Какая предвыборная программа сегодня наиболее востребованна?

Программный вопрос

Мы обратились к экспертам с вопросом: какая предвыборная программа сегодня наиболее востребованна?
Избирательная кампания с каждым днем становится все интереснее. Кандидаты уже выступают по телевидению, раздают интервью, встречаются с избирателями, проводят пикеты. Эксперты и журналисты анализируют их предвыборные программы. Выборы — это всегда дискуссия о будущем страны, о том, в каком направлении двигаться дальше, на чем делать акцент, какие цели ставить. На этот счет звучит много разных предложений и идей. Как же простому избирателю разобраться во всем этом и сделать правильный выбор. Мы обратились к экспертам с вопросом: какая предвыборная программа сегодня наиболее востребованна? Что заслуживает наибольшего внимания, а что для нас неприемлемо?




Идеи проверяются на практике

Антон Болточко, эксперт по экономике ОО “ДАС Либеральный клуб”

Первое, на чем должна строиться предвыборная программа кандидата на главный управленческий пост страны, — это ценностный базис.

И он нарабатывается не за день до выборов, а формируется годами. В ином случае политические лидеры превращаются в демагогов, а их экономические программы получаются бессистемными и слабореализуемыми.

В текущей экономической ситуации в нашей стране кризис идей ощущается вдвойне. От кандидата в Президенты граждане ждут четкого видения того, что необходимо экономике в качестве пилюли от болезни, описания целевого ориентира — будущей экономической формации. Для выполнения этой задачи политические лозунги, наполненные популизмом, стоит менять на экономическую логику.

Во главе угла проблемы макроэкономической стабилизации — снижение инфляции и формирование свободно конвертируемой национальной валюты. При этом под снижением инфляции не подразумевается искусственное сдерживание цен на рынке за счет административного ресурса. Важно создать условия для свободного ценообразования, что будет дисциплинировать экономические власти в проведении адекватной денежно-кредитной политики.

Курс нашего рубля — та же цена, только на специфический товар в виде национальной валюты.

Ее регулирование становится причиной возникновения различных дисбалансов, часто разрешаемых процессом девальвации. Поэтому необходимо порвать с этой старой традицией и сделать курс национальной валюты независимым от государственного вмешательства.

Процесс макроэкономической стабилизации непременно затрагивает интересы государственных предприятий, на основе которых построена практически вся отечественная социально-экономическая модель. Во-первых, до 70 процентов валового продукта производится у нас на предприятиях государственной формы собственности. Во-вторых, более 64 процентов всех доходов населения формируется за счет заработной платы, при том что львиная доля граждан занята именно в государственном секторе экономики.

Поэтому непременно необходимо решить вопрос, что делать с теми активами, чье финансовое самочувствие ухудшается, но которые все еще де-факто остаются гарантом относительной стабильности граждан. Бюджетные ограничения, приглашение иностранных специалистов на высшие руководящие должности, льготные кредиты “стратегическим предприятиям”, стимулирование так называемых точек роста, приватизация и так далее — в программе кандидата в Президенты должен быть тот комплекс структурных реформ, которые, по мнению его команды, могут помочь с решением этой проблемы.

Простой набор фраз в стиле “приватизация”, “модернизация”, “инвестиции” и “все будет хорошо” не способен залечить раны отечественной экономики. Необходима более детальная проработка вопроса. Например, проведение аудита государственных предприятий на предмет их прибыльной работы без учета государственных субсидий с последующей реструктуризацией и/или ликвидацией ненужных активов. Говоря простым языком: необходимо остановить любую государственную поддержку государственных предприятий и посмотреть, кто способен зарабатывать деньги. Если предприятие не получает прибыли, тогда и государству такой актив, наверное, не нужен.

Может показаться, что при таком радикальном решении пострадают работники, которые лишатся свои рабочих мест. Но не стоит путать целевые ориентиры. Предприятия должны зарабатывать деньги, а не заниматься социальной поддержкой. Последнее — функция самого государства, которое параллельно с реформой отечественных предприятий могло бы заняться реформированием системы адресной поддержки граждан. Лучшей поддержкой будет создание таких условий, при которых каждый сможет найти применение своим способностям. Частный бизнес в перспективе может и должен стать основой экономического роста в стране.

Все сказанное выше — это только часть проблемных вопросов, ответы на которые стоит требовать от кандидата в Президенты. Самое главное, он должен быть готов не только говорить об изменениях, но и претворять их в жизнь в случае победы на выборах.


Лимит потрясений исчерпан

Валерий Байнев, доктор экономических наук, профессор


В любой стране накануне выборов особо громко раздаются голоса доброхотов, призывающих к перестройкам, реформам и прочим радикальным переменам. Вот и у нас нынче активизировались сторонники неограниченной рыночной свободы. Их типовые призывы известны — резко крутануть штурвал управления экономикой вправо, а затем в соответствии с идеологией рыночного либерализма выпустить его из рук. И, наконец, вообще уйти с капитанского мостика, предоставив национальной экономике полную рыночную свободу болтаться в бушующем океане мирового кризиса.

У мудрых китайцев, чья цивилизация насчитывает около пяти тысяч лет, есть любимая поговорка: “Нет ничего хуже, чем жить в эпоху перемен”. И хотя наша восточнославянская цивилизация примерно в пять раз моложе, по количеству и масштабам роковых изломов Беларуси, России и Украине нет равных. Только в одном XX веке нашим народам довелось пожить сначала крепостными при царизме, затем чуток при зарождающемся буржуазном капитализме, далее при социализме разной степени зрелости, потом опять при бандитском, криминальном капитализме. Все эти революционные потрясения вкупе с гражданской и двумя мировыми войнами унесли жизни десятков миллионов белорусов, русских и украинцев.

Увы, сегодня мы опять находимся на этапе серьезных перемен. Став суверенными, страны бывшего СССР дружно взяли курс на переход к вожделенной рыночной экономике — рыночному капитализму. Вот только каждая из них пошла своим путем.

Воспользовавшись моментом, западные страны, для которых Советский Союз еще недавно был самым грозным соперником, лукаво учили нас: “Только свободный рынок сам собой без ваших усилий может обустроить вашу жизнь!” Местным “государственным мужам” эти либеральные мантры пришлись по душе, ведь благодаря волшебному рынку ничего не надо делать! А только собирать и тратить налоги, что куда легче и приятнее. Поэтому многие союзные республики, вняв “добреньким” советам наших стратегических конкурентов, бросили штурвалы управления экономикой на произвол рыночной стихии.

Время убедительно доказало, что это были опрометчивые поступки. Свободой незамедлительно воспользовались пройдохи, быстро сколотившие миллиардные состояния. Честные же труженики и предприниматели бедствовали.

Да иначе и быть не могло, ведь у негодяя в условиях свободного рынка арсенал средств намного шире, чем у порядочного человека. Олигархи, умеющие только урывать, незамедлительно затеяли между собой грызню за передел национальных богатств. В итоге рыночная свобода закономерно вылилась в череду разрушительных “цветных революций” и гражданских войн, унесших десятки тысяч жизней в Азербайджане, Армении, Грузии, Кыргызстане, Молдове, России, Таджикистане и Украине.

Нет сомнений в том, что наши западные конкуренты прекрасно знали, чем чреваты для нас их “дружеские” советы. Ведь о том, что свободный рынок выгоден лишь сильному да наглому, полтора века тому назад своим известным афоризмом: “Овца и волк по-разному понимают слово “свобода!” предупреждал президент США Авраам Линкольн. Не мудрено, что последствия рыночной либерализации в постсоветских странах оказались сродни тому, как если зажмуриться и бросить руль автомобиля, несущегося по извилистой горной дороге.

Отдельные же страны, например, Беларусь и Казахстан, избрали не легкий для чиновников путь рыночного “ничегонеделания”, а последовали элементарному здравому смыслу. Крепко-накрепко держа рулевое колесо, их руководители сумели обойти многие препятствия, причинившие немало бед нашим соседям. Так, обеим странам удалось избежать и кровавых “цветных революций”, и разрушительных гражданских войн. Наша страна вообще вышла в лидеры по качеству жизни, традиционно опережая все государства СНГ по фиксируемому ООН индексу человеческого развития. А ее доля в мировой экономике за 20 лет выросла в полтора раза — с 0,115 процента в 1995 году до нынешних 0, 175.

И это в то время, когда другие куда более богатые природными ресурсами соседи снижали этот показатель.

Разумеется, и у нас есть немало требующих своего решения проблем. Например, необходимо существенно повысить стимулирующую роль заработной платы, налогов, субсидий, льгот. Зарплату, как известно, нужно не получать, а зарабатывать, производя больше и лучше. Пора начать поощрять не просто малый бизнес как явление, а только тех, кто производит и экспортирует. Необходимо прекращать помогать за счет народа тем “предпринимателям”, кто умеет лишь спекулировать импортом, вывозя за рубеж драгоценную валюту. Самое время обратить особое внимание и на нужды крупной промышленности, зарабатывающей для нас эту самую валюту.

В связи с этим предстоит решить много проблем в кредитно-денежной сфере. Ведь согласно законам экономики, страну, где ставка рефинансирования и соответственно стоимость кредитов больше темпа экономического роста, ждут экономические кризисы. А в Беларуси указанный разрыв двадцатикратный! К тому же из экономической теории известно, что стоимость кредитов напрямую влияет на уровень инфляции, который у нас также недопустимо высок. Одним словом, пришла пора поставить банки на службу нашей экономике, которую они сегодня, увы, нещадно эксплуатируют ради получения своих ростовщических барышей.

Сейчас не время ни резко накручивать штурвал вправо-влево, ни бросать его на произвол рыночной стихии. В обоих случаях это чревато катастрофами.

А наш лимит потрясений уже исчерпан!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter