Профессионалы-жалобщики транжирят чужое время и наши деньги

ПЕНСИОНЕРКА Н. В. в Калинковичском районе — своего рода знаменитость

Зачем они ей понадобились, судить не нам. Но из такого пустяка снова и снова страдают окружающие. А работники госорганов в сотый раз рассматривают дело, не стоящее выеденного яйца, и дают официальный ответ. Обычно, если требования законны, жалобщику могут предложить правовую поддержку, помочь конкретными действиями. Ну а здесь, получается, переливают из пустого в порожнее, тратят время, которое могли бы с пользой направить на решение действительно важного для кого-то вопроса. Ведь для того, чтобы дать компетентный ответ по каждому прецеденту, работают целые комиссии специалистов. Можно представить, в какую копеечку выливаются бюджету безрезультатные многолетние «разборки».

В Калинковичском районе профессиональных жалобщиков, кроме Н. В., еще несколько. Кто-то «специализируется» на проблемах коммунального хозяйства, кто-то жалуется на качество подъездных дорог, кто-то уверен, что именно местные власти обязаны купить (!) сельчанам лошадь… Когда же с основным требованием заявителя каким-то образом удается разобраться и снять претензии, тот не унимается. А как же — кураж пойман, поводов для жалоб пруд пруди, и с криками и угрозами вновь они идут в отделы обращения граждан. Любой ценой добиваются приема у руководителей госорганов, звонят на «горячие» линии.

Иные доходят даже до высоких инстанций. Звоню в отдел по работе с обращениями граждан и юридических лиц Палаты представителей Национального собрания. Оказывается, и там знают с десяток профессиональных жалобщиков, которые десятилетиями «штурмуют» парламент. В «шорт-листе» — трудовые, земельные и жилищные споры. Обращения граждан рассматривают, представьте, 14 комиссий Палаты представителей, а сами заявители — с утра до вечера на приемах у депутатов. Причем зачастую профессиональные жалобщики даже не могут четко сформулировать свою проблему. Некоторым просто нужно выразить недовольство жизнью, зная, что хочешь не хочешь, а их внимательно выслушают. Заведующий отделом по обращениям граждан и юридических лиц секретариата Палаты представителей Национального собрания Виктор Сазон очертил тенденции: «С начала года мы рассмотрели уже полторы тысячи обращений. Приходят и с дельными предложениями. В основном растет количество именно тех, кто выдвигает необоснованные жалобы, хотя и их общее число сокращается».

В основном это пенсионеры, как правило, дамы за 60. Обычно требуют, чтобы государство за свой счет сделало ремонт в их жилищах, обеспечило топливом на всю зиму и т. д., и т. п. И это при том, что у каждой — взрослые работающие дети, у которых уже свои семьи. Да, инвалидам и одиноким, кто по велению судьбы коротает старость как отшельник, может и должно помочь государство. Но несогласные с такой постановкой вопроса снова и снова строчат жалобы и записываются на прием.

Как бороться с иждивенцами, считающими, что все вокруг им должны, что ответственность за их жизнь, ее благополучие в руках кого-то или чего-то, но не их самих? Можно поступить жестко, например, призвать к ответу за ложные обращения. Или назначать какие-то штрафы. Но здесь пора уже менять сознание, психологию иждивенчества, впитанную с молоком матери еще в советские времена. Безусловно, государство поддержит в реально сложной ситуации. Но не сам ли человек должен приложить максимум усилий, чтобы обеспечить собственный комфорт и хорошую жизнь?

Татьяна УСКОВА, «СГ»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter