Программы перспективные, а деньги неосвоенные

В парламентском собрании Союза Беларуси и России обсуждают проект бюджета на 2016 год

В ПАРЛАМЕНТСКОМ собрании Союза Беларуси и России начали обсуждение проекта бюджета на 2016 год. Тема сложная и далеко не однозначная. Достаточно сказать, что остатки средств бюджета Союзного государства увеличились за 2014 год в 1,2 раза и составили 1,8 миллиарда российских рублей, и это в условиях существующего дефицита денежного оборота. Из 13 важнейших совместных программ за последнее пятилетие только по восьми результаты полностью или частично внедрены в производство. Эффективность планирования, к сожалению, остается на низком уровне, как и качество управления государственными финансами.


Притчей во языцех стала длительность процедуры разработки и утверждения совместных проектов. Законодательная база еще отстает от солидного научного потенциала. Чтобы запустить ту или иную союзную программу, требуется посетить десятки кабинетов, получить согласования в министерствах и ведомствах двух государств. А это, согласитесь, вдвойне тяжело. Есть примеры, когда согласование затягивалось на пятилетие. При современных ритмах жизни — огромный и непозволительный срок. 

Бывает и так, что, пока бумаги проходят свой долгий и тернистый путь, научная или производственная задача уже либо решена каким-то иным путем и при другом финансировании, либо вообще почила в бозе. Скажем, не повезло совместному проекту «Союзный телевизор». Множество бюрократических порогов не дало возможности ее осуществить, а  эту нишу основательно заняли китайские производители. Мы со своими идеями остались в стороне.

Вновь упираемся в чиновничий и юридический тупик. Главная проблема, что до сих пор не решены вопросы союзной собственности. То есть кому принадлежат права реализации разработок, кто получает прибыль? Пока же ученые и производственники Союзного государства действуют в рамках законодательств своих стран.

На днях органы высшего финансового контроля России и Беларуси впервые провели совместное заседание коллегии в формате видеоконференции. Вопрос тот же — исполнение бюджета Союзного государства. Некоторые цифры и факты, прямо скажем, обескураживают. В полном объеме в 2014 году были использованы средства только по одной из 10 профинансированных программ.

Под угрозой срыва выполнение совместного проекта «Инновационное развитие производства картофеля и топинамбура», который должен быть завершен в 2016 году. На перспективную программу ученые и аграрии возлагали большие надежды. Выделен почти миллиард рублей, и что же на промежуточном этапе? Оказывается, освоено только 41,4 процента средств. Наибольшее отставание у Минсельхоза России. Белорусская сторона исправно отчитывается перед Постоянным комитетом, а россияне, верно, заплутали на своих огромных просторах.

Тоже касается и совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы. В частности, Рослесхоз выполнил свои обязательства немногим более чем на 19 процентов. А работа совместная, отстанет один партнер, потянет за собой другого. Понятно, что о выделении очередного транша не может идти речи. Конечно, не хотелось бы, но ситуация сейчас именно такая, и ее надо незамедлительно разрешать.

Да, совместные усилия по укреплению дисциплины исполнения прилагают специалисты Комитета госконтроля Беларуси и Счетной палаты России. В этом году принят новый порядок формирования и исполнения бюджета Союзного государства, который вступает в силу с 1 января 2016 года. Ожидается и новая редакция документа о разработке и порядке реализации союзных программ.

Но достаточно ли только усилий главных фискальных органов Союзного государства? До сих пор не конкретизированы полномочия Постоянного комитета в обеспечении контроля за выполнением совместных проектов. Почему — непонятно. А пока значительные суммы без дела остаются на союзном счету. А ведь до конца года рукой подать.

shevko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?