Прогноз для экономики

Решить задачу экспорта сложно, но жизненно необходимо

Чтобы хорошо жить, как минимум 65 процентов всей продукции мы должны продавать на экспорт
Парламенте прошел очередной правительственный день. На этот раз ответ перед депутатами и сенаторами держал первый заместитель Премьер-министра Владимир Семашко. Он курирует промышленность и энергетику. Отрасли стратегические и весьма зависимые от ситуации на внешних рынках. Чтобы хорошо жить, как минимум 65 процентов всей продукции мы должны продавать на экспорт. Последние два года решать эту задачу было крайне сложно. Сказались рецессия на мировых рынках, вступление России в ВТО, кризис в Украине. Явно не на пользу производителям завышенные ставки по кредитам и перекрестное субсидирование. Тем не менее за последние 10 лет доля нашей страны в мировом промпроизводстве выросла в 2,3 раза. И это, пожалуй, главный интегрированный показатель работы отрасли.

экономика500.jpg



Сейчас в Правительстве вовсю кипит работа над проектом прогноза социально-экономического развития страны на будущий год. Экономика должна прирасти на два процента. Точками роста промышленного производства станут глубоко модернизированные отрасли, использующие собственное сырье. В частности, завершается обновление деревообрабатывающей промышленности. Депутат Валентина Леоненко обеспокоена: не окажется ли модернизация деревообработки пирровой победой? 


Что получим на выходе? Не останемся ли без леса? Найдем ли сбыт продукции? Владимир Семашко тревоги не разделяет. В любом проекте есть риск, но кто не рискует, тот не побеждает. Первый вице-премьер привел в качестве примера предприятие «Ивацевичидрев». До модернизации годовая выработка на одного работника там составляла 23,4 тысячи долларов. В этом году завод выходит на 190 — 195 тысяч долларов. Соответственно существенно выросла и средняя зарплата — с 280 до 680 долларов в сентябре этого года. К этому должны стремиться и остальные. Леса хватит всем. Каждый год лесное хозяйство прирастает на 30 миллионов кубометров, мы же используем только половину этого объема. А вот реализация конечной продукции — это уже забота и степень ответственности каждого руководителя. 


Депутат Вадим Девятовский затронул тему российского налогового маневра. На переговорах стороны смогли найти компромисс, договорившись в следующем году все вывозные пошлины оставлять в белорусском бюджете. Но и наши нефтяники не должны спать в шапку. Время необходимо использовать для завершения модернизации Мозырского и Новополоцкого НПЗ. В итоге каждый из них сможет перерабатывать по 12 миллионов тонн нефти ежегодно, а глубина переработки нефти вырастет с нынешних 72 до 92 — 93 процентов. 


Проще говоря, с каждой тонны нефти будем получать по 920 — 930 килограммов светлых нефтепродуктов (бензина, керосина, дизтоплива). Это позволит заработать дополнительную прибыль в расчете 80 — 90 долларов на каждой тонне сырья. Почти в три раза больше, чем сегодня. 


Крупные инвестпроекты — отличный допинг для всей промышленности. Из тех, что на слуху, можно назвать белорусско-китайское СП «Белджи» по производству легковых автомобилей и строительство АЭС, первую энергию с которой получим уже к концу 2018 года. Серьезный проект затеяли на «Бобруйскшине». Там будет создано производство сверхкрупногабаритных цельнометаллокордных радиальных шин, рассказал Владимир Семашко. Рентабельность на них исчисляется десятками, а то и сотнями процентов. Самосвалы.


БелАЗ будут  «обувать» именно в эти шины. В сравнении с нынешними разница ощутимая, пробег увеличивается в четыре раза.


Пробиться на мировые рынки будет легче, если объединим усилия с Россией. Сейчас обсуждаются интеграционные предложения по пяти направлениям. Возможно, уже к концу этого года стороны примут решение о создании совместных предприятий с участием ОАО «Гродно Азот» и «Интеграл». Перспективным выглядит и создание автохолдинга «Росбелавто» на базе МАЗа и КамАЗа. По мнению Владимира Семашко, это единственный способ защитить свои интересы на рынке: 


— Вы видели в Европе американский грузовик Mack, а в Америке — грузовые «Мерседес» и «Вольво»? Каждый защищает свой рынок. Мы пустили на свой рынок всех мировых производителей. В результате КамАЗ и МАЗ здорово потеряли свою нишу.


Теперь настало время ее возвращать, а для этого надо быть крупным и мощным, производить не менее 80 — 100 тысяч автомобилей в год.

konon@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Nemo
Я долгие годы покупал только белорусскую сгущёнку "Рогачёв".
Я всегда был доволен качеством и ценой этого продукта.
И вот дней 10 тому назад я увидел на полке магазина баночку вашей сгущёнки с сахаром за 38 русских рублей.
Не было у меня  в тот день кармане таких денег - но дня через три, получив пособие в кассе, я пришёл в тот же магазин  ... баночка стоила уже 55 русских рублей!
Я купил по меньшей цене баночку русскую - но она была фальсифицированной смесью - хотя и съедобной вполне.
Так плясали цены только при позднем Горбачёве - известно, чем тогда всё кончилось.
Не виню сябров в этом повышении цены - это хулиганят наши оборзевшие сетевики.
Виктор
Когда то Крылов в своей басне правильно сказал: а вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь... А И.В. Сталин продолжил: кадры решают всё. У нас на "на манеже всё те же", а "воз и ныне там".... Поиски "причин", "условий" и пр.пр. пр.  Товарищи! Ну анализ то реальных внутренних фундаментальных можно было бы сделать? Они же на поверхности! Низкая производительность труда, при опережающем росте зарплат этих самых "производителей". Низкое качество, при высокой неконкурентной цене... И т.д. и т.п. Чего искать то, чего нет? Конкуренция-двигатель прогресса в производстве. При чём здесь внешние условия? В СССР тоже на прилавках товары только "своих производителей" были, но народ рыскал, искал, переплачивал втридорога за товары импортные... Директорат, получая огромные зарплаты, пользовал только импорт в быту, производя барахло, никому не нужное, на своих предприятиях. История повторяется?
АЮВ
Виктор! Смотри в корень. СССР - закрытая экономика. Плюс самодостаточная. Сколько чего не произведи - не хватало. Телевизоров не хватало. Автомобилей - не хватало. Хлеба - не хватало. Про колбасу - не говорю. Не хватало. Рубль вращался только внутри страны. И сколько бы их не напечатали - на них ты мог купить только то, что произведено в СССР. Рубль был - товаров не хватало. Всего и вся. Потому эти накопления, стыдливо (покрыть же не могли)  так и назывались - "отложенный спрос". Как будто в будущем этот спрос будет удовлетворен. Вот этот денежный навес и сгорел в 91-м. За валютные операции "вышак". За убийство давали меньше. Теперь получаю рубли - меняю на доллары. Граница открыта. Раньше была "на замке".  Не продадут здесь - куплю тама. Причем, зачастую дешевле, чем здеся. Но, как говорил дядя Федор (из известного мультика), чтоб купить что-то ненужное, надо продать что-то ненужное". А производим  - как раз "ненужное".  Потому и склады забиты. Резюме: лучше платить рабочему среднюю его зарплату, но только бы он не работал. Деньги за работу всё равно получит. Ведь работал. Но в процессе труда не будет использована электро и тепловая энергия. Импортные комплектующие - это прямой вычет из бюджета. Потрачены деньги. А продукция - на складе. Давайте поработаем исчо. Потратим деньги и положим наше склад. Виктор! Сколько мы получим денег за продукцию, которая лежит на складе? Вот то-то!
Неравнодушный, 53
Ваша мысль понятна, но она не выдерживает никакой критики.
Белорусские предприятия даже внутри страны вынуждены конкурировать с чиновничьей недалёкостью. Вот смотрите. Президент обозначает задачу: инвестиции! Что делает правительство? Ищет инвесторов. Находит. Приходит инвестор и строит бизнес-центр. Построив, сдаёт в аренду офисы. Эти офисы занимают менеджеры. Чем торгуют менеджеры? Чем угодно, кроме белорусской продукции. Да у предприятий часто нет средств содержать бойких менеджеров и обеспечивать дешёвый трафик товаров. У мировых брендов есть, у нас нет. И не скоро появятся. Постепенно вся номенклатура продукции вытесняется и заменяется конкурирующей.
Другие примеры инвестиций есть, но они разовые.
Все инвесторы попадают в отчёт, что должно показывать успешность работы правительства. Но если бы хотя бы один чиновник жил на 3.5 млн. рублей, то он не бал бы таким радостным.
Одна из причин низких показателей по з/п в том, что мы позволили у себя создать товаропроводящие сети и играем по их правилам.
Зачем мне нужна такая открытая экономика?
Зато поиск крайних у нас отлажен. Виноваты все: Россия,  заговор, кризис.
Депутат Девятовский тоже озабочен "налоговым манёвром". Не там ищут крайних.
Валерий РБ.
Mack и МАЗ несопоставимы по качеству комплектующих, уровню профессиональной подготовки рабочих, желанию трудится за итоги труда. Показатель в 0,065 процента за год-это рост к мировому могуществу. Упор к мировым лидерам по качеству надо делать на Японию, США, Германию. Китай закидал нас шапками по электронике. Это позор, учитывая, что из Беларуси вышли в мир все умные люди планеты.
Nemo
Я - российское физическое лицо с маленькой пенсией - и не мне судить о складах ваших с излишками непищевых товаров - да их и не видно отсюда из Саратова.
Но ваш холодильник "Атлант" и газовая плита "Гефест" работают вот уже не помню сколько лет у меня на кухне исправно и безотказно -  поэтому я и не покупаю другие холодильники и плиты.    
Из еды покупаю ещё белорусские рыбные и овощные консервы и пресервы  и (редко) колбасные изделия - редко потому, что редко бываю в том районе Саратова, где есть магазин с вывеской "Белорусские колбасы".
Ни разу не было у меня нареканий на качество вашей еды.
О другом судить не берусь - а время сейчас такое, что всем трудно.
Тем радостнее иметь такого соседа, как вы.
Спасибо!  
Сафонов Анатолий
Чтобы стать богаче, надо убавить свои потребности....
Мы в ВТО не входим, а у нас продают все и все без всяких пошлин. Валюта в государстве должна контролироваться и продаваться по мере необходимости, тогда у нас не то, что 60, а и 80*% будет....
Дмитрий, 37
Грузовиков Вольво в США процентов 25 на дорогах это данные не точные наглаз. Много строительной и дорожной техники Вольво. Из грузовых Мерседес только микроавтобусы Спринтер
Петр,пенсионер
Я поработал и в СССР,и за границей,и в Беларуси,выскажу пару мыслей.На мой взгляд,в СССР просто не хватало средств,чтобы удовлетворить спрос населения на товары,все "съедала"  оборонка и не только съедала,но и не позволяла(так планировалось) выпускать ту же качественную бытовую технику,пример, на конвеере условно 10 транзисторов,из них при тестировани ОТК по качеству  первые три самые качественные на космическую технику,следующие три на оборонку,оставшиеся на гражданку,мало этого все предприятия ВПК выпускали только заказы оборонки и космоса,в лучшем случае маленикие цеха для отвода глаз штамповали низкопробную продукцию.За рубежом заводы Сименс,Джненерал электрик,Дуглас и многие другие наряду с оборонкой производили очень качественную бытовку,потому что из десяти транзисторов оставшиеся 4 просто выбрасывались в брак и КБ разрабатывали высококлассную бытовку. Почему у нас такие проблемы с качеством и конкурентноспособностью.Во-первых,Президент А.Г.Лукашенко не однажды говорил,что не может позволить закрыть убыточные предприятия по причине,куда отправить весь персонал,у нас же по Конституции социально-ориентированное государство .Но чтобы кто не говорил,кадры везде решают все и я не соглашусь с тем,что руководителями становятся,на этот счет у меня другое мнение - руководителями рождаются,все остальное это образование и опыт в карьерной лестнице,а у нас "делают" инженеров,экономистов ... управленцев(чиновников) без кропотливой научно-обоснованной кадровой политике.Я понимаю,что мы сами с усами,но почему то в Финляндии и в Японии кадровая политика основана на поиске в человеке,начиная со школы, задатков инженера,политика,экономиста,хорошего управленца или рабочего и это происходит всегда и везде на пути этих специалистов и там никогда хорошего инженера,если у него нет задатков быть лидером в команде не поставят руководить даже своим напарником,а на предприятии в Финляндии (численность примерно 800-1000 человек) только отдел кадров доходит до 20-30 человек,задача которого выявит у каждого работающего способности,навыки,знания для предоставления ему такого рабочего места,где он принесет для предприятия максимальную пользу  и как результат - удовлетворение работника его собственных амбиций,что,естественно,принесет и ему самому и предприятию в конечном итоге материальный достаток  и прибыль соответственно.Вы можете представить себе такое у нас.Нет,зато очень много говорим о кадровой политике,резерве кадров и т.д.и т.п. И каждый раз упираемся в одну и ту же стену отсутствием грамотных и успешных руководителях,главных специалистах,технологах и это мы видим при модернизации экономики,чего не может быть в априори ни в Финляндии,ни в Японии,ни в Германии ... И это не мое голословное описание,все это я видел и интересовался,когда жил и работал за границей.
Виктор
Тут мой предыдущий коммент-ответ АЮВу,зарубили на корню. Причина мне неизвестна, но я не в претензии. Дело такое, идеологическое... О кадрах. Есть много достойных и желающих. И даже несмотря на, якобы, низкую зарплату, работать и приносить пользу обществу и экономике. Для многих не в этом суть главного. "Критерии" отбора на руководящие должности не позволяют им выдвинуться. Посему... Имеем то, что имеем. Это одно. А второе. Даже при нынешнем положении дел не просматривается последовательность в этом вопросе. Впрочем, как и в других.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?