Uber для ЖХК, «калькулятор» для спасателей, редактор QR-кодов для школьных учебников: какие новинки для госсектора готовят резиденты Парка высоких технологий

Программы на завтра

В IT-сфере сегодня, такое впечатление, разбирается и стар и млад. Школьники больше не мечтают стать космонавтами — теперь их прельщает модная профессия сторис-мейкера, мамы в декрете заводят инстаблоги, солидные мужчины на досуге зависают на YouTube-каналах об авто, спорте или рыбалке. И даже бабушки, которым далеко за 70, открывают свои Telegram-каналы (а вместе с ними и вторую молодость). Но IT — это не только красивая обертка соцсетей и яркие приложения с играми. С помощью высоких технологий можно реально изменить мир или сделать его чуточку удобнее. Электронные дневники, учительские журналы, телемедицина, чат-боты для иностранных туристов — все эти проекты стали реальными благодаря слаженному тандему представителей государственных организаций и талантливых разработчиков. Раз уж успех так очевиден, то сотрудничество продолжается. Уже в начале следующего года МЧС, Минобразования и Мингорисполком представят новые приложения, которые затронут разные сферы нашей жизни. Кто разрабатывает новинки и чем они будут полезны, узнала корреспондент «Р».
Уже скоро минчане смогут через мобильное приложение вызывать сантехников, электриков и клинеров.

Партнерство дает плоды

Прежде чем перейдем к сути — небольшой ликбез. Сегодня во всем мире популярны хакатоны — так называют форумы для разработчиков из разных областей (будь то программисты, дизайнеры или менеджеры), во время которых они в командах решают какую-либо проблему, придумывают полезные IT-продукты. Подобной социально значимой инициативой занимается и резидент ПВТ — компания EPAM. Павел Либер, директор департамента, рассказывает, как появилась идея сотрудничать с нашими министерствами, ведомствами и благотворительными организациями:

— Я летел в Италию и читал бортовой журнал — знаю, что OnAir много писал об Италии, но именно в этом выпуске ничего не было. Я зашел на сайт, чтобы найти нужный мне материал, и оказалось, что поиска по статьям, темам, рубрикам нет. Но я знаю, что это можно сделать довольно просто, и с этим предложением мы пришли в «Белавиа». Вслед за мной свои идеи предложили другие сотрудники, мы связались с разными компаниями, и так появился наш Engineering Jam. По сути, это хакатон, но мы не называем его так, потому что у такого формата есть серьезная проблема: 95 процентов всех прототипов, над которыми на протяжении пары дней работают инженеры, в итоге ни во что глобальное не превращаются. То есть команды собрались, придумали, разошлись — некому их дальше поддерживать, нет реальных клиентов. Нам хотелось сделать что-то по-настоящему полезное, чтобы идея не осталась на бумаге, а воплотилась в жизнь. В этом суть нашего «инженерного джема» — мы провели их уже три, за это время пообщались с двумя десятками министерств, ведомств, общественных организаций. Спрашивали у них, какие есть проблемы, чем мы можем помочь, чтобы сделать жизнь людей чуть проще. У многих были серьезные задачи на уровне государства. Естественно, мы взялись за работу.  

Воздуха мне, воздуха!

Не секрет, что в IT-сферу люди приходят не только сразу после университета, но и перебираются из других профессий. Например, один из сотрудников компании когда-то работал пожарным, поэтому хорошо знает нюансы работы спасателей. Один из них — спе­цифическая форма подсчета количества оставшегося в баллоне воздуха. Виталий Новицкий, официальный представитель МЧС, рассказывает, как за этим следят сейчас:

— После команды дежурного на пожар выезжает звено, состоящее из нескольких спасателей и постового. Если обнаружено задымление, сотрудники МЧС должны надеть маски и дышать воздухом из них. Чтобы ребята знали, когда воздух закончится и нужно выходить, на улице стоит постовой. Он контролирует этот процесс, высчитывая время по четырем инженерным формулам. Некоторые считают это либо с помощью ручки и бумаги, либо с помощью заметок и калькулятора на смартфоне.

Михаил Клебанов, руководитель проектов, рассказал:

— Команда проанализировала ситуацию и пришел к выводу: самое простое, что можно было сделать в этой ситуации, — автоматизировать процесс подсчета. Прототип уже прошел предварительное тестирование в подразделениях МЧС и сейчас находится на стадии доработки. 25 декабря мы снова отдадим его спасателям, — показывает макет Михаил. — На данный момент есть базовая кнопка «рассчитать ГДЗС» (газодымозащитная служба) — приложение рассчитывает количество оставшегося у пожарного воздуха и время, на протяжении которого он может без риска для здоровья находиться в дыму. Данные зависят от многих показателей: например, длины пути — это лестница, обычная комната или узкий коридор. Если спасатель нашел очаг возгорания, количество воздуха в запасе уменьшается, поэтому нужно выяснить, сколько по времени он может его тушить.

   
Кнопку «рассчитать ГДЗС» постовой нажимает после того, как бойцы надевают маски, — отсчет пошел. С ходу он вносит основную информацию: объем баллона в литрах, количество баллонов на одном человеке, давление резерва (запас воздуха, который должен остаться на момент выхода), минимальное давление баллона. Спасатели всегда на связи с постовым, постоянно докладывают, что происходит внутри. Есть и кнопка «найден пострадавший» — пожарные надевают ему маску, а значит, время делится пополам.

— Нюансов много, но мы получили рапорты с положительными отзывами, скорректировали некоторые формулы. Дальше планируем добавлять новые функции: методички, новости, внутренний распорядок, — говорит Михаил.

Виталий Новицкий отмечает, что для МЧС это интересный опыт взаимодействия со столь крупным разработчиком, который готов реализовывать подобные социальные проекты:

— Это хорошая возможность изучить потенциал внедрения новых программных продуктов при отсутствии каких-либо рисков. В дальнейшем приложение, в случае его востребованности, может стать частью общей системы мониторинга состояния спасателей и их экипировки.

Сантехник и электрик в одном телефоне


Одними из первых, кто обратился за помощью к разработчикам, стал Центр информационных технологий Мингорисполкома: им пришла идея сделать удобный сервис для заказа платных бытовых услуг. Максим Бардович, директор ЦИТ, рассказал, что работа над новинкой уже активно идет:

— Это будет специальное мобильное приложение по вызову сантехников, электриков и других работников, оказывающих платные бытовые услуги. Оно даст горожанам возможность в удобное для них время вызывать специалиста. Через приложение можно будет оплатить услуги, но сохранится возможность и включения оплаты в счет-извещение.

Павел Либер показывает прототип приложения, которое пока условно называется «Uber для ЖХК». И лозунг, кстати, соответствующий: «Проблема в квартире? Устранить так же просто, как вызвать такси».


— Во время хакатона команду разработчиков консультировал ЦИТ Мингорисполкома, они подсказывали, что можно добавить, а что работать не будет. Сейчас мы доработали дизайн, получили качественный прототип и пока обсуждаем, в каком формате будем это приложение двигать. Например, была идея, что в будущем сервис может существовать на базе приложения 115.бел, которым уже и так пользуется много людей.

После авторизации вам предложат выбрать категорию работ: сантехника, электрика, уборка квартиры или помощь строителя. Предположим, нужен электрик, тогда сервис уточняет, что у вас случилось: нужно заменить розетку, выключатель или люстру, установить автомат или развести электросети.

— Интересна опция «опишите проблему». Клиент может отправить фото, скажем, выломанной розетки, чтобы мастер заранее знал, с чем предстоит работать. Тогда никто не столкнется с ситуацией, что электрик пришел, а важной детали у него не оказалось. После работ заказчик подтверждает, что все выполнено. Только тогда оплата автоматически уходит с карты, к которой привязано приложение.

Павел признается: разработчики — реалисты, поэтому понимают, что сегодня большинство населения страны не будет вызывать сантехника или электрика по мобильному приложению.

— Но, с другой стороны, мы видим, что проникновение цифровых технологий у нас огромное, оно развивается большими темпами, и, если это удобно, люди быстро осваивают новинки. Старшее поколение, например, привыкло к интернет-банкингу, потому что это экономит время, не нужно стоять в очереди на почте.


Что написано пером — вырубишь кодом

Сказать, что система образования сделала большой шаг навстречу высоким технологиям, — ничего не сказать. Школьников уже не удивишь учебниками с QR-кодами и дополненной реальностью — это в порядке вещей. Самое время констатировать: в моем детстве такого не было. Но все-таки есть нюансы, за которыми даже наше современное образование не успевает. Проблема в том, что информация, записанная на QR-кодах, быстро устаревает, а книги по плану перепечатываются раз в 5 лет. Но детям ведь нужно как-то получать актуальные цифры, иллюстрации, правила.

— Поэтому сейчас мы вместе с Национальным институтом образования разрабатываем веб-сервис, который позволит менять ссылки внутри QR-кодов, не перепечатывая учебники, — объясняет Михаил. — В общем, мы создаем сервис, в котором специалисты института смогут генерировать коды с нужными ссылками. Если вдруг в процессе учебы ссылку в коде нужно поменять, они зайдут на сервис, выберут предмет и отредактируют код, добавив актуальную информацию.

В том, что веб-сервис незаменим, не сомневается и Ирина Харевич, начальник управления информационных образовательных технологий Национального института образования:

— Практически во всех учебниках есть дополнительные материалы и интерактивные задания. Чтобы ребенок мог иметь к ним доступ, мы создаем QR-коды. Например, у всех старшеклассников есть смартфоны, с помощью которых их можно считывать. Если же у школьника нет телефона, ссылка активна, можно перейти по ней через компьютер. Но бывает всякое, это же техника: ссылки исчезают, в них могут быть заложены ошибки. Поэтому, чтобы не портить учебное пособие (оно служит 5—6 лет) и не нести траты, нужен надежный сервис, который и разрабатывает для нас компания. Запустим его, как только он будет готов.

Порядок во всем

Очень необычный проект создает IT-компания с Республиканским реабилитационным центром для детей-инвалидов. Здесь разработчики не пишут программы, а делают более глубинную работу — анализируют процессы работы с документами.

— Проблема в том, что все дела они ведут в бумажном виде. Без шуток: мы в процессе работы узнали, что у центра есть сотни папок — так называемых журналов. Заведен даже журнал по учету журналов, — удивляет Михаил. — Но это не смешно, а печально: людям необходимо вести отчетность, но нет возможности делать это как-то иначе, используя современные технологии. Естественно, много информации теряется.

Разработчики пришли в центр с простой целью — наладить процессы, автоматизировать их. У ребят ушло 3 месяца, чтобы разобраться с бумагами, и наконец они вывели три блока:

— Первый — информационные листки и письма для родителей, в общем, все, что касается приглашения детей на реабилитацию, их комфортного пребывания в центре. Второй — сайт, на нем есть то, что стоит улучшить, чтобы родителям было удобно отслеживать информацию. Нам нужно создать такую среду, чтобы мамы и папы понимали, что о них заботятся, их ждут. И третье — внутренняя настройка процессов. Информация об особенных детях стекается из разных областей в бумажном формате, по электронной почте, телефону — ничего нельзя упустить. Сейчас мы находимся в процессе подбора СRM-системы, которая поможет привести в порядок документы и нотификации, позже займемся и автоматизацией картотеки.

— Мы попросили разработчиков помочь нам облегчить работу людей и создать доступное информирование о центре, возможности прохождения реабилитации, — поясняет Людмила Кондрашова, директор центра. — У нас и правда большое скопление ненужных бумаг, бывает, информация теряется. Мы работаем по выявительному признаку — раз в полгода узнаем о детях-инвалидах, нуждающихся в реабилитации, из комитетов по труду и соцзащите. Но из-за того, что нет четкой системы работы, некоторые ребята к нам так и не попадают. Программисты уже были в центре несколько раз, разобрались в системе и теперь предлагают, как ее оптимизировать, чтобы приглашения не терялись и приходили каждому нуждающемуся.

С заботой о детях

У Республиканского общественного объединения родителей недоношенных детей «Рано» уже давно сложилось большое комьюнити мам и пап, которые пережили опыт рождения недоношенного крохи. В минуты, когда идет борьба за жизнь малыша, врачи, как правило, по понятным причинам обделяют вниманием родителей ребенка. Объединение решает эту проблему с помощью консультаций и советов.

Личный кабинет, дневник питания, центильные таблицы — все это появится на новом сайте РОО «Рано».

— «Рано» пришли к нам с запросом по созданию платформы: мы должны были сделать редизайн сайта, добавить понятный интерфейс, — вспоминает знакомство с РОО дизайнер проекта Оксана Ведмич. Вместе с коллегами девушка полностью обновила сайт, разработала функционал личного кабинета и адаптивную версию для смартфонов.

Заполнив анкету, каждый родитель недоношенного ребенка получает доступ к личному профилю, интерфейс которого позволяет собрать в одном месте важную информацию о малыше. А также получить персонализированные рекомендации и напоминания в зависимости от диагноза ребенка. Например, есть функция проверки по центильным таблицам: каждый месяц нужно заполнять параметры окружности головы, роста и веса новорожденного. Если с показателями что-то не так, система подскажет: «Соотношение роста/веса ребенка находится в зоне отклонения для вашего возраста, что может свидетельствовать о проблемах по эндокринологии». Тут же отображается совет врача по каждому случаю — например, сдать анализ крови на гормоны щитовидной железы и надпочечников — и ссылка на статью по теме на сайте. Все это сделано для того, чтобы родители спокойно подходили к каждой ситуации и действовали осознанно: первый год жизни недоношенного ребенка крайне важен, поэтому необходимо оперативно и доступно предоставить всю информацию.

— Объединение сотрудничает с РНПЦ «Мать и дитя», а также с высококлассными специалистами других медучреждений, поэтому информация на сайте всегда обновляется очень быстро, что очень помогает мамам и папам, — говорит Оксана. — Планируется в личном кабинете и функционал дневника питания. У недоношенных детей часто бывают проблемы с желудком, им ставят диагноз стома. Полезно заполнять дневник перед приемом у гастроэнтеролога — врач сразу увидит список продуктов, которыми кормили ребенка, и сможет что-то скорректировать. В общем, полезных фишек много, и уже скоро ими можно будет воспользоваться — презентация сайта должна состояться через 4 месяца.


Надежда Змирева, заместитель председателя по общим вопросам РОО «Рано», признается: объединение растет, и старый сайт, работающий чисто в информационном режиме, уже утратил свою актуальность.

— Мы на веб-сервисе публикуем отчеты, анонсы — в общем, он работает в одностороннем режиме. Но у РОО более 600 членов и много чатов по всей стране — количество людей, которые заинтересованы в помощи, постоянно растет. Лично консультировать каждого мы не можем, поэтому обратились к программистам с просьбой усовершенствовать софт. Теперь в личном кабинете можно будет получить рекомендации, советы с учетом индивидуальных характеристик каждого ребенка. Особенно это актуально в первый год жизни малыша: в это время ребенок пластичен, родители могут скорректировать особенности его развития. Также появится возможность публиковать личные истории — это важно для других родителей, которые столкнулись с похожей бедой. В общем, мы очень рады сотрудничеству, ведь проект реализуется, чтобы сделать работу объединения легче и принести пользу обществу.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter