Профессиональный отбор

В системе работы по приему в вузы и ссузы должны учитываться современные реалии

В системе работы по приему в вузы и ссузы должны учитываться современные реалии

Совершенствование системы образования и поступления в высшие и средние специальные учебные заведения обсуждалось вчера на совещании у Президента. В частности, речь шла о новой редакции правил приема. И хотя она не предполагает коренных изменений в действующих правилах, ее внедрение позволит решить некоторые проблемы, с которыми столкнулись учреждения образования во время предыдущей вступительной кампании.

Целевое направление

В прошлом году в централизованном тестировании участвовали 113,5 тысячи человек. Из них почти каждый третий не смог набрать минимальное количество баллов для участия в конкурсе. В итоге многие вузы столкнулись с недобором, вакантными остались более двух тысяч бюджетных мест в вузах. По мнению Александра Лукашенко, главная причина кроется в низкой популярности некоторых специальностей у молодежи. Специалисты предлагают применить раннюю систему профориентации школьников, в том числе путем внедрения профильного обучения, а также открытия специализированных классов и школ с уклоном. Но у Президента свои аргументы на этот счет.

— Я не понимаю, какая более ранняя профориентация, и какие классы с уклоном нужны для того, чтобы агитировать и привлечь учеников школ к поступлению в педагогические вузы. Дети видят с 6—7 лет то, чем надо будет заниматься нынешнему ученику, а завтра учителю. Но тем не менее учителей у нас не хватает.

Александр Лукашенко призвал чиновников не подменять конкретную работу по целевому отбору некой профориентацией и болтовней, сообщили в пресс-службе Президента. Сама по себе система ранней профориентации без какого-либо анализа возможных результатов бесполезна. Президент убежден: необходимо максимально перейти на целевое направление обучения, ежегодный профессиональный отбор будущих педагогов, врачей, военных и так далее. И, если потребуется, снизить проходной балл на дефицитные специальности.

Каждому свое

Президент констатировал, что у современных выпускников школ изменились мотивы, которые влияют на выбор ими жизненного пути. “Раньше, например, для выпускника был важен и престижен сам факт поступления в вуз. А теперь прагматичная молодежь стремится выбирать специальности, которые в будущем дадут хороший заработок. Кроме учебы у нее появились и другие привлекательные варианты жизнеустройства, например предпринимательство”, — сказал Александр Лукашенко.

В итоге многие, окончив вуз, считают себя чуть ли не Рокфеллерами и сразу рассчитывают на высокий заработок. А столкнувшись с трудностями, начинают жаловаться и обвинять власть в том, что она не создала для них условия. “Поэтому молодежи надо вбить в голову, что предпринимательство — это хорошо, мы не против, но успешное предпринимательство и бизнес — тяжелейший труд, и не каждому это дано”, — добавил Александр Лукашенко.

Отдельно Президент акцентировал внимание на перспективах высшего образования в стране. В условиях инновационного развития экономики растет спрос на квалифицированных специалистов. Там, где раньше справлялся техник или практик, сегодня нужен инженер. Поэтому в Беларуси, как и в других развитых странах, происходит постепенный переход к массовому высшему образованию. Но оно должно быть максимально адаптировано и по срокам, и по содержанию к требованиям сегодняшнего дня.

Александр Лукашенко напомнил, что речь, в частности, идет о необходимости расширения производственной практики во время учебы, чтобы, с одной стороны, подготовить студентов и учащихся к будущей работе, а с другой — дать возможность оценить все плюсы и минусы выбранной профессии. Это позволит молодым людям раньше понять, что они, возможно, сделали ошибку в выборе специальности, и найти себе применение в другой сфере.

— Мы договорились, что без революций, наскоков и обвалов будем совершенствовать систему высшего образования, подчистим программы, уберем все лишнее, что человеку не нужно будет в жизни вообще.

У нас, по меньшей мере, нет средств, чтобы обучать сотни тысяч молодых людей лишь бы чему, а тем более ненужному.

Президент потребовал от правительства и министра образования в ближайшее время доложить, что конкретно сделано в данном направлении.

Взятки не сладки

Что касается проблемы привлечения абитуриентов не только в вузы, но также в училища, колледжи и техникумы, готовящие рабочих и специалистов среднего звена, то одним из средств повышения привлекательности остродефицитных специальностей могло бы стать введение дополнительных преференций для молодых специалистов.

В связи с этим не должны оставаться в стороне заинтересованные предприятия и местные власти.

Еще одна больная тема из сферы образования — коррупция. В последнее время было немало сообщений о нечистых на руку преподавателях и профессорах, попавшихся на взятках. Александр Лукашенко призвал чиновников и руководителей организаций сделать выводы из событий в Украине, где наряду с развалом экономики серьезным разрушительным фактором стала именно коррупция, способная, подобно ржавчине, нанести вред даже самому крепкому государственному механизму. В связи с этим Президент пообещал в ближайшее время обнародовать новые факты коррупции среди должностных лиц.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter