Прогресс без тенденции роста

Энергоемкость экономики Беларуси к 2010 году планируется снизить по сравнению с 2005-м на 31 %

Нынешний энергетический кризис далеко  не первый в истории мировой экономики. В середине 70-х годов рост цен на нефть потряс энергозависимые европейские государства. Тогда баррель «черных» углеводородов подорожал аж до 5 долларов. Даже сложно представить такую цену. Правда, и тогдашняя «зеленая» денежная единица была тяжелее по весу, чем нынешняя. С тех пор минуло более 30 лет, которые показали — надеяться на удешевление энергоносителей не приходится. Кратковременные перепады конъюнктуры рынка возможны, но это временная тенденция. В долгосрочной же перспективе ожидается только энергетическое подорожание.

На эту перспективу и необходимо ориентировать белорусскую экономику. Ведь 80 % энергоресурсов импортируются в нашу республику. Поэтому тема повышения энергоэффективности и безопасности стала ключевой на прошедшем недавно белорусском энергетическом форуме.

Несмотря на дороговизну, спрос на топливно-энергетические ресурсы (ТЭР) в ближайшие два десятилетия будет только увеличиваться. По прогнозам, мировое ВВП в 2030 году увеличится в 2 раза, а потребление ТЭР — в 1,6 раза. При этом их баланс в глобальных масштабах не претерпит существенных изменений. Однако динамично будет увеличиваться доля угля, газа и возобновляемых источников энергии. В общемировом пироге сократится участие стран — членов экономического сотрудничества и развития, в который входят более 30 экономически развитых государств: большинство стран Европейского союза, Канада, США, Австралия, Япония, Южная Корея… Их доля в потреблении ТЭР уменьшится к 2030 году с 47,1 % до 38,4 %. А вот Китай увеличит свое влияние на структуру мирового спроса с 16,2 % до 21,6 %, а остальной азиатский регион — с 11,3 % до 14,7 %.

Такая вот прогнозная статистика. Впрочем, независимо от того, как распределятся через 20 лет спрос и предложение на ТЭР в мире между регионами, подавляющее большинство стран серьезно озабочены проблемами повышения энергоэффективности экономики. По этому показателю большинство стран СНГ можно, к сожалению, отнести к разряду энергорасточительных. Например, энергоемкость российского ВВП превышает среднемировой в 2,3 раза, а по сравнению с государствами — членами Евросоюза — в 3,1 раза. За 20 лет планируется рост российской экономики в 2,3—3,3 раза, при этом динамика потребления ТЭР должна составить 125—150 %. Энергоемкость валового продукта к 2020 году будет снижена на 50—55 %. Основой ТЭР будет оставаться газ, но его доля в балансе снизится с 50 % до 45—46 %. На нефть будет приходиться 20—22 % потребления энергоносителей и 19—20 % — на твердые виды топлива. При этом доля выработанной электроэнергии из «голубого топлива» снизится с 43 % до 30—35 %, а угольная составляющая в электроэнергетике увеличится с 23 % до 31—38 % к 2020 году.

Стратегия энергетического развития Украины до 2030 года предполагает довести долю собственных энергоресурсов с 45 % до 88 %. Увеличится значение угля с 26,9 % до 39 %. А вот значение газа в украинском балансе сократится с 25 % до 6,9 %. При этом производство электроэнергии увеличится более чем в 2,2 раза, а энергоемкость ВВП снизится в 2 раза.

До 2020 года в Беларуси планируется более динамичный рост ВВП по сравнению с аналогичными показателями соседних стран. Рост же потребления ТЭР будет на том же уровне — прирост составит около 140 %. Энергоемкость экономики к 2010 году планируется снизить на 31 % по сравнению с 2005 годом, к 2015-му — не менее чем на 50 %, к 2020-му — на 60 %. К этому моменту она достигнет уровня развитых стран.

Одна из проблем энергосистемы Беларуси — серьезная газовая зависимость. Более 81 % печного топлива составляет именно газ. Но к концу 2020 года его доля должна снизится до 60,6 %, мазута — с 5,8 % до 4,1 %. Зато значительно увеличится доля угля — с 0,7 % до 7,2 %, а также местных видов топлива — с 8,3 % до 16,2 %. Появится в энергобалансе страны и новая составляющая – атомная, — на которую будет приходится 11,8 %.

Повысить эффективность использования ТЭР планируется за счет активного использования в энергетике парагазовых технологий, коэффициент полезного действия которых достигает 57—60 %, в то время как КПД традиционных конденсационных станций редко превышает 40—41 %. На основе парагазовых технологий уже модернизированы в республике энергоблоки Березовской ГРЭС, Оршанская ТЭЦ, Лид­ская ТЭЦ, практически завершены работы на Минской ТЭЦ-3. До 2015 года в Беларуси планируется ввести еще около 1300 МгВт таких мощностей. Использование принципов теплофикации — производства одновременно электроэнергии и тепла — позволяет ежегодно экономить около 1,8 тонны условного топлива. Однако по такому циклу производится только 50 % тепла в республике, в то время как в Германии, Дании, Чехии и некоторых других странах этот показатель составляет 60—80 %.

Повысить энергетическую безопасность должно и строительство угольных станций с использованием новых технологий. КПД современных угольных энергоблоков составляет 44—45 % и значительно превышает эффективность газовых, построенных в 70—80-е годы. Правда, новые угольные энергоблоки и стоят в 1,8—2 раза выше.

Однако, как отмечают представители Министерства энергетики, для развития теплофикационных технологий необходимо более продуманно относиться к развитию промышленной энергетики. Нередко такие объекты строятся в радиусе действия крупных энергетических источников, чем снижают потенциальную эффективность их использования. 

На снимке: Лукомльская ГРЭС.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter