На Мозырском НПЗ выпуск топлива марки К-5 уже налажен

Прогрессия октановых чисел

В эти дни территория Мозырского НПЗ снова напоминает большую стройплощадку...
C введением в действие единого регламента Таможенного союза наша страна прекратит с 1 января следующего года обращение на своей территории дизельного топлива стандарта К-4, а бензина «Евро-4» — с конца 2015 года. Россия осуществит переход на дизтопливо евростандарта К-5 только в 2016-м, Казахстан — еще позже. Таким образом, для мозырских переработчиков открываются хорошие перспективы на нефтяном рынке, в частности в дальнем зарубежье. Ведь выпуск топлива марок К-5 налажен здесь уже сегодня. Более того, на заводе работает оборудование по производству зимнего дизтоплива. Кстати, способность мозырской «Арктики» не терять эксплуатационных качеств даже при температуре до минус 30 градусов основана не на традиционном добавлении керосина и других присадок, а на высокой степени фильтрации топлива.




По традиции на Мозырском НПЗ всем демонстрируют комплексы по первичной переработке нефти ЛК-6У, хотя для самих заводчан они уже прошлое. Ведь в 1975-м именно на них был получен первый полесский бензин, что фактически стало началом заводской истории. А за прошедшие после этого почти сорок лет немало бензина, дизельного, котельного топлива и прочих продуктов утекло отсюда в адрес компаний из более чем 20 стран мира. И сейчас до 65 процентов нефтепродуктов завод экспортирует в дальнее и ближнее зарубежье.


Несмотря на широкую географию поставок, констатирует заместитель генерального директора МНПЗ Виталий Павлов, приоритет — ближайшим соседям. Оно и понятно: рукав доставки короче, а рентабельность выше. В Украину сегодня направляется около 35 процентов собственной продукции, здесь даже наблюдается рост продаж, на российский рынок отгружается 11—12 процентов.


Чем же привлекателен мозырский нефтегигант для многочисленных поставщиков сырья и потребителей продуктов нефтепереработки? Сами заводчане отвечают на этот вопрос просто: никто не хочет иметь дело с предприятиями, где доля мазута в объеме переработанного превалирует над светлыми нефтепродуктами. К слову, в этом году на МНПЗ ожидают выхода последних на уровне 60 процентов. Это и есть реальный  итог поэтапной модернизации производства. И вообще, последнее десятилетие завод живет по формуле: «Каждые год-два — новая установка». Вот тому подтверждение.  В 2010 году завершено строительство установки гидрообессеривания бензина каталитического крекинга. В 2011-м введены мощности гидроочистки дизельного топлива, запущен блок регенерации установки производства серы для комплекса по выпуску моторных видов топлива. Строительством установки изомеризации отмечен 2012 год, что позволило приступить к производству неэтилированных бензинов АИ-95 и АИ-92, соответствующих международному стандарту EN 228 «Евро-5», и одновременно прекратить выпуск низкорентабельного «Нормаль-80» и бензина-сырья для пиролиза. В минувшем году принята в эксплуатацию установка вакуумной перегонки мазута мощностью 3 миллиона тонн по сырью в год. С ее запуском глубина переработки углеводородов достигла 70—74 процентов. 




В эти дни территория НПЗ снова напоминает большую стройплощадку. Одна из новостроек, рассказывает руководитель дирекции по реконструкции и развитию производства Вадим Данилевич, — комбинированная установка по выпуску высокооктановых компонентов бензина. Пока готовность объекта в пределах 40 процентов, но ввод оборудования в следующем году внесет существенный вклад в копилку программы импортозамещения. А именно — экспортируемые сегодня дорогие кислородосодержащие добавки будут производиться на самом заводе. Рядом — новый объект. Четыре махины-реактора будущего комплекса гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков. Этой весной они приплыли в Мозырь из Японии через два океана, море и по двум рекам. Путем глубокой переработки (до 90 процентов) гудрона, мазута и других недорогих видов сырья здесь будут выпускаться светлые нефтепродукты с высокой добавленной стоимостью. Что это значит для консолидированного бюджета Гомельщины, в формировании которого в первом полугодии 2014-го НПЗ занял лидирующую позицию, объяснять лишне. Запуск объектов поможет и предприятию оставаться на плаву даже в самых непростых финансовых условиях. 


Николай ЖДАНОВИЧ

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter