Профессор–чемпион

Олег Гусев ищет пределы человеческих возможностей
Олег Гусев ищет пределы человеческих возможностей

Человеческий организм — уникальная система. Сколько уж говорено о его неиспользованных возможностях, которые принято почему–то считать скрытыми. Очень удобная точка зрения, надо сказать, — расслабляющая, позволяющая предаться неге и, лежа на диване, ждать–гадать, когда же твой организм возьмет да и откроет волшебным образом дверцу в «закрома», а там этих резервов — на каждой полке валом, видимо–невидимо их там! Замечательно, правда? Входишь в эту кладовую, берешь, сколько можешь унести, и вот ты уже не серая мышка, а Спиноза или былинный русский богатырь! Можно слезть с печки и идти совершать подвиги народные или мысли мудрые придумывать на радость окружающим. Или устанавливать рекорды. Сказка, а не жизнь: по щучьему веленью, по моему хотенью, несите меня ноги к олимпийской медали...

Олег Гусев — человек скромный. И никакой уникальности в себе не видит. И тем не менее его пример — более чем яркое свидетельство того, что практически любой человек может заставить свой организм работать на всю катушку, без всяких стариков Хоттабычей и прочих джиннов из бутылки. Стоит лишь захотеть.

Он захотел. И в свои «чуть–чуть за 50» доктор технических наук, профессор кафедры информационно–измерительной техники и технологий БНТУ, дедушка троих внуков, между прочим, на равных тягается с молодыми спортсменами в поднятии тяжестей и (более того!) устанавливает мировые рекорды.

— Это своего рода психологическая установка на здоровый образ жизни, — охотно делится он своими секретами о скрытых возможностях организма. — В молодости я серьезно занимался штангой: мастер спорта, бронзовый призер чемпионата республики, чемпион СССР среди студентов... Наверное, этот список можно было расширять, но я очень рано — в 22 года — закончил карьеру: решил заниматься наукой и посчитал, что спорт с ней несовместим.

— Жизнь доказала обратное?

— Выходит, что так. После того решения я несколько раз возвращался к спорту. Увлекался подводной охотой, бегом... Даже лечебным голоданием занимался — в «лучшие годы» мой вес, который сейчас равен 131 килограмму, доходил до 71. Зачем все это? Меня не оставляла мысль, что свой организм можно усовершенствовать!

— Искали пределы?

— Скорее, хотел уважать себя. Как–то уже «за 30» увидел фильм о своих школьных годах. И себя — 20–летнего, подтянутого парня со значком мастера спорта на груди. И так больно мне стало: во что же я превратился?! Вот тогда–то и понял, что так дальше жить нельзя, и поставил перед собой задачу: пробежать марафон. Я ведь в те годы, образно говоря, к троллейбусу поспеть не мог! И это в 35 лет! Поэтому тренироваться пришлось очень серьезно. Но в конце концов победил себя и уже через полгода пробежал свой первый марафон... Потом вспомнил о штанге. В тяжелую атлетику не пошел: решил попробовать с пауэрлифтингом. «Организм человека настолько уникален, что мастера спорта можно выполнить и в 20, и в 40 лет, — обнадежил меня профессор Иван Бельский, заведующий кафедрой физвоспитания БНТУ. — Главное не то, как ты тренируешься, а то, на что ты настраиваешь свой организм...» Под его руководством и при поддержке ректора — Бориса Хрусталева — начал заниматься. И очень скоро понял, что если по–настоящему захотеть, человек может действительно многое! В 43 года я выполнил норматив мастера спорта, в 46 — стал мастером спорта международного класса, занял 4–е место на чемпионате мира! С этого момента начался совершенно новый этап моей жизни. Я начал бить европейские и мировые рекорды, побеждать на серьезных турнирах... В 2004 году, в 50 лет, стал чемпионом Европы. С 1999–го по 2006–й — 8–кратный чемпион Беларуси и абсолютный рекордсмен, а мое личное достижение — 315 килограммов в жиме лежа — равно высшему мировому достижению! Меня после каждого выступления за границей, едва я штангу на упоры кладу, ведут на допинг–тест. Пытаются понять: как такое возможно?

— Подъем запредельных весов, тем более в таком возрасте, — своего рода эксперимент над собой. Как долго вы собрались его продолжать?

— Я не чувствую себя старше своих соперников. На чемпионате Европы, например, победил спортсменов, которые были лет на 20 — 25 младше. Так что останавливаться не собираюсь.

— Вы считаете, что путь, который проделали вы, начав перестраивать себя, может повторить любой человек?

— Уверен. Но для этого он не просто должен поставить перед собой цель — он должен жить этой целью.

— А разве могут человека полностью захватить несколько целей?

— Могут. Я ведь не ушел в спорт с головой: серьезно и с удовольствием занимаюсь наукой, преподаю. Год назад, одновременно с подготовкой к чемпионату Европы, защитил докторскую диссертацию, получил звание профессора. Теперь уже не сомневаюсь, что в любом жизненном графике время для себя и для спорта всегда можно найти. Нет сложных дел, если они человеку в радость!

— С какими чувствами сегодня оглядываетесь на свою жизнь?

— Жалею, что мне не 40 и не 30 лет. Да, я недавно в очередной раз выиграл чемпионат Беларуси, причем практически не готовясь к нему. Но сегодня я уже вряд ли успею достичь новых целей. Жаль, что решил заняться собой и своей жизнью так поздно. Что поделать, вероятно, запас энергии, и в первую очередь психологической, у человека ограничен.

— Но главное, что вам сейчас уже не стыдно перед тем 20–летним парнем со значком мастера спорта на груди...

— Сегодня я смотрю на него без зависти...

Справка «СБ»

Пауэрлифтинг — силовое троеборье, включающее в себя три соревновательных упражнения: приседание со штангой на плечах, жим штанги лежа на плоской станине, становая тяга.

На снимке: Олег Гусев, Иван Бельский, Борис Хрусталев.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter