных поставщиков сырья и потребителей продуктов нефтепереработки? Сами заводчане отвечают на этот вопрос просто: никто не хочет иметь дело с предприятиями, где доля мазута в объеме переработанного превалирует над светлыми нефтепродуктами. К слову, в этом году на МНПЗ ожидают выхода последних на уровне 60 процентов. Это и есть реальный итог поэтапной модернизации производства. И вообще, последнее десятилетие завод живет по формуле: «Каждые год-два — новая установка». Вот тому подтверждение. В 2010 году завершено строительство установки гидрообессеривания бензина каталитического крекинга. В 2011-м введены мощности гидроочистки дизельного топлива, запущен блок регенерации установки производства серы для комплекса по выпуску моторных видов топлива. Строительством установки изомеризации отмечен 2012 год, что позволило приступить к производству неэтилированных бензинов АИ-95 и АИ-92, соответствующих международному стандарту EN 228 «Евро-5», и одновременно прекратить выпуск низкорентабельного «Нормаль-80» и бензина-сырья для пиролиза. В минувшем году принята в эксплуатацию установка вакуумной перегонки мазута мощностью 3 миллиона тонн по сырью в год. С ее запуском глубина переработки углеводородов достигла 70—74 процентов.
В эти дни территория НПЗ снова напоминает большую стройплощадку. Одна из новостроек, рассказывает руководитель дирекции по реконструкции и развитию производства Вадим Данилевич, — комбинированная установка по выпуску высокооктановых компонентов бензина. Пока готовность объекта в пределах 40 процентов, но ввод оборудования в следующем году внесет существенный вклад в копилку программы импортозамещения. А именно — экспортируемые сегодня дорогие кислородосодержащие добавки будут производиться на самом заводе. Рядом — новый объект. Четыре махины-реактора будущего комплекса гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков. Этой весной они приплыли в Мозырь из Японии через два океана, море и по двум рекам. Путем глубокой переработки (до 90 процентов) гудрона, мазута и других недорогих видов сырья здесь будут выпускаться светлые нефтепродукты с высокой добавленной стоимостью. Что это значит для консолидированного бюджета Гомельщины, в формировании которого в первом полугодии 2014-го НПЗ занял лидирующую позицию, объяснять лишне. Запуск объектов поможет и предприятию оставаться на плаву даже в самых непростых финансовых условиях.
Николай ЖДАНОВИЧ
Фото автора