Профессия как профессия

Что мы думаем о милиции, охраняющей наш покой? Как люди в форме реагируют на наши требования? Кто он — современный страж порядка? В целом о том, какова нынешняя милиция, мы беседуем с начальником ГУВД Мингорисполкома генерал–майором милиции Анатолием КУЛЕШОВЫМ...
Что мы думаем о милиции, охраняющей наш покой? Как люди в форме реагируют на наши требования? Кто он — современный страж порядка? В целом о том, какова нынешняя милиция, мы беседуем с начальником ГУВД Мингорисполкома генерал–майором милиции Анатолием КУЛЕШОВЫМ.

— Анатолий Нилович, как меняется мнение минчан о работе милиции? Как она меняется под воздействием этого мнения?

— Суждение населения, как вы знаете, уже несколько лет служит главным критерием при оценке нашей работы. Поэтому опросы мы проводим дважды в год, и сегодня можем сказать, что доверие общества постепенно растет: уже 34 процента минчан полностью доверяют милиции и считают, что она эффективно справляется со своими задачами. В свою очередь, мы постоянно анализируем причины того, почему в одном районе уровень доверия вдруг снизился, а в другом возрос. Я регулярно встречаюсь со студентами вузов, с коллективами крупных предприятий города и могу сказать, что ни одно высказывание любого гражданина не остается без внимания. Недавно, к примеру, встречаясь с работниками одного из предприятий Заводского района, услышал, что на улице Козыревской (это район камвольного комбината) стало страшновато гулять вечерами — пьяные компании, ватаги подростков... Мы немедленно задействовали в этом микрорайоне приданые силы полка милиции — и порядок восстановился за считанные дни. То есть главное изменение, на мой взгляд, — более чуткое отношение милиции к требованиям общества.

— Как считаете, что может привлечь в современной милиции молодых людей? Ведь большинство из них видит свое будущее в тихом офисе рядом с компьютером, а не на улице, в составе милицейского патруля...

— Действительно, нынче молодой человек мечтает о карьере в сфере высоких технологий... И, может быть, даже не подозревает, насколько широко эти технологии используются в работе современной милиции. Вот взгляните: у меня на столе лежит сообщение о закупке для нашей экспертно–криминалистической службы мощного источника экспертного света и термокамеры для выявления невидимых следов рук. Разве неуч сможет справиться с этой техникой? Я уж не говорю об используемых нами компьютерных программах... Внедрение инновационных технологий — вот на что сделан упор в современной милиции, поэтому у нас сейчас больше половины сотрудников (55 процентов) имеют высшее образование. Раньше парень, окончивший школу с золотой медалью, мечтал о карьере дипломата или ученого. Сегодня он идет служить в милицию, и я понимаю причины этого выбора: он хочет получить серьезную мужскую профессию, вместе с тем увлекательную, с использованием прогрессивных методов раскрытия преступлений плюс желает иметь неплохое обеспечение и социальные гарантии. Наша профессия – обычная профессия. Правда, тяжелая и рискованная. Но кому-то нужно и грудь за людей подставлять. Это и делают наши парни.

— Может быть, престиж этой профессии, да и милиции в целом, был бы выше, если бы во всех подразделениях служили высокообразованные люди — исключительно офицеры, как это сделано в ГАИ?

— Нет, так не пойдет, без сержантского состава милиции не обойтись. Выпускник вуза пусть раскрывает сложные, запутанные преступления, а порядок на улицах поддерживают именно сержанты. И пора избавляться от стереотипа, будто низшее милицейское звено — самое слабое по образовательному и правовому уровню. К примеру, третья часть сержантского состава полка патрульно–постовой службы, 136 человек, совмещает службу с учебой в различных учебных заведениях. Кроме того, думаю, обычный горожанин не посещает за год столько выставок, музеев, концертов, сколько нынешний сержант милиции. Повышению его культурного уровня мы уделяем особое внимание. Время такое...

— К слову, можно ли выделить особо значимые этапы в истории минской милиции?

— Первый — это, конечно, становление милиции. Те самые 20 — 30–е годы, когда «новорожденные», можно сказать, органы внутренних дел сразу столкнулись с разгулом вооруженных преступных группировок. И справились с первой серьезной проблемой достойно. Другой сложный этап — послевоенное время, масса неучтенного оружия, банды уголовников, наживавшихся на чужом горе... Тогда кое–где, например в Одессе, для нормализации обстановки пришлось задействовать войска. А в Минске милиция справилась собственными силами, правда — это особо подчеркну, — пользуясь широкой поддержкой населения. Третий, на мой взгляд, значимый этап — это 70–е годы, когда минская милиция заявила о себе на весь СССР. Тогда к нам со всего Союза приезжали учиться передовым методам несения службы, изучали наш опыт охраны порядка, поражались феномену законопослушания участников дорожного движения в белорусской столице... И еще одним сложным, но важнейшим периодом стало становление белорусской милиции в условиях независимого государства.

— А что вас как начальника ГУВД особенно волнует сегодня?

— Беспокоит то, что размываются нравственные границы. Поступки, которые раньше считались предосудительными, нынче пропагандируются с телеэкранов. Аморальными мыслями, в которых еще недавно было зазорным сознаваться, делятся популярные артисты. Корысть перестала быть постыдной... Вот что тревожит.

— А что радует?

— Мы впервые отметили снижение динамики роста преступности, количества совершенных преступлений. Кстати, эта тенденция, проявившаяся в 2007 году, сохраняется и на протяжении двух месяцев текущего года. Вселяет оптимизм и повышение роли общественности. Конечно, у людей еще не такая степень доверия к органам правопорядка, как, например, в Германии, где население активно помогает своей полиции. Там вор лишь коснется, скажем, чужого велосипеда, как уже идут несколько звонков в полицию. И это – не «стукачество», а гражданская ответственность людей. В Берлине никто не бросит машину под запрещающим знаком и пойдет пить пиво. Закрывать на это глаза люди не будут. Даже посторонние. Потому что заботятся о порядке... Что здесь постыдного? Но и у нас граждане мало–помалу начали пользоваться «телефонами доверия». Множество преступлений пресечено, закрыто немало подпольных точек торговли спиртным, 65 тысяч литров браги и самогона уничтожено в прошлом году благодаря сознательной помощи населения.

— Какие у вас пожелания сотрудникам милиции в день их профессионального праздника?

— Я хочу в первую очередь нашим ветеранам, их родным и близким пожелать недюжинного здоровья, житейского счастья, мира и благополучия в их семьях. А тем, кто сегодня носит милицейскую форму, желаю твердости, мужества, духовной силы и больших успехов в службе на благо нашего Отечества.

Фото Виталия ГИЛЯ, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter