Профессиональная революция

Государственные маркетологи станут «образованными» и заговорят на иностранном?..

Во второй половине года государственные маркетологи станут «образованными» и заговорят на иностранном?..

До 1 августа 2010 года ряд министерств, концерны и облисполкомы обязаны обеспечить в подчиненных организациях коренную реорганизацию маркетинговых и внешнеэкономических служб. Принятое Советом министров Беларуси постановление № 284 «О мерах по повышению эффективности работы внешнеэкономических и маркетинговых служб», похоже, вызовет в стране маркетинговую революцию…

Теперь специалисты должны будут пройти обязательную аттестацию и освободить занимаемые должности, если отсутствуют профильное образование (по специальностям внешнеэкономической, маркетинговой, логистической деятельности, международному праву и международным отношениям) и подтверждение знаний по иностранным языкам. Будет ли «чистка» в рядах маркетологов эффективна, поднимет ли конкурентоспособность отечественных предприятий и товаров?

Наталья МАКАЕВА, руководитель программы MBA (Master of Business Administration) Института бизнеса и менеджмента технологий БГУ:

— На ряде отечественных предприятий не осознают назначения маркетинговых служб: некоторые руководители привыкли пользоваться устаревшим понятием «сбыт». В то же время маркетинг (от англ. market – рынок) означает обратный процесс: изучить то, что находится снаружи, что необходимо покупателю, и в соответствии с этими требованиями строить работу. Постановление № 284, надеюсь, сдвинет дело с мертвой точки. Однако нужно понимать: сама по себе аттестация проблему не решит. Можно принять на работу специалиста с профильным образованием, но если у него не будет опыта решения практических задач разработки и продвижения товара/услуги, самостоятельного создания финансовых схем, навыков бизнес-планирования, отличного знания делового английского языка, ничего не получится.

Экономическое образование далеко не всегда сегодня является качественным. Многие преподаватели зацикливаются только на теории, напрочь забывая о практике. Как результат – некоторые менеджеры не владеют навыками управления, не могут решить простые экономические задачи и разработать эффективную маркетинговую стратегию. Сейчас Институт бизнеса и менеджмента технологий БГУ предлагает организовать под госзаказ переподготовку для специалистов как по программе МВА, так и на краткосрочных курсах повышения квалификации на русском и английском языках. Кроме того, наши сотрудники готовы помочь в проведении аттестации.

Андрей КОЛЯДА, председатель совета директоров EMAS Belarus:

— Сама по себе грядущая реструктуризация более чем необходима. Однако нужно понимать: все зависит от того, как подойти к исполнению идеи. Если мероприятия по аттестации станут лишь формальностью, никакого толку не будет. Мне, например, известно, что один из государственных концернов после принятия постановления выпустил внутренний приказ, согласно которому специалисты подведомственных предприятий в течение двух недель обязаны разработать «глобальный» маркетинговый план на 5 лет. Скажу откровенно: это технически невозможно сделать даже высококлассным специалистам. По-хорошему, на такую работу уходит около полугода… Вместе с тем я глубоко убежден: самый главный маркетолог в любой компании – это директор.

Анатолий АКАНТИНОВ, генеральный директор Центра стратегического развития «Маркетинговые системы»:

— Как и у любой медали, у этого вопроса две стороны: с одной, хорошо, что наконец-то маркетинговым службам уделено пристальное внимание, а с другой, нужно помнить народную мудрость: «Насильно мил не будешь». Такие изменения, которые принесет будущая реструктуризация, больше характерны для свободной экономики и конкуренции, и, как правило, каждая компания принимает решения по собственному усмотрению. Жаль, что постановление не коснется директорского корпуса… Зато многие маркетологи, как показывает практика, «выросли» из других профессий и, набравшись практического опыта, являются сегодня прекрасными специалистами.

Николай ГУРИНОВИЧ, директор ОАО «Алеся»:

— В управлении маркетинга и реализации продукции на нашем предприятии трудится 6 человек. Профильное образование есть не у всех. Такой «привилегией» обладает «молодая» часть отдела. А вот у ведущего маркетолога за плечами – спецкурсы. Вместе с тем наши специалисты занимаются не теорией, а работают в реальных условиях: знают специфику рынка, наравне с руководством принимают важные решения. Приведу пример. Дизайнеры и художники разрабатывают новую коллекцию, демонстрируют на худсовете. Маркетинговая служба, как правило, отсеивает 30—40 % ассортимента: она смотрит на модели и заранее видит, что будет продаваться, а что нет. Реклама, дизайн, работа с художниками, участие в выставках – всем занимается управление маркетинга. Поэтому экономическое образование и знание нескольких языков – это актуально, но меня вполне устраивает наша команда. Продукцию мы реализуем в Россию, и двух языков специалистам пока достаточно.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter