Профессионал

40 лет без ошибок и больничных отработал следователь Алексей Харитонович С профессионализмом сапера все ясно: если еще работает, значит - не ошибался.
40 лет без ошибок и больничных отработал следователь Алексей Харитонович

С профессионализмом сапера все ясно: если еще работает, значит - не ошибался. Пилота характеризует "налет" часов, водителя - стаж безаварийной работы. А как оценить профессионализм следователя? Тем более если он практически всю жизнь вел исключительно громкие дела...

Например, прогремевшее на весь Союз "хлопковое" дело, вознесшее на гребень всенародной известности следователей Т.Гдляна и Ю.Иванова. Ясно же, что вскрыть сеть тотальной коррупции, систему грандиозных приписок и хищений, поразившую сверху донизу партийно-хозяйственные структуры Узбекистана, не могли только двое.

Да и дело, в сущности, было не одно - десятки: в каждой области, в каждом районе. К расследованию привлекались лучшие профессионалы со всей страны. Алексей Харитонович, тогда следователь по особо важным делам МВД БССР, был одним из них. Работал в Самарканде. С тех пор на память остался увесистый двухтомник обвинительного заключения и приказ союзного министра о награждении ценным подарком.

К тому времени Харитонович уже имел в своем послужном списке "магаданское" дело. К слову сказать, белорусские следователи очень высоко котировались на союзном уровне и, как правило, привлекались к расследованию самых сложных дел. Но иногда случалось и так, что начатое в Белоруссии следствие само становилось "всесоюзным".

"Магаданское" дело, которое в 70-х годах расследовал Харитонович, было связано со студенческими строительными отрядами (ССО). Оказывается, тогда на Севере работали и лже-ССО. Они за взятки пользовались всеми льготами легальных отрядов, которых было немало: бесплатная доставка самолетом в Магадан и обратно, повышенные расценки... Где обычный работник получал, скажем, 75 рублей, там студенту начисляли 100.

Опять же за взятки лжестуденты зачислялись одновременно на несколько работ и... Далее шел весь набор "липы" по полной программе: приписки на строительных и земляных работах (рыли траншеи экскаватором, а получали за работу вручную фальшивые наряды и путевки)...

Одну из таких групп сколотили тогдашние преподаватели нашего БПИ. А возглавлял сводный Магаданский ССО некто Ю.Колбасенко. Без непосредственного участия (и личного интереса) которого криминальные цепочки не могли бы работать. А в обычной жизни он был высокопоставленным комсомольским функционером в Киеве. И вот после года кропотливой работы в Минске и Магадане (ревизии подверглись два десятка тамошних предприятий, приходилось даже фундаменты в вечной мерзлоте раскапывать) Харитонович прибыл в Киев. В кармане имел санкции Генпрокурора БССР на обыск в квартире Колбасенко...

Какой там обыск! Человек имел покровителей в партийных верхах Киева, его даже на допрос не давали вызвать! Словом, Харитонович пошел на хитрость. Придумал примерно то же, что Шарапов проделал с Фоксом в знаменитом фильме. Подозреваемый фактически собственноручно написал показания на самого себя.

Прятать концы было поздно, обыск Харитонович провел и доказательства нашел. Нити повели уже в Москву, куда вскоре и передали дело. Харитонович вел допросы и очные ставки в знаменитой "Матросской тишине". Поразительно, что до сих пор помнит фамилии фигурантов: Суворов, Рыжиков, Левитан, Бутаев... Следственная группа вскрыла хищения на полмиллиона рублей - огромную по тем временам сумму. Виновных осудили на 10 - 15 лет.

Он приступил к работе после окончания юрфака БГУ в 1961 году, а закончил службу в 2001-м в звании полковника, с почетным титулом "Заслуженный юрист Беларуси". 40 лет службы дни и ночи! За все эти годы ни одно дело, следствие по которому вел А.Харитонович, не рассыпалось в суде. Ни одного оправдательного приговора!

Впрочем, работает он и сейчас, возглавляя совет ветеранов следственных органов Беларуси. В этом качестве год назад инициировал издание документального сборника "По закону и совести" с подзаголовком "40 лет органам предварительного следствия. МВД Беларуси посвящается". Здесь, среди множества рассказов о коллегах, есть и его повествование.

Еще один характеризующий Харитоновича факт: за 40 лет службы он всего два дня отсутствовал на работе по болезни! Он и сейчас, по его словам, обходится без врачей. Прощаемся, и моя рука тонет в его огромной, могучей ладони. Доброго вам здоровья и впредь, Алексей Владимирович! И пусть сегодня и завтра в рядах белорусских следователей работают такие же профессионалы!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter