Депутаты Палаты представителей в Горках обсудили профориентацию с аграрным активом

Профориентация с аграрным акцентом

В Горках на эту тему прошла полезная дискуссия по инициативе депутатов Национального собрания, Минсельхозпрода, райисполкома и БГСХА.

Как поднять престиж сельского хозяйства среди молодежи и повысить ответственность заказчиков кадров для АПК? Как совершенствовать профориентационную работу в учреждениях образования аграрного профиля, какие необходимо внести изменения в Кодекс об образовании и правила приема в вузы? Все эти проблемы на примере БГСХА обсудили депутаты Палаты представителей Национального собрания на выездном расширенном заседании Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке под руководством ее председателя, члена-корреспондента НАН Беларуси, профессора Игоря Марзалюка.

Ректор БГСХА Виталий ВЕЛИКАНОВ и председатель Горецкого райисполкома Александр БУТАРЕВ.

Его участники встретились с председателем Горецкого райисполкома Александром Бутаревым и ректором академии Виталием Великановым, познакомились с выставкой достижений и научно-методической литературы, педагогического опыта ученых и творчества студентов.

В начале обращения Игорь Марзалюк акцентировал внимание на актуальности изучения депутатами опыта БГСХА как крупнейшего агропрофильного вуза, имеющего статус ведущего в национальной системе образования, и активно работающего с классами аграрной направленности.

— Проблема кадров актуальна сегодня для многих отраслей, но особенно остро она ощущается в сельском хозяйстве, — сказал Игорь Марзалюк. — Вузы испытывают проблемы с набором на сельхозспециальности. Очень важный элемент повышения их престижа среди молодежи — профориентационная работа. Создана система непрерывного агрообразования, важное звено здесь — профильные классы аграрной направленности. В 202 агроклассах обучаются 1187 учащихся. Необходимо, чтобы молодые люди развивали регионы, где они родились.

По результатам выездного заседания в Горках депутаты сформулируют научно-практические рекомендации, направят их в министерства сельского хозяйства и продовольствия и образования и используют при подготовке новой редакции Кодекса об образовании, работа над которым находится в завершающей стадии.

Начальник главного управления образования, науки и кадров Министерства сельского хозяйства и продовольствия Владимир Самсонович рассказал об основных подходах к организации работы с агроклассами в учреждениях образования, задачах аграрной экспортно ориентированной отрасли страны и тенденциях подготовки высококлассных специалистов для нее. По уровню производства основных видов сельхозпродукции Беларусь входит в число мировых лидеров. К 2020 году белорусские аграрии должны вывести уровень производства зерна на 10 миллионов тонн, молока — на 9,2, картофеля — на 5,6, мяса скота и птицы — на 1,9 миллиона тонн. Увеличить производительность труда в сельском хозяйстве в 1,4 раза, рентабельность продаж — до 10 процентов, а экспорт сельхозпродукции до 7 миллиардов долларов. Для решения задач, поставленных в Госпрограмме развития агробизнеса перед отраслью, подчеркнул Владимир Алексеевич, нужны высококвалифицированные специалисты, знающие современные информационные технологии и научные разработки. Тем временем в аграрном секторе страны вакантны 4,4 тысячи мест среди руководящих работников и специалистов. А динамика выбытия квалифицированных кадров достигла 15 процентов в год. Эти показатели еще выше в Витебской (19 проц.) и Гомельской (16 проц.) областях. По итогам 2018 года закрепление выпускников аграрных вузов с 56 процентов снизилось до 50.

На экскурсии в горецкой СШ № 2.

Готовят специалистов аграрного профиля в стране 4 вуза (БГСХА, БГАТУ, ВГАВ, ГГАУ) и 27 колледжей. Минсельхозпроду разрешили до 60 процентов набора студентов в аграрные вузы проводить за счет целевой подготовки. Разработано положение о стимулирующих мерах и доплатах к стипендии целевикам. Однако если в 2018 году в сельхозвузы по целевым договорам зачислили 42 процента абитуриентов, то в 2019-м — 37: 883 человека против 1027 год назад. Чтобы решить проблему мотивации школьников к осознанному выбору сельхозспециальностей, в 2018 году открыли агроклассы. Могилевская область лидер в этом направлении, здесь создано 53 класса для 268 человек.

По словам Владимира Самсоновича, уже в 2020 году выпускники агроклассов, имеющие в своих аттестатах не ниже 7 баллов по профильным предметам, будут зачислены на сельхозспециальности без экзаменов с заключением договоров о целевой подготовке. Такая льгота сегодня действует для выпускников педклассов.

Чтобы решить проблему с набором студентов, Владимир Алексеевич предложил увеличить на один день сроки приема документов в аграрные вузы на сельхозспециальности, предусмотреть после допнабора время на проведение вступительных испытаний в вузе в течение 2—3 дней по одному из профильных предметов и разрешить абитуриентам, имеющим один сертификат ЦТ по профильному предмету, сдавать в вузе экзамен по второму.

Первый заместитель министра образования Ирина Старовойтова отметила важность привлечения к работе с учащимися агроклассов руководителей и специалистов эффективных сельхозпредприятий, местной исполнительной власти, необходимость усиления взаимодействия вузов с непосредственными заказчиками кадров для АПК и увеличение научной составляющей профессорско-преподавательского состава. К слову, процент остепененности преподавателей в вузах аграрного профиля на 3 процента больше, чем в среднем по стране.

Начальник отдела профориентационной работы БГСХА Андрей Горновский поделился опытом работы. Декан агрономического факультета БГСХА Наталья Дуктова сообщила об учебно-методическом обеспечении работы агроклассов и проблемах, с которыми сталкиваются учителя на местах. Не везде налажено взаимодействие с райсельхозпродами и сельхозпредприятиями по организации тех же экскурсий в сельхозвузы и на объекты. Она предложила рассмотреть возможность снижения порогового балла (с 7 до 4—5) при формировании агрокласса.

На что Игорь Марзалюк парировал, что можно снизить планку только до 6 баллов, но не меньше: «С 4—5 баллами надо идти в ПТУ, а не профанировать высшее образование».

Депутаты побывали в СШ №2, где начальник отдела образования райисполкома Владимир Лебедев, заместитель директора по учебной работе Татьяна Безносова презентовали опыт работы по реализации регионального инновационного проекта «Малая академия», действующего с 2012 года. Здесь работают межшкольные факультативы по химии и биологии, занятия на них ведут преподаватели БГСХА. Во второй половине дня посетили Ботанический сад, диагностическую станцию, рыбоводно-индустриальный комплекс КПУП «Форелевое хозяйство «Лохва», школу-ферму РУП «Учхоз БГСХА», музей БГСХА, познакомились с условиями проживания студентов в общежитии №14. Ярким финальным аккордом стал концерт творческих коллективов в центре студенческого художественного творчества.

МНЕНИЕ

Председатель Постоянной комиссии Национального собрания Игорь МАРЗАЛЮК:

— У нас высшее образование стало всеобщим. Сегодня количество выпускников с дипломами о высшем образовании не свидетельствует о качестве подготовки кадров.

Семь баллов по профильным предметам для агроклассов немного. Философия высшей школы — это то, что в нее не берут всех. В ряде стран, той же Германии, именно средний балл определяет, пойдет старшеклассник учиться в гимназию, после которой поступит в вуз, либо в реальную школу. Ничего не мешает тем, у кого средний балл по профильным предметам ниже 7, пойти в средние специальные учебные учреждения, повысить в колледжах и лицеях качество знаний и поступить в вуз.

Считаю, что ответственность заказчика за кадры необходимо повысить, и она должна быть определяющей не только в его трудоустройстве, но и в уровне заработной платы. В недоборе в этом году 36 человек на факультете биотехнологии и аквакультуры БГСХА вижу чисто техническую проблему, когда увеличили прием на 500 человек в мед­университеты, не просчитав последствий для других вузов. Универсальная формула приема — качественно проведенная профориентация с ребятами и их родителями. Заведующие выпускающими кафедрами и деканы факультетов должны работать в полную силу. Декан всегда несет ответственность за набор на свои специальности, потому что это ставки его преподавателей. А ректор и проректор постоянно должны контролировать все эти процессы.

Елена АГЕЙЧИК — специально для «СГ»

Фото Сергея ВЛАДИМИРОВА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter