Профилактика для санаториев

Что мешает работать хорошо
Работа наших здравниц — тема не сезонная. Она актуальна вот уже несколько лет кряду. Независимо от поры года. Помню, много писали о переходе санаториев на коммерческие рельсы. Сначала преобладал скепсис, потом — радостное удивление. Постепенно появились и бравурные нотки... Вот и сейчас все здравницы заполнены на 98 процентов. А знаете, за сколько разошлись путевки в санаторий «Радон» на IV «осенне–зимний» квартал? За 8 часов! Значит, опять гип–гип–ура и знак восклицательный? Хотелось бы, если бы недавняя проверка Комитетом госконтроля не поставила целую вереницу вопросов...

Понятие «убыточный» применительно к здравницам перестает существовать. Об этом мне рассказал заместитель директора Республиканского центра по оздоровлению и санаторно–курортному лечению населения Геннадий Болбатовский. Единственное исключение — детский санаторий «Белорусочка», один из корпусов которого был закрыт по инициативе самого же центра в связи с «ненадлежащими условиями проживания». «Остальные здравницы активизировали свою маркетинговую деятельность и спланировали работу уже до конца года, причем преобладают коммерческие предложения», — подчеркивает Геннадий Николаевич. Спору нет, премудрости бизнеса санатории только осваивают — полтора года в «свободном плавании» не срок, однако кое–кто плывет вообще без руля и ветрил. «Санаторно–курортные и оздоровительные организации практически не контролируются. Как результат — на каждом проверенном объекте выявлены нарушения», — таков вывод Комитета госконтроля. Иными словами, каждый крутится как может, кто–то — как хочет, но в конечном итоге — за счет самих же отдыхающих. Где–то — честный рынок, а где–то и махровый «совок», с элементами обвеса и обсчета. Начнем с цен на путевки, которые сегодня еще как кусаются. Санаторий «Жемчужный» дважды в течение полугода нарушил дисциплину ценообразования на курсовки. 20,5 млн. рублей заработал санаторий «Алеся» на медицинских услугах, чьи тарифы не были зарегистрированы в Минздраве, 11,5 млн. рублей необоснованной выручки получило предприятие «Орша». Оказывается, сегодня это в ходу — «жонглировать» ценой на медицинские услуги, услуги сауны и проката, компьютерного класса, на бильярд, экскурсии или отнести на затраты парной стоимость угля, который никто в глаза не видел. Отдельная статья «доходов» — питание (на него приходится до 40 процентов от стоимости путевки). Честно говоря, оно никогда не было сильным местом подавляющего числа наших здравниц и вряд ли станет, если, как и сегодня, проверяющие будут обнаруживать, что в кашу «недовложили» 70 процентов масла, биточки щедро «обогатили» хлебом, а сама порция весит хорошо если половину от нормы. В санатории «Пралеска» повара «забыли» пустить в ход... 32 наименования продуктов. И речь, понятное дело, не о горячо любимых нашим общепитом макаронах и картошке — о мясе (20 кг), масле (3 кг), молоке и кисломолочных продуктах (13 кг) и т.д. За что, спрашивается, порой платит отдыхающий — за скудную вегетарианскую диету? Или за «котлету замедленного действия», как в санатории «Радуга», где для приготовления блюд использовали почти 60 кг мяса с истекшим сроком годности?

Отдых на родине — бесспорно, звучит красиво и заманчиво. Особенно в рекламном буклете. К счастью, многие санатории успешно и, главное, честно претворяют рекламные обещания в жизнь. Но как же трудно это сделать в одиночку, в отсутствие какой–либо туристической инфраструктуры! Речь о Национальном парке «Нарочанский» — красе и гордости Беларуси. И одновременно ее головной боли. Комитет госконтроля уже трижды проверял главный наш курорт и в четвертый раз был вынужден повторить: работы здесь непочатый край. Год в поселке Нарочь не работают 2 кафе (при том, что их и так изначально можно было пересчитать по пальцам одной руки!), кафетерий, 3 магазина, в том числе фирменный «Дары Нарочанского края». А вы можете себе представить, чтобы где–нибудь на курорте национального значения в разгар сезона универмаг предлагал отдыхающим только 3 купальника (причем одного размера) и дырку от бублика вместо надувных плавательных кругов, матрасов и жилетов? Чтобы кафе были закрыты с 19.00 до 20.00? Чтобы в торговом зале гордо висела липкая лента для мух? Все это более чем сомнительные бонусы для отдыхающих из четырнадцати нарочанских здравниц и пансионатов...

Перед лицом таких неприглядных фактов главные врачи санаториев обычно рассуждают философски: мол, санаторно–курортная сфера — это прежде всего лечение, акцент надо делать на медицину, а не на отдых и бытовые моменты. На работу медиков нареканий действительно нет. Однако платим–то мы далеко не только за лечебные услуги. И если процедуры в белорусских здравницах обходятся на самом деле дешевле, чем где бы то ни было, то насчет дешевизны других «составляющих» путевки при их нынешнем качестве можно порой и поспорить. В этом смысле, судя по результатам проверки, до сих пор есть у нас здравницы и курортные зоны «убыточные» — от слова «быт». В частности, в оздоровительном предприятии «Орша» износ основных средств составляет 100 процентов, в работающем на его базе детском лагере на 50 — 60 ребят — по три туалета и умывальника. Деньги предприятие между тем исправно зарабатывает, общей картины не портит. Но только теоретически. А рынок любит практиков. И он неизбежно поставит вопрос: сколько реально стоит детский отдых в таких условиях? Для государства это вопрос тем паче интересный, ведь оно по–прежнему — опора санаторно–курортной сферы: за счет бюджета и средств социального страхования в этом году оздоровятся более 800 тысяч человек, в том числе как минимум полмиллиона детей. Поэтому, видимо, первым пунктом в предложениях Комитета госконтроля и стоит жесткое «провести аттестацию всех санаторно–курортных, оздоровительных, рекреационных и туристических учреждений страны на подтверждение их статуса и категории».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter