Профессионалами не рождаются, ими становятся!

Корреспондент «СБ» побывала в роли курсанта учебного центра МВД
Корреспондент «СБ» побывала в роли курсанта учебного центра МВД

...Деспот муж, приняв на грудь, разбушевался. «Убью!» — замахивается кулаком на хрупкую супругу. Для молодой хозяйки ее дом из пресловутой «крепости» превращается в западню...

Раскроем карты: фрагмент семейной баталии — ролевая игра. «Актеры» — курсанты учебного центра МВД Вероника Рыньяк и Руслан Балахович. По сценарию, предотвращает ссору «участковый» Александр Жамойтин. Сегодня ребята распутывают лихо закрученные семейные сюжеты и решают криминальные головоломки под руководством опытных педагогов, а завтра им придется иметь дело с реальными дебоширами, ворами, мошенниками. Какие испытания предстоит пройти курсанту, прежде чем влиться в ряды сотрудников органов внутренних дел, я узнала, переодевшись в милицейскую форму.

Стать в строй!

Главная цель обучения в центре — постичь азы профессии милиционера. На статус курсанта могут претендовать молодые люди до 30 лет с высшим образованием, со средним и средним специальным — до 25 лет. Срок обучения — от 3 до 6 месяцев, в зависимости от выбранной специальности и наличия опыта армейской службы. Предпочтение отдается выпускникам юридических, педагогических и технических вузов и ссузов. В таких кадрах сегодня нуждаются службы участковых инспекторов милиции, предварительного расследования, ИДН и дорожно–патрульная служба ГАИ. Кандидаты в сотрудники органов внутренних дел без диплома могут рассчитывать на должность милиционера патрульно–постовой службы.

Первый месяц — самый трудный. Ни одной свободной минуты. Это своего рода экзамен на выживание. Кто выдерживает, тот остается в курсантских рядах. Впрочем, отсеивается из центра всего 2 — 3 процента от первоначального набора (ежемесячно зачисляется и выпускается около 100 человек). Большинство делает свой выбор вполне осознанно. Шестая часть из полутысячи курсантов — девушки. Причем для слабого пола в учебном центре не предусмотрено никаких поблажек: основы рукопашного боя и огневой подготовки девушки постигают наравне с ребятами. 70 процентов занятий — практические.

Под защитой «Скорпиона»

Какой учебный график новичка? Первый урок профессионального мастерства дает педагог Ольга Селицкая, посвятившая меня в тайны криминалистической трасологии — науки о следах. Разумеется, знать технологию трасологической экспертизы во всех деталях — компетенция эксперта–криминалиста. Тем не менее тому же участковому, прибывшему на место происшествия, также необходимо знать как, допустим, снять «пальчики», чтобы сохранить их в целости и сохранности до приезда оперативно-следственной группы. Меня определяют в подмастерья к курсантке Дарье Карпенко, будущему сотруднику патрульно-постовой службы. Нетипичный, между прочим, случай: девушка — и вдруг... милиционер ППСМ. Однако Даша ничего необычного для себя в будущей профессии не видит. Говорит: работа как работа. Внимательно слежу за манипуляциями наставницы. След пальца злоумышленника на бутылке из–под дешевого вина Даша обнаруживает в течение секунды. Затем проворно обрабатывает капиллярный узор кисточкой с магнитно–дактилоскопическим порошком, под воздействием которого еле заметные невооруженным глазом разводы проявляются весьма отчетливо. Следующий этап: рисунок фиксируется на клейкую сторону дактилоскопической пленки и запечатывается с помощью другой ее половинки. Готово! След надежно защищен от внешних воздействий. Пытаюсь повторить увиденное самостоятельно. Порошок просыпается, кисточка промахивается мимо отпечатка, пленка никак не хочет приставать к стеклу...

Оправившись от фиаско, перехожу в следующий учебный класс. Здесь мне предстоит знакомство со спецсредствами. Для начала преподаватель цикла специальных дисциплин Александр Михальков предлагает облачиться в тяжеленный бронежилет «Скорпион» и 2,5–килограммовый шлем–сферу, спаянный из 4 титановых пластин. Дополнение к костюму — противоударный щит и многофункциональная резиновая палка. Теперь я надежно защищена от бандитской пули или удара, но вот двигаться в металлическом панцире–жилете очень тяжело, да и головной убор давит. А настоящим милиционерам в такой «шапочке» нужно продержаться не час и не два и при этом быть мобильными. После титановой «сферы» полуторакилограммовый шлем «Джет» кажется пушинкой. Кроме виртуозного владения спецарсеналом, курсанты к концу учебного цикла должны приобрести навыки работы со средствами радиосвязи и усиления речи, знать все об охранной сигнализации, уметь обращаться с поисковыми приборами.

На огневом рубеже

После занятий по оказанию первой медицинской помощи, оставив «выздоравливать» забинтованный с головы до ног манекен, с группой курсантов перемещаюсь в тир. Чтобы попасть на «линию огня», нужно спуститься в подвал. Каково же мое удивление, когда вместо обычного тоннеля обнаруживаю настоящую художественную галерею: стены «подземелья» расцвечены живописными сюжетами.

«Задача — поразить цель с расстояния 25 метров», — командует преподаватель Михаил Мынка, вручая мне пистолет Макарова. Пока целюсь, пытаясь совместить целик с мушкой, пот течет в три ручья. Довольно сложное упражнение. Выстрел. Промазала? Естественно. С третьего раза попадаю в цель. Разумеется, в схватке с преступником «запасных» выстрелов не бывает.

Выхожу из тира с трясущимися руками, а впереди — испытание не для слабонервных. Полоса препятствий. Принцип устройства барьеров и лазов позаимствован у российских спецслужб. Забраться на трехметровую стену, спуститься с нее, лавируя между угрожающе свисающими оголенными проводами (о том, что искры и треск в «неисправной» электропроводке — имитация, курсанты, само собой, не знают), проползти под сеткой–ловушкой, пройти через лабиринт и после этого попасть из ПМ в нужную мишень, на мой взгляд, — нереальная задача. Для обычного человека, но не для курсанта. С меня хватает и лабиринта с уходящими из–под ног полами и световыми вспышками. Пока курсанты бойко отвечают на вопросы психолога (сколько элементов препятствий на полосе и скоб в стене), я с трудом перевожу дух.

После обеда — полчаса свободного времени. Курсанты расходятся по «кубрикам». Мой экскурсовод — начальник курса Ольга Маркович. В подчинении Ольги почти 100 человек. Когда–то и сама она прошла курсантскую школу — что такое дисциплина, знает не понаслышке. Нужно ли говорить, что порядок в помещениях армейский. Женская половина от мужской ничем не отличается. В «кубриках» ничего лишнего. Разве что в тумбочках у курсанток выделен уголок для косметики. Это не запрещается. Впрочем, тенями и румянами девушки не злоупотребляют.

Заканчивается мой учебный день физподготовкой. Тема: как освободиться от захвата? Наблюдая, как девчушки, в которых веса не больше 50 килограммов, укладывают на лопатки дюжих молодцев, не решаюсь повторять хитрые приемы. Тем не менее советы преподавателя Василия Салижина старательно наматываю на ус. Во всяком случае, мне теперь известно, где у потенциального нападающего слабые места.

Компетентный комментарий:

— За последние 2 года в центре прошли первоначальную подготовку и повысили уровень профессионализма около 3 тысяч человек, — рассказывает начальник учебного центра МВД полковник милиции Игорь Белянин. — За вчерашних курсантов и слушателей краснеть не приходится. Центр выполняет сразу несколько задач государственной важности. Прежде всего мы участвуем в формировании кадрового потенциала органов внутренних дел страны. Кроме того, решаем проблему трудоустройства выпускников вузов, в первую очередь юридических. Плюс к этому — совершенствуем знания и умение действующих сотрудников милиции. Ничего общего с примитивной муштрой обучение в центре не имеет. Учить творчески — наш девиз. Педагогический коллектив центра — это союз единомышленников, обладающих и солидным опытом практической деятельности, и, если хотите, задором, стремлением к экспериментам, новаторству. Теория, как известно, лучше усваивается через практику. Мы активно используем такие формы подачи материала, как «круглые столы», ролевые игры, оперативно–тактические учения и т.д.

В конце обучения проводим мониторинг знаний курсантов: ребята демонстрируют, на что способны, проходят двухнедельную стажировку в подразделениях органов внутренних дел, а затем — комплексное тестирование по всем дисциплинам учебного плана.

Наши курсанты всегда помогут тому, кто слабее, кто в беде. У нас сложились прочные шефские связи с детскими организациями и интернатскими учреждениями. Готовность защищать людей, не раздумывая выполнять свой долг нужно прививать с самых первых шагов в профессии. Во главу угла ставится вежливое отношение к гражданам, делается ставка на психологически комфортные методы разрешения конфликтных ситуаций. Главное — за всем видеть человека.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter