Волейбол
Год основания лиги: 2010
Количество команд: 58 (4 дивизиона)

Вдумайтесь: за неполные 7 лет в Любительской волейбольной лиге сыграли 164 команды. Общее число регистрировавшихся игроков превысило две тысячи. Уже эти цифры способны перевернуть вверх дном все рассуждения о неспортивности белорусов и сложностях с поиском талантов и наполнением трибун. У любителей с этим проблем нет. Трибун, правда, тоже нет ни в одном из пяти задействованных под матчи лиги столичных залов, зато основатель и идейный вдохновитель турнира — детский тренер спортивной школы клуба «Минск» Юрий Костенко — с вполне обоснованной гордостью рассказывает, что в четырех лигах в нынешнем сезоне играют более шести десятков команд:
— Когда я в 2010 году вернулся в спорт и набрал школьников, появился вопрос, где ребятам играть через пару лет? Ездить на матчи по всей стране — дорого. Решил создать свою лигу. Любителей волейбола всегда хватало на предприятиях и в организациях. Я находил телефоны таких энтузиастов, предлагал присоединиться. Уровень самый разный: от самоучек–любителей до бывших спортсменов. Сегодня к нам на матчи со всей страны команды ездят из Барановичей, Жодино, Марьиной Горки... В Островце строители АЭС организовались, россиян каких–то пригласили в состав.
Несмотря на огромную популярность, любительская волейбольная лига до сих пор живет на сухом пайке из взносов и голого энтузиазма. Перевести ее на коммерческие (и соответственно более организованные) рельсы пока не удалось, но, по словам Юрия Григорьевича, уже в нынешнем сезоне все могло выглядеть гораздо интереснее. Костенко показывает утвержденное официальными структурами положение. Пока, правда, оно далеко от реализации, но волейболисты–любители на этот счет не переживают, больше, кажется, расстраиваясь из–за того, что огромный потенциал лиги совершенно не используется для продвижения вида спорта:
— Наши матчи в интернете транслируются уже давно, а «Строитель» только пару недель назад попросил провести трансляцию Суперкубка. Мы несколько раз выходили с предложениями придумать систему привлечения наших любителей на матчи клубов и сборных. Какие–то акции, конкурсы, афиши хотя бы — куча ведь вариантов. Никому, похоже, не интересно. Хотя на уровне тренеров лигу уже оценили. Детскую спортивную школу из Воложина мы, например, пригласили играть бесплатно. Ребятам нужна практика, а здесь 30 игр в год, причем можно выбрать подходящий по силам дивизион. Некоторые команды сразу на несколько дней в командировку приезжают спарринговаться, но федерация еще недавно смотрела на нас свысока: дескать, кто вы вообще такие? При этом денег от них мы не просим. Просто нужно понимать, что без официальной поддержки вся эта инициатива однажды может очень быстро заглохнуть, хотя могла бы принести весомые результаты.
Баскетбол
Год основания лиги: 2006
Количество команд: 44 (4 дивизиона)

Первые матчи в Непрофессиональной баскетбольной лиге были сыграны в 2006 году. Для инициаторов попытки придать дворовым междусобойчикам некий смысл и направленность создание непрофессиональной лиги виделось тогда просто интересным приключением. Однако за 11 лет проект вырос до республиканского масштаба. Вместо дюжины собранных буквально во дворах и по друзьям команд без единой формы и какой–либо совместной подготовки сегодня на нескольких площадках в Минске бегают более четырех десятков весьма серьезного уровня коллективов. При этом в отличие от официального чемпионата количество желающих принять участие каждый год растет, а конкуренция такова, что вчерашние любители приглашают на помощь профессиональных тренеров, баскетбольные клубы и спортивные школы не прочь обкатывать на паркете НБЛ свой резерв, а несколько ребят и вовсе заинтересовали тренерский штаб национальной сборной. Правда, такая массовость и востребованность не добавляют большого оптимизма одному из основателей НБЛ Петру Дзержинскому:
Читайте также
Гандбол
Год основания лиги: 2008
Количество команд: 10

Гандбольная любительская лига уникальна уже сама по себе. В то время как коллеги из смежных видов спорта пытаются добиться официального признания и хотя бы минимальной помощи от федераций, в гандболе все изначально начали строить по принципиально другому проекту. Девять лет назад любители ручного мяча со своими предложениями и идеями отправились прямиком в федерацию. Там их услышали и пошли навстречу. Сегодня БФГ проводит матчи регулярного любительского чемпионата, разыгрывает кубок, а исполнительный директор Любовь Гуско говорит о неплохих перспективах:

Учебу эту, которая в перспективе видится напрямую связанной с популяризацией вида спорта, Белорусская федерация гандбола поначалу полностью взяла на содержание. Кризис вынудил умерить амбиции, но и сегодня, по словам Любови Гуско, в свободное плавание непрофессиональный чемпионат никто не отправил:
— Когда денег стало меньше, некоторые прежние участники, конечно, отвалились. Но сегодня желающих все равно хватает. Любительские команды есть в Горках, Новополоцке, Слуцке, Могилеве... Они были бы не против присоединиться, создать единый республиканский чемпионат, но это ведь переезды, дополнительные расходы. В итоге по выходным они играют между собой, участвуют в международных встречах, ездят в Москву, в Украину. Частенько зовут на такие матчи игроков из нашей лиги. С недавних пор в любительской гандбольной лиге появились и девушки. Для них весной после окончания кубковых матчей провели свой «Турнир четырех», а в нынешнем году думаем организовать полноценный чемпионат.
Футбол
Год основания лиги: 2008
Количество команд: 64 (4 дивизиона)

Непрофессиональных футбольных лиг в стране даже несколько. Каждая из них (включая зальные варианты) живет отдельной жизнью, но самой показательной выглядит АЛФ. Во–первых, самая масштабная. Во–вторых, является едва ли не единственным подобным проектом, который сумел выехать на коммерческие рельсы. Начиналось же все, по словам руководителя лиги Дмитрия Карповского, достаточно банально:

Набор проблем, с которыми столкнулись футболисты, оказался типичным для любых спортсменов–любителей. Всего пару подходящих по соотношению цена — качество полей и, по крайней мере, на первых порах, отстраненность национальной федерации, у которой в приоритете были официальные чемпионаты. Однако к решению в АЛФ подошли системно и основательно. Составили бизнес–план и шаг за шагом приступили к его реализации. В итоге на официальном сайте турнира значатся три «классических» дивизиона, а также чемпионаты по «зальным» правилам и даже в оказавшемся весьма востребованном формате 8 на 8. Общее количество игроков даже навскидку легко преодолевает планку в 2.000 человек, среди отметившихся на полях игроков значатся имена Александра Хацкевича, Юрия Жевнова, Александра Сулимы, братьев Маковских, Дмитрия Молоша и Павла Беганского, а Дмитрий Карповский, во многом стараниями которого вышедший из любительского футбола «Луч» стучится в высшую лигу национального чемпионата, всерьез рассуждает о возможной коммерческой эффективности:
— Пока, конечно, любительскую лигу сложно назвать полноценным бизнес–проектом. Скорее это хобби для неравнодушных к футболу людей. Хотя у нас ведется статистика, есть видеотрансляции, фото и другие маркетинговые моменты. Другими словами, все это превратилось в качественный досуг для людей, и, по большому счету, любительская спортивная лига как проект ничем не отличается, например, от фитнес–центра. С той лишь разницей, что только за счет взносов занимающихся она вряд ли сможет стать основным заработком. Нужны спонсоры.
Они у АЛФ есть. Резонно рассудив, что две тысячи любящих футбол мужчин могут быть интересны целому ряду профильных компаний, руководители даже в нынешние не самые жирные времена нашли желающих оказать поддержку. Около трети из нынешних команд–участниц уже не дворовые коллективы, а «титульные» команды, спонсируемые различными предприятиями и фирмами. Пока это, конечно, вряд ли тянет на полноценный клубный чемпионат с легионерами, контрактами и прочими неотъемлемыми атрибутами, но Дмитрий Карповский убежден: клубы английской премьер–лиги (появись АЛФ в Британии) давно бы придумали, как использовать потенциал этого проекта. В Беларуси небольшой интерес (и то непродолжительный) к любителям проявляли столичные футбольные клубы. И то лишь для сдачи в аренду своих спортивных объектов. Впрочем, те и не переживают: гоняют мяч и ждут удобного момента, чтобы превратить–таки свое детище в по–настоящему глобальный прибыльный проект. И поучиться у них профессионализму, судя по всему, стоит многим из тех, кому положено по статусу.
komashko@sb.by