Прогноз на завтра

Президент Беларуси Александр Лукашенко заслушал 11 сентября доклад правительства и Национального банка о работе экономики за истекший период 2012 года, оценке итогов года и проектах прогноза, бюджета и денежно-кредитной политики на 2013 год.

Александр Лукашенко заслушал доклад правительства и Национального банка

Президент Беларуси Александр Лукашенко заслушал 11 сентября доклад правительства и Национального банка о работе экономики за истекший период 2012 года, оценке итогов года и проектах прогноза, бюджета и денежно-кредитной политики на 2013 год.

Беларусь в 2013 году должна выйти на устойчивую динамику роста качества и уровня жизни граждан. Об этом Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил 11 сентября, принимая правительство и Национальный банк с докладом о работе экономики за истекший период 2012 года, оценке итогов года и проектах прогноза, бюджета и денежно-кредитной политики на 2013 год, сообщили БЕЛТА в пресс-службе белорусского лидера.

"2013 год для нас особый. В этот период мы должны выйти на траекторию выполнения показателей всей пятилетки в целом, выйти на динамику роста качества и уровня жизни наших граждан, которые мы определили ранее. Это важнейшая цель. В этом суть и смысл дальнейшего развития как реального сектора, так и социальной сферы", - заявил глава государства.

Александр Лукашенко особо подчеркнул, что все планы должны иметь под собой реальную основу. "Поэтому, прежде чем перейти к прогнозам, мы должны вскрыть наиболее острые проблемы, наметить меры по обеспечению достойного завершения нынешнего года и созданию задела на следующий, как бы тяжело нам это ни было", - отметил Президент.

Результаты работы в текущем году демонстрируют стабильное развитие экономики на макроуровне. Растет выпуск продукции в промышленности (темп роста почти 109%), в сельском хозяйстве (более 107%). "Мы имеем бездефицитный бюджет, стабильные золотовалютные резервы в размере чуть более $8 млрд.", - сказал Александр Лукашенко.

Глава государства также подтвердил планы по достижению к концу года средней зарплаты по стране в размере $500: "Средняя зарплата у нас выросла почти до Br4 млн. Это чуть больше $470. К концу года мы гарантированно выйдем в среднем на $500. При этом реальные денежные доходы населения возрастут на 17,5%, а реальная заработная плата - на 21,5%".

"Однако следует прямо сказать, что сегодня эти результаты нас уже не удовлетворяют. Потому что не решен ряд проблем, существенно сдерживающих динамичное развитие страны", - отметил Александр Лукашенко.

Так, 4 из 12 важнейших показателей прогноза на 2012 год пока не выполняются, в том числе главный - по ВВП, темп роста которого составляет около 103% вместо 105-105,5% по прогнозу.

Кроме того, население по-прежнему волнует рост цен. При этом курс белорусского рубля стабилен, заметил глава государства.

Серьезную озабоченность, по словам Президента, вызывает снижение или замедление темпов роста экспорта ряда важнейших товаров, таких как автомобильная, сельскохозяйственная и бытовая техника, продукция металлургии и деревообработки. Многие отрасли промышленности по-прежнему сталкиваются с проблемой затоваренности складов. Нет существенных улучшений в ситуации с расчетами в экономике. "С начала года просроченная дебиторская задолженность в целом по стране выросла на 30%, просроченная кредиторская задолженность - на 32,5%. Это намного выше инфляции за этот период, - констатировал Александр Лукашенко. - Основными должниками белорусских организаций продолжают оставаться субъекты хозяйствования Российской Федерации. При этом просроченные долги россиян превысили задолженность белорусских организаций (перед российскими партнерами) в два раза. Это ненормально, когда мы, имея значительно меньше финансовых средств, несоизмеримо меньше, чем Россия, кредитуем хозяйственную деятельность наших партнеров. Кстати, не только в Российской Федерации".

Александр Лукашенко подчеркнул, что недостаток собственных ресурсов и высокие ставки по кредитам сдерживают инвестиционную деятельность. В этой связи он также назвал настораживающей ситуацию в регионах: "Приходится констатировать, что губернаторы уделяют недостаточно внимания развитию реального сектора, слабо ведется инвестиционная работа". На прогнозируемое значение роста валового регионального продукта смогли выйти только Витебская и Минская области, причем Витебская - преимущественно за счет нефтехимического комплекса.

"Практически все регионы тянет назад строительный комплекс. Похоже, что наши министры и губернаторы в предыдущие годы привыкли только осваивать выделенные из бюджета средства. А где ваша конкретная работа?" - сказал Президент. Александр Лукашенко обратил внимание и на некоторые проблемы в животноводстве. Уже отчетливо проявилась тенденция снижения объемов реализации на убой крупного рогатого скота.

"Нам необходимо комплексное развитие территорий, включая промышленность и сферу услуг. Ни правительству, ни губернаторам не следует прикрываться недостатком денежных средств. Только по китайским кредитам у нас открыто финансирование более чем на $8 млрд. Но кредитные средства, естественно, будут направляться только на прорывные в технологическом отношении проекты", - отметил Президент.

"Мною дано поручение до конца года завершить все организационные работы по комплексной модернизации государственных предприятий. То есть у каждого руководителя предприятия на столе должен лежать план модернизации этого предприятия с выходом на выпуск конкурентоспособной продукции, ориентированной прежде всего на импортозамещение и экспорт. Это главное", - подчеркнул глава государства.

"Петр Прокопович возвращен к активной деятельности на высоком уровне, и ему поручена эта задача. Это его главная задача - проверить каждое предприятие на предмет модернизации, наличие конкретного плана с выходом на выпуск продукции высочайшего уровня. Это мое поручение ему, которое передано в правительство, - отметил Президент. - Если мы не модернизируем наши предприятия, не сориентируем на выпуск современного товара, нам здесь делать нечего. Нам жизненно необходимо к 2015 году достичь выручки в среднем на одного занятого не менее $60 тыс. Вот конкретный показатель. Выручка - тут не припишешь".

Как отметил глава государства, сегодня реализуется основополагающий принцип "давай прорывной проект - деньги будут". "Проект должен быть окупаемым, ориентированным в будущее. Только под этот проект и иностранцы деньги дадут, и внутри страны мы их найдем. Просто так никто не даст", - заметил Александр Лукашенко.

"И еще об одной острейшей проблеме. Вступление России в ВТО делает рынки ЕЭП ареной жесткой конкурентной борьбы. Европейские и американские производители, а также азиатские компании активно осваивают рынки Казахстана и России. В целом ситуация в мировой экономике усложняется", - отметил глава государства.

В этой связи Александр Лукашенко потребовал доложить о том, как будет обеспечена экономическая безопасность страны, а также за счет каких действий в этих условиях будут обеспечиваться рост экспорта и положительное сальдо внешней торговли в текущем году и в 2013-м.

"Мы должны безусловно сохранить приток валюты в страну для дальнейшего роста золотовалютных резервов и поддержания стабильности на валютном рынке", - потребовал глава государства.

Александр Лукашенко также подчеркнул необходимость выполнения задания по росту зарплаты и реальных денежных доходов населения. Вместе с тем Президент напомнил, что рост заработной платы в увязке с производительностью труда остается неизменным важнейшим принципом работы: "Мы должны дать возможность людям зарабатывать деньги".

"Хочу предупредить каждого члена правительства и губернатора: задачи текущего года и задел на следующий должны быть обеспечены безоговорочно. На всех уровнях государственной вертикали следует ввести тотальную мобилизацию кадров для решения обозначенных вопросов", - сказал Президент.

Александр Лукашенко потребовал от докладчиков четкого ответа на ряд поставленных вопросов: "Какие конкретно меры принимают правительство и Нацбанк по решению имеющихся проблем? Как объективно оценивается ситуация текущего и следующего годов? Является ли предлагаемый прогноз действительно напряженным для всех секторов экономики и финансовой сферы? Не упрощаем ли мы себе задачу? И все это, конечно, в проекции на необходимость выполнения задач пятилетки".

Как доложил премьер-министр Михаил Мясникович, по итогам работы экономики страны за 7 месяцев 2012 года можно судить о том, что необходимые макроэкономические условия выполнения прогноза текущего года созданы, обеспечивается экономический рост. Так, экспорт товаров вырос в целом на 34% при положительном сальдо внешней торговли товарами и услугами в $3,6 млрд. Чистый приток валюты в страну превысил $3,4 млрд. Численность убыточных предприятий сократилась на 14,5%, строится 553 объекта социального назначения.

Премьер-министр отметил, что для выхода на целевые темпы прироста валового внутреннего продукта по стране в 2012 году значительно должны прибавить по валовому региональному продукту Брестская, Гродненская и Гомельская области, по основным показателям - концерны "Беллегпром" и "Беллесбумпром", Министерство архитектуры и строительства и Министерство промышленности.

Губернаторы и министры заверили в выполнении доведенных на 2012 год основных показателей.

Что касается прогнозных заданий на 2013 год, то они тесно увязаны с задачами по успешному завершению 2012 года.

Темп роста валового внутреннего продукта должен составить 108,5%, темп роста экспорта товаров и услуг - 115,2%, положительное сальдо внешней торговли - 0,7% ВВП, или $500 млн., инвестиции в основной капитал - 106%, ввод жилья - 6,5 млн.кв.м.

Как отметил Михаил Мясникович, все показатели значительно выше плановых заданий текущего года, однако недостаточны для равномерного в течение трех последующих лет выполнения программы социально-экономического развития страны на пятилетку.

Вместе с тем правительство признает, что предлагаемые темпы роста экономики в 2013 году будет обеспечить чрезвычайно трудно. Особая сложность связана с низкими прогнозируемыми темпами роста в 2013 году у основных торговых партнеров Беларуси. В частности, по данным Всемирного банка и Международного валютного фонда, сравнительно невысокие темпы роста планируются у партнеров по Таможенному союзу, а в ЕС и вовсе ожидается рецессия.

В 2012 году Беларусь вышла на 15 новых рынков, включая Судан, Лаос, Парагвай, Конго, Чад, Того, Бермуды. За счет расширения поставок на нетрадиционные рынки получен суммарный прирост экспорта за 7 месяцев текущего года в $335 млн. В то же время правительство требует более активной работы в этом направлении.

Чтобы выполнить плановые задания по достижению положительного сальдо и росту ВВП, в 2013 году предстоит 65% всей произведенной промышленной продукции и 20% сельскохозяйственных товаров продать на экспорт.

Как отметил премьер-министр, в Беларуси доля экспорта в ВВП составляет 84%, что характеризует открытость экономики. Для сравнения: в США этот показатель равен 13%, Индии - 22%, Китае - 27%, России и Великобритании - около 30%, Польше - 42%, Украине - 50%. Однако эти страны, в отличие от Беларуси, могут позволить себе стимулировать экономику, наращивая в том числе внутренний спрос.

Правительство планирует выполнить прогноз 2013 года за счет обеспечения пяти базовых условий. Это опережающий рост производительности труда относительно темпов роста реальной заработной платы (109,3% и 107,1% соответственно), обеспечение положительного сальдо внешней торговли товарами и услугами (не менее 0,7% ВВП), бездефицитный бюджет без роста внутреннего долга и эмиссии для финансирования текущих расходов, поддержание положительной, то есть выше темпов инфляции, ставки рефинансирования, привлечение в страну не менее $4,5 млрд. валютных ресурсов по финансовому счету платежного баланса, предпочтительно - в виде прямых иностранных инвестиций.

При этом главным является макроэкономическая сбалансированность прогноза бюджета и основных направлений денежно-кредитной политики страны.

"Давайте договоримся: главное - это экспорт. У нас когда-то была формула: экспорт - жилье - продовольствие. Два из этих направлений перестали быть наиважнейшими. Остается экспорт. От него зависит все: 85% мы должны вывезти за пределы страны, продать по хорошей цене, чтобы обеспечить нормальную жизнь. Это наш главный, наиважнейший приоритет. Поэтому никаких требований и стонов по поводу того, что уж слишком жесткие доведены задания правительством, быть не должно. Единственное, что будем рассматривать, чтобы это было справедливо", - подчеркнул Александр Лукашенко.

В 2013 году за счет прироста экспорта должно быть обеспечено почти две трети прироста ВВП. Правительство предлагает темпы роста экспорта как целевой оценочный показатель довести до каждого субъекта хозяйствования с долей государственной собственности. Эти параметры увязаны с регионально-страновыми заданиями, которые доведены до загранучреждений.

В 2013 году от экспорта товаров следует получить не менее $53 млрд. при ожидаемых в 2012 году $45 млрд. Учитывая, что доля промышленности в товарном экспорте без продукции сельхозпереработки составляет 90%, именно на нее ложится основная задача по реализации экспортной стратегии. Поэтому на поддержку экспорта в республиканском бюджете на 2013 год запланировано в три раза больше средств, чем в текущем, что позволяет увеличить объем экспортного кредитования до $0,5 млрд. С 1 января 2013 года предлагается ускорить возврат НДС из бюджета для экспортеров. Эти предложения правительство заложило в проект Налогового кодекса.

Экспорт сельскохозяйственной продукции планируется увеличить на 12%: с $4,8 млрд. по оценке 2012 года до $5,4 млрд. в 2013 году.

Еще одним важным направлением, на котором будут сконцентрированы усилия в следующем году, является модернизация экономики.

Правительство планирует уже в ближайшее время утвердить и довести до всех исполнителей целевые показатели по росту выручки на одного занятого, добавленной стоимости и заработной плате по годам текущей пятилетки.

"Расчета на то, что всем дадут средства на модернизацию, независимо от ожидаемого эффекта, не должно быть. Нельзя жечь ресурсы в неперспективных проектах, где никогда может не быть должной отдачи. Средства надо привлекать на коммерческих условиях, в банках, у инвесторов, а государство будет компенсировать частично выплаты по процентам", - подчеркнул премьер-министр.

На 2013 год запланирован максимальный за всю историю страны объем инвестиций - Br182,4 трлн., или в эквиваленте $20 млрд., из которых доля кредитов банков должна составить не менее 23%, или Br42 трлн. С учетом высоких процентных ставок по кредитам в проекте бюджета на 2013 год запланированы необходимые средства для их удешевления. Все предприятия, которые имеют окупаемый проект и реализуют планы комплексной модернизации, будут иметь доступ к ресурсам для удешевления процентных ставок. Как отметил премьер-министр, с учетом прогноза по ставке рефинансирования на 2013 год средств, запланированных в бюджете, достаточно, чтобы прольготировать около Br40 трлн. кредитных ресурсов, то есть покрыть весь плановый объем прироста требований банков к экономике.

Правительство предлагает изъять у госпредприятий в бюджет часть чистой прибыли (20%) для создания новых государственных предприятий приоритетных видов деятельности, оставив чистую прибыль для финансирования инвестпрограмм. Правительство, облисполкомы и Мингорисполком утвердят для каждого предприятия эти инвестпрограммы.

Президент считает, что необходимо запретить направление прибыли госпредприятий на непроизводительные расходы. "Кое-где надо еще подрезать. Ничего страшного, поездим на старых автомобилях. Времена непростые, когда разбогатеем - тогда вернемся к этому вопросу", - сказал он.

Что касается сельского хозяйства, то темп роста валовой продукции в 2013 году планируется на уровне 105,5%. Он ниже фактических показателей 2011 года и закладываемых в 2012 году (106,6% и 107% соответственно). Кроме того, в 2013 году объем гарантированно выделяемых АПК бюджетных и кредитных ресурсов возрастет до Br32,5 трлн. ($3,6 млрд.). Для сравнения, в 2005-2010 годах в село в среднем вкладывалось меньше - около $3,2 млрд. в год. В 2012 году благодаря поддержке главы государства ассигнования селу удалось нарастить до максимальных за всю историю объемов - Br32,5 трлн. бюджетных и гарантированных кредитных ресурсов. Это на Br6 трлн., или на 23%, выше первоначальных плановых значений. На 2013 год также предполагается дополнительные ресурсы, заработанные экономикой, инвестировать в развитие материальной сферы АПК и на другие цели с согласия Президента.

За 2 года текущей пятилетки в стране будет построено новых молочно-товарных ферм больше, чем за всю прошлую пятилетку, - 237 против 215. Аналогичная ситуация и по реконструкции МТФ. В 2013 году планируется ввести еще 120 новых молочно-товарных ферм, 7 свинокомплексов, обеспечить развитие материальной базы птицеводства. Под рост урожая и потребности будут введены картофеле-, плодоовощехранилища, эти вложения должны дать отдачу при росте производства и экспорта продукции глубокой переработки. Правительство считает, что выходить на внешние рынки нужно крупными интегрированными компаниями, налаживая связи с торговыми сетями и солидными оптовиками-импортерами по долгосрочным контрактам. Пока же, как признал премьер-министр, правительству и облисполкомам не удалось решить эту задачу: на местах не ликвидирована пассивность и некоторая осторожность, присутствует также нежелание браться за новое и непростое.

Выполняя целевые установки главы государства, в 2012 году на Br1,2 трлн. увеличены средства на мелиорацию, что в три раза больше по сравнению с 2011 годом. В 2013 году на эти цели будет направлено Br2,6 трлн.

Михаил Мясникович обратился к Президенту с просьбой помочь в сентябре льготными кредитами на приобретение оборудования для доильных залов и средств на минеральные удобрения, а также поддержать предложение правительства о возмещении за счет бюджета половины ставки рефинансирования по кредитам для выкупа госзаказа.

Однако Александр Лукашенко жестко предупредил, что никаких дополнительных средств на эти цели выделено не будет. "У меня таких денег нет и не будет. Договаривались, что одну ферму хозяйства реконструируют собственными силами, - отметил Президент. - Ни копейки не получите, пока не снизите себестоимость и затраты каждого предприятия! Получается, что критерии оценки губернаторов мы возложили опять на себя и на банки, а фактически на государство, на верхний уровень. Так что это за критерий?"

"Все везде надо просчитать до рубля, и только потом мы будем вести этот разговор", - добавил глава государства.

Докладывая о планах по жилищному строительству, премьер-министр отметил, что в 2013 году планируется построить 6,5 млн.кв.м жилья, льготные кредиты будут выдаваться под установленные социальные нормативы.

Касаясь проводимой работы по сверке очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, Михаил Мясникович признал, что ее нельзя оценивать удовлетворительно. Проводимые проверки до сих пор выявляют на местах факты незаконного использования мер государственной поддержки при жилищном строительстве. И привел примеры, когда построенные с господдержкой квартиры перепродаются или сдаются в наем.

"Давайте договоримся так: к 2 апреля всю эту работу надо выполнить, просеяв все! - поручил Президент. - Вот у нас есть перечень, получил эту поддержку, построил квартиру - иди и живи. Многодетные, военные и так далее. Все! И разводись, не разводись - тебе денег не будет". Александр Лукашенко поставил задачу внести соответствующие поправки в законодательство.

"Надо вникнуть в это и по-человечески от жизни сделать, - считает Президент. - Поэтому надо все просеять, все выверить, а потом выборочно взять и проверить. Ну, а после этого - разговор короткий с теми, кто это делал!"

Как доложил премьер-министр, в 2013 году объем финансирования жилищного строительства планируется увеличить в 1,5 раза до $2,4 млрд., объем финансирования инфраструктуры - в 2,8 раза до почти $1 млрд. Правительство полагает, что ускоренное развитие инфраструктуры позволит нарастить объемы индивидуального строительства, коммерческого жилья. По расчетам, строительная отрасль будет обеспечена отечественными стройматериалами, их поставки на экспорт также возрастут.

"Ни копейки денег не давать, квартир не давать, пока не уточнена будет очередь! Достройте то, что обещали, и проверьте, кто сдает - не сдает. Сдал в аренду - заберите у него квартиру! А то у него есть, где жить, а мы, государство, ему еще вторую квартиру построили, он ее отдает под наем и зарабатывает по $200, $300, а то и $500 в месяц в Минске, - сказал глава государства. - Вот это достройте, а дальше - ни одного объекта. Ни одного, пока не будет уточнена очередь!" "Головой отвечаете за всю страну, в том числе за губернаторские фонды и областные бюджеты!", - добавил Президент, обращаясь к Михаилу Мясниковичу.

Еще один ключевой аспект, на котором акцентировалось внимание на совещании, - социальная сфера и доходы населения.

Как заверил премьер-министр, поручение по достижению к концу 2012 года средней заработной платы по стране в $500 в эквиваленте будет выполнено. В то же время он признал, что обозначился опережающий темп роста заработной платы по отношению к производительности труда, однако правительство намерено уже в ближайшие месяцы ликвидировать этот дисбаланс.

Александр Лукашенко жестко предупредил, что незаработанных денег быть не должно. "Я везде об этом говорил: зарплату получат только те, кто произвел товар и продал, у кого производительность труда опережает рост зарплаты. И упаси вас Господь, если вы в ближайшее время не выровняете это! Мне не нужны незаработанные $500! И пусть люди это слышат! Деньги должны быть заработанными, если вы не хотите очередного обвала!" - подчеркнул Президент.

"Ни рубля незаработанных денег никому не должно быть выплачено! У нас в стране огромное количество объектов, где можно заработать деньги", - добавил он.

Что касается 2013 года, то планируется выход на среднюю зарплату в декабре более $600, что дает прирост денежных доходов населения на Br70 трлн. за год. У работников бюджетной сферы в декабре 2013 года месячная зарплата составит в среднем $500.

При этом планируется увеличить занятость населения. Соответствующая программа на 2013 год формируется с максимально напряженными задачами регионам. Так, до каждого района страны уже доведено задание прирасти во втором полугодии 2012-го - 2013 году не менее 10 предприятиями с численностью занятых на каждом более 50 человек. Это даст прирост ВВП на 1%.

Кроме того, с будущего года планируется ограничить число контрольных показателей, оставив для предприятий лишь те, которые отражают прежде всего эффективность работы, чистую прибыль и рентабельность, выручку от реализации продукции, темпы роста экспорта, сальдо товаров и услуг, показатель энергосбережения. Все макропоказатели будут раскрыты через систему заданий.

Премьер-министр остановился также на экономической безопасности в 2013 году. Энергетическая безопасность во многом определяется внешними условиями и договорной базой ЕЭП. В 2012-2014 годах будут модернизированы основные электростанции, объем инвестиций в АЭС превысит $0,5 млрд., будет введено 9 мини-ТЭЦ и 33 энергоисточника на местных видах топлива. Будет обеспечена продовольственная безопасность. Совокупность сбалансированных темпов роста, тотальная экономия и жесткая ответственность кадров за контрольные задания, по расчетам Министерства экономики на базе методологии Белстата, обеспечит в 2015 году выход Беларуси на целевой уровень ВВП на душу населения по паритету покупательной способности в $28-29 тыс. Это центральноевропейский уровень и качество жизни людей.

Подводя итоги доклада правительства, Президент подчеркнул: "Чтобы не было спора, давайте договоримся: жаловаться на жесткость заданий запрещено! Да, напряженно, но не очень! Поэтому никаких разговоров о послаблениях быть не может, если мы хотим, чтобы у нас была страна и она развивалась на уровне среднеевропейского государства. А все этого хотят".

Александр Лукашенко предупредил всех по поводу жесткой экономии расходов в 2013 году.

Говоря о приватизации, глава государства напомнил, что ее концепция определена. "Мы ее выстрадали. Поэтому никакой бездумной, бестолковой приватизации, ради того чтобы пережить год или два, не будет! Всегда ставьте вопрос: а что будет завтра? Продали сегодня, проели, использовали - а завтра что?" - отметил Президент.

Что касается задачи по модернизации предприятий, то Александр Лукашенко предупредил, что не должно быть повторения ситуации, аналогичной реконструкции молочно-товарных ферм.

"Вот такого быть не должно, что будет нарисован план на месте, а потом вы придете сюда и скажете: давайте деньги. Сюда за деньгами ходить не надо. Там, на месте, думайте, как это делать. Но каждое предприятие - покажите план модернизации, - подчеркнул глава государства. - Никаких отступлений быть не может и не должно! Если мы проведем модернизацию, мы обновим лицо нашей страны".

Александр Лукашенко поручил Администрации Президента проконтролировать выполнение этого поручения.

Губернатор Брестской области Константин Сумар поднял проблему согласования регионами с правительством расходования финансовых средств по дополнительно полученным областными бюджетами доходам. Президент согласился, что эти средства необходимо оставлять на местах. В то же время он подчеркнул, что эти деньги должны направляться на первоочередные нужды.

Премьер-министр отметил, что будет подготовлен исчерпывающий перечень направлений использования таких средств.

Говоря о задачах на текущий год, Александр Лукашенко подчеркнул, что прирост ВВП в 5,5% должен быть выполнен неукоснительно. При этом он предупредил, что это должно быть сделано не за счет складирования продукции, и поручил главе Администрации Президента также взять этот вопрос под контроль.

"Произвел - обязательно продал и деньги получил. И не по бросовым ценам! Нам нужна не просто продажа, а деньги", - сказал глава государства.

Министр финансов Андрей Харковец доложил об исполнении бюджета в текущем году. Бюджетная политика в 2012 году направлена на поддержание достигнутой макроэкономической стабилизации, сохраняется жесткое требование об исполнении бюджета всех уровней без дефицита. Министр финансов констатировал, что итоги положительны. Так, за январь-август достигнут профицит в размере более Br4 трлн. Тем не менее он считает, что это не повод для самоуспокоенности. При исполнении бюджета уже сегодня в стране вынуждены сдерживать расходы по отдельным направлениям с тем, чтобы перенаправить ресурсы на финансирование значительно возросшей потребности в расходах на заработную плату, субсидирование социально значимых услуг населению, удешевление процентных ставок по кредитам в экономике.

По словам Андрея Харковца, в целом удастся успешно завершить бюджетный год, сохранить все финансовые показатели экономической безопасности и выполнить ключевые условия стабилизационной программы правительства, которая поддержана Антикризисным фондом ЕврАзЭС.

Что касается налоговой и бюджетной политики в 2013 году, министр финансов выразил убеждение в необходимости продемонстрировать последовательность в реализации сбалансированной макроэкономической политики, основанной на принципах бюджетной дисциплины, соблюдения жесткой денежно-кредитной политики и постепенного устранения дисбалансов в экономике: "Это единственный способ не только сохранения, но и укрепления экономического потенциала страны в долгосрочной перспективе".

Проекту бюджета на 2013 год присущи полнота учета доходов, сбалансированность принимаемых обязательств с источниками их финансирования, рост его инвестиционной направленности, кредитование госпрограмм в объемах, не нарушающих финансовую сбалансированность.

"В налоговой политике мы не преследуем целей радикальных преобразований, тем самым фиксируя начало периода стабильности налогового законодательства. Считаю важным объявить это в качестве долгосрочного государственного приоритета", - отметил министр.

Вместе с тем пакет налоговых предложений обеспечит снижение налоговой нагрузки до расчетного уровня 27,6% ВВП, что в условиях бездефицитного бюджета уже сопоставимо с показателем программы на пятилетку.

В числе некоторых мер, направленных на совершенствование налоговой политики, предлагается снизить налоговую нагрузку на субъекты малого предпринимательства за счет смягчения критериев применения упрощенной системы налогообложения.

"С учетом реализации этих предложений в области налоговой политики доходы консолидированного бюджета составят в 2013 году Br197 трлн. Сложившаяся структура доходов бюджета в основном будет сохранена", - доложил Андрей Харковец. Расходы бюджета сформированы на аналогичную сумму. Их доля в ВВП сохраняется на уровне текущего года - 31,4%.

Изменение экономической структуры бюджета носит позитивный характер и выражается в опережающем росте капитальных расходов над текущими. То есть сделан акцент на развитие социальной и экономической инфраструктуры. Бюджет традиционно будет иметь выраженный социальный характер. Опережающими темпами будут расти объемы финансирования здравоохранения, образования и науки. Одновременно в целях повышения эффективности и результативности расходов бюджета планируется внедрение новых моделей финансирования, ориентированных на результат и реализуемых в качестве пилотных проектов в отраслях образования и здравоохранения. Суть нововведений - установление зависимости бюджетных ассигнований не от фактических затрат на содержание бюджетной организации, а исключительно от объема оказанных ею услуг, а также внедрение соответствующих критериев оценки их качества.

В проекте бюджета сформированы значительные ресурсы для поддержки реального сектора. Она будет осуществляться преимущественно через удешевление процентных ставок по банковским кредитам. С учетом планируемого снижения вдвое ставки рефинансирования компенсация половины ее размера позволит обеспечить ресурсной поддержкой из бюджета весь объем востребованных кредитов на модернизацию производства. Комплексное же использование указанных средств одновременно с возможным удешевлением кредитов за счет внебюджетных инвестиционных фондов министерств позволит довести стоимость кредитных ресурсов для предприятий, осуществляющих проекты модернизации своих производств, до конкурентного европейского уровня.

В целях повышения инвестиционной направленности бюджета почти на 17% возрастает в реальном выражении объем государственной инвестиционной программы.

По мнению Андрея Харковца, по итогам 2013 года показатели финансовой безопасности будут находиться на приемлемом уровне, несмотря на то, что в будущем году Беларусь входит в полосу пиковых выплат по погашению и обслуживанию внешнего госдолга. Ожидается двукратный прирост платежей по сравнению с текущим годом - до $3,1 млрд. Наряду с этим проект бюджета позволяет профинансировать все принятые государством финансовые и социальные обязательства.

Председатель правления Национального банка Надежда Ермакова доложила о том, что проводимая совместно с правительством жесткая денежно-кредитная политика в текущем году была направлена на обеспечение макроэкономической сбалансированности и ценовой стабильности. Полностью прекращено эмиссионное кредитование экономики, замедлились инфляционные процессы. Все реализованные меры позволили стабилизировать ситуацию.

Положительное сальдо покупки-продажи валюты на валютно-фондовой бирже по итогам 8 месяцев 2012 года составило $1,6 млрд. Правительство и Национальный банк своевременно погасили обязательства перед внутренними и внешними кредиторами в иностранной валюте на сумму почти $2 млрд. С начала 2012 года ставка рефинансирования снижена с 45% до 30%.

"Банковская система работает эффективно. В целом по итогам 8 месяцев текущего года можно говорить о повышении сбалансированности и стабилизации экономики", - констатировала Надежда Ермакова.

По мнению главы Нацбанка, для сохранения устойчивых положительных тенденций необходимо сохранить рост экспорта, а также предоставить людям возможность активнее инвестировать свои средства в экономику страны. В качестве одного из направлений этой работы она предложила более активно привлекать свободные денежные средства населения в инвестиции или приватизацию, в том числе посредством народных IPO.

Основной целью денежно-кредитной политики в 2013 году, по словам главы Нацбанка, будет поддержание ценовой стабильности в экономике. Другой важной задачей является наращивание золотовалютных резервов до уровня, обеспечивающего экономическую безопасность страны. Исходя из необходимости увеличения к концу пятилетки ЗВР до объема трехмесячного импорта с учетом его роста, на 2013 год золотовалютные резервы прогнозируются на уровне $8,7 млрд.

Продолжит функционировать гибкий механизм курсообразования, в основе которого лежит соотношение спроса и предложения на внутреннем валютном рынке. Интервенции Нацбанка как по покупке, так и продаже иностранной валюты будут проводиться только в целях сдерживания краткосрочных резких колебаний, заверила Надежда Ермакова.

По ее словам, динамика ставки рефинансирования будет во многом зависеть от макроэкономических условий, в том числе во внешнеэкономической сфере и на валютном рынке. "При благоприятном развитии ситуации и сохранении тех позитивных тенденций в экономике, которые имеют место сейчас, а также при устойчивом замедлении инфляции ставка рефинансирования к концу 2013 года может снизиться до 13-15% годовых. Ее среднегодовое значение в этом случае оценивается на уровне 15-16%", - отметила глава Нацбанка.

Александр Лукашенко поинтересовался, не приводит ли существующая процентная политика к чрезмерной закредитованности предприятий, особенно тех, которые работают в интересах государства и выполняют его заказы. Премьер-министр доложил, что на удешевление для предприятий финансовых ресурсов в следующем году предусматривается направить около Br11,5 трлн.

Президент также развеял появляющиеся в последнее время слухи о возможной девальвации и деноминации национальной валюты: "Много сейчас идет разговоров, не знаю, от кого, по поводу девальвации, деноминации и так далее. Но сам проект бюджета, вы видите, в триллионах нынешних рублей, и мы там не предусматриваем никакой девальвации и тем более деноминации".

"Вы объясните людям, что мы не пойдем ни на какую девальвацию. Нет такой необходимости сегодня девальвировать национальную валюту. Мы сегодня не сдерживаем курс. Какой складывается, такой складывается. Я это председателю Нацбанка сказал при назначении и постоянно контролирую, - отметил Президент. - Если в народе какие-то идут шараханья, это, скорее всего, от этих наших "свядомых", которые начинают людей запугивать".

"Одно надо обещать - мы дадим возможность заработать. И я перед вами ставлю эту задачу. Мы должны дать народу заработать деньги. Кто не заработал - это их проблемы. Если это инвалид, который не может по состоянию здоровья, мы его возьмем вплоть до государственного обеспечения, а остальные должны упираться. И производительность труда должна бежать впереди", - подчеркнул глава государства.

Что касается возможной уязвимости национальной экономики от финансовой ситуации в мире и непосредственно в тех странах, с которыми Беларусь активно торгует, Александр Лукашенко потребовал при необходимост

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter