Прогноз благоприятный?

Есть люди, которым не стоит садиться за руль

Есть люди, которым не стоит садиться за руль


В августе этого года в публикации «За рулем — неврастеник?» мы затронули тему психического состояния профессиональных водителей, в чьих руках ежедневно находятся судьбы сотен людей. Главный вопрос: как можно выявить неуравновешенных, неадекватных автомобилистов? В качестве варианта решения проблемы предлагалось ввести для водителей комплексное психофизиологическое тестирование. Напомним, что тесты разработаны в Республиканском центре проблем человека БГУ. Чтобы не быть голословными, мы решили сами пройти полную диагностику.


О чем говорят цифры, фигуры и буквы?


Для начала уточню: я автомобиль не вожу, а только готовлюсь получить права. Но специалисты центра уверяют, что это не имеет принципиального значения. Для того чтобы узнать водительский темперамент человека, не требуется знания ПДД и умения переключать передачи. Опыт вождения также не играет существенной роли. Все, что нужно, психолог найдет в вашем мозге.


Сразу успокою: на тестировании не цепляют к голове электроды и на мягкую кушетку для задушевных бесед не укладывают. Все выглядит куда более прозаично. Стул, компьютер, джойстик и... руль с педалями. На полтора часа вы с ними наедине. Итак, программа загружается. Перед каждым тестом (а всего их 8) вас инструктируют и предлагают потренироваться. Я поначалу решила не тратить времени зря и проходить задания сразу, без подготовки. Но, признаюсь, быстро умерила свой пыл. Многие тесты, конечно, напоминают школьные, в которых надо запоминать цифры и фигуры, но есть и действительно сложные. Мне, например, так и не далось управление джойстиком, с помощью которого нужно было загнать крестик в бегающий по экрану квадратик. Время от времени отвлекал резкий шум в наушниках и красные вспышки на экране. А это, кстати, был один из основных «детекторов» моей устойчивости к помехам. То есть отвлеки меня вдруг на дороге какой–то посторонний звук или вспышка света — и я вполне могу потерять контроль над управлением. Да, не самое приятное открытие для меня...


Несколько заданий были поистине скучными. В одном тесте, например, надо полчаса нажимать одну и ту же клавишу, чтобы соединить фигурки. Где–то на середине этой монотонной работы мое внимание потихоньку начало притупляться, и я стала тыкать в кнопку уже скорее «на автомате». Казалось бы, ну что можно узнать о водителе с помощью такой нудятины? На самом же деле эта проверка выявляет главное: стоит ли человеку делать вождение автомобиля своей профессией. Тем, кто со временем устает от однообразных действий и повторяющихся картин, лучше не перевозить пассажиров по одному и тому же маршруту. В какой–то момент бдительность может притупиться, как у меня, вот только ошибка будет уже не компьютерной, а роковой. Уснувшие за рулем шоферы туристических автобусов — виновники страшнейших аварий — как раз из этой серии. Причем под сном, как правило, понимается именно такое автоматическое отключение сознания, когда кажется, что любой поворот можешь проехать с закрытыми глазами. Страшно доверять свою жизнь человеку с такой особенностью, не правда ли?


А вот для меня, например, этот показатель не столь важен: дорога из дому на работу и обратно не требует большой устойчивости к монотонной деятельности. Это еще одна особенность психофизиологической диагностики — разграничение ряда требований к профессионалам и любителям. Понятно, что скорость реакции при быстром изменении ситуации важна и для тех, и для других. Но, например, такое качество, как эмоциональная уравновешенность, важнее для водителей маршруток, чем для владельцев личных машин или «дальнобойщиков». Им выплескивать свой негатив и плохое настроение в салоне никак нельзя. Однако в жизни, к сожалению, таких нервных «маршрутчиков» пока хватает.


В итоге я набрала 68 баллов из возможных 75 и получила благоприятный прогноз успешности на дороге. Вот только первую машину мне посоветовали брать с автоматической коробкой передач. Тест на координацию глаз, рук и ног выдал показатель ниже среднего. Спорить с таким результатом не буду, поскольку водить в автошколе пока не начала.


Незачет. Пересдача?


Судить о том, может ли внедрение такого тестирования действительно снизить количество ДТП на дорогах, пока рано. Все–таки оно до сих пор остается экспериментальным. Сами водители наверняка будут противиться: покажите мне хоть одного с многолетним стажем, который сомневается в своем профессионализме! Специалисты, однако, утверждают: спустя 10 лет работы в экстремальных условиях (а перевозка людей относится к ним с полным правом) практически любой ас «выгорает». Никто этого не заметит до тех пор, пока не случится серьезная авария. С другой стороны, что делать водителю, чьи психологические характеристики окажутся ниже среднего? Работу бросать? А на жизнь чем зарабатывать, если, кроме как крутить «баранку», ничего больше не умеет?


— Выход — в своевременной помощи, — уверяет Светлана Сагайдак, заведующая лабораторией психофизиологии, разработавшей программу. — Несколько занятий со специалистом — и человек сможет научиться быстро восстанавливать работоспособность между маршрутами. А для выпускников автошкол совет один: увеличивать количество практических занятий, причем обязательно на курсах экстремального вождения.


Думаю, диагностика психофизиологических качеств водителей еще не скоро будет закреплена на уровне нормативно–правовых актов. Но то, что психологи и социологи заострили на этом свое внимание, безусловно, правильно. Если водитель автобуса или маршрутки не состоит на учете у психиатра или нарколога, это еще не гарантия безопасности пассажиров.


Справка «СБ»


Республиканский центр проблем человека БГУ был создан в 1994 году. Его основными научными направлениями являются исследование психофизиологических характеристик личности, разработка аппаратуры развития профессионально важных качеств человека в экстремальных видах деятельности и т.д. Среди клиентов центра — сотрудники МЧС, Службы безопасности Президента, спецподразделения внутренних войск и другие силовые структуры.


Кстати


Белорусская серия книг «Знаем свои права» пополнилась еще двумя — специально для водителей. Произведения «Штрафы ГАИ: что почем» и «Общение с ГАИ на дорогах: советы юриста автомобилисту» появились благодаря заместителю начальника управления ГАИ Министерства внутренних дел Василию Бульбенкову и юристу Сергею Жуку. Авторы создали так называемые справочники–ориентиры, в которых просто и доступно описаны самые распространенные проблемы на дороге. Как «не попасть» на штраф? Как противостоять несправедливым требованиям гаишников? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в этих полезных брошюрах.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter