Решить задачу экспорта сложно, но жизненно необходимо

Прогноз для экономики

Чтобы хорошо жить, как минимум 65 процентов всей продукции мы должны продавать на экспорт
Парламенте прошел очередной правительственный день. На этот раз ответ перед депутатами и сенаторами держал первый заместитель Премьер-министра Владимир Семашко. Он курирует промышленность и энергетику. Отрасли стратегические и весьма зависимые от ситуации на внешних рынках. Чтобы хорошо жить, как минимум 65 процентов всей продукции мы должны продавать на экспорт. Последние два года решать эту задачу было крайне сложно. Сказались рецессия на мировых рынках, вступление России в ВТО, кризис в Украине. Явно не на пользу производителям завышенные ставки по кредитам и перекрестное субсидирование. Тем не менее за последние 10 лет доля нашей страны в мировом промпроизводстве выросла в 2,3 раза. И это, пожалуй, главный интегрированный показатель работы отрасли.

экономика500.jpg



Сейчас в Правительстве вовсю кипит работа над проектом прогноза социально-экономического развития страны на будущий год. Экономика должна прирасти на два процента. Точками роста промышленного производства станут глубоко модернизированные отрасли, использующие собственное сырье. В частности, завершается обновление деревообрабатывающей промышленности. Депутат Валентина Леоненко обеспокоена: не окажется ли модернизация деревообработки пирровой победой? 


Что получим на выходе? Не останемся ли без леса? Найдем ли сбыт продукции? Владимир Семашко тревоги не разделяет. В любом проекте есть риск, но кто не рискует, тот не побеждает. Первый вице-премьер привел в качестве примера предприятие «Ивацевичидрев». До модернизации годовая выработка на одного работника там составляла 23,4 тысячи долларов. В этом году завод выходит на 190 — 195 тысяч долларов. Соответственно существенно выросла и средняя зарплата — с 280 до 680 долларов в сентябре этого года. К этому должны стремиться и остальные. Леса хватит всем. Каждый год лесное хозяйство прирастает на 30 миллионов кубометров, мы же используем только половину этого объема. А вот реализация конечной продукции — это уже забота и степень ответственности каждого руководителя. 


Депутат Вадим Девятовский затронул тему российского налогового маневра. На переговорах стороны смогли найти компромисс, договорившись в следующем году все вывозные пошлины оставлять в белорусском бюджете. Но и наши нефтяники не должны спать в шапку. Время необходимо использовать для завершения модернизации Мозырского и Новополоцкого НПЗ. В итоге каждый из них сможет перерабатывать по 12 миллионов тонн нефти ежегодно, а глубина переработки нефти вырастет с нынешних 72 до 92 — 93 процентов. 


Проще говоря, с каждой тонны нефти будем получать по 920 — 930 килограммов светлых нефтепродуктов (бензина, керосина, дизтоплива). Это позволит заработать дополнительную прибыль в расчете 80 — 90 долларов на каждой тонне сырья. Почти в три раза больше, чем сегодня. 


Крупные инвестпроекты — отличный допинг для всей промышленности. Из тех, что на слуху, можно назвать белорусско-китайское СП «Белджи» по производству легковых автомобилей и строительство АЭС, первую энергию с которой получим уже к концу 2018 года. Серьезный проект затеяли на «Бобруйскшине». Там будет создано производство сверхкрупногабаритных цельнометаллокордных радиальных шин, рассказал Владимир Семашко. Рентабельность на них исчисляется десятками, а то и сотнями процентов. Самосвалы.


БелАЗ будут  «обувать» именно в эти шины. В сравнении с нынешними разница ощутимая, пробег увеличивается в четыре раза.


Пробиться на мировые рынки будет легче, если объединим усилия с Россией. Сейчас обсуждаются интеграционные предложения по пяти направлениям. Возможно, уже к концу этого года стороны примут решение о создании совместных предприятий с участием ОАО «Гродно Азот» и «Интеграл». Перспективным выглядит и создание автохолдинга «Росбелавто» на базе МАЗа и КамАЗа. По мнению Владимира Семашко, это единственный способ защитить свои интересы на рынке: 


— Вы видели в Европе американский грузовик Mack, а в Америке — грузовые «Мерседес» и «Вольво»? Каждый защищает свой рынок. Мы пустили на свой рынок всех мировых производителей. В результате КамАЗ и МАЗ здорово потеряли свою нишу.


Теперь настало время ее возвращать, а для этого надо быть крупным и мощным, производить не менее 80 — 100 тысяч автомобилей в год.

konon@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter