«Зайцы» в общественном транспорте: бороться по-умному

Проезд платежом красен

Цифровые технологии кардинально меняют нашу жизнь. Однако пока они входят в бытовую плоскость медленно и порой не выдерживают испытания временем. Например, в Минске решено отменить тестирование системы безналичной оплаты проезда в трамваях. А в метро эта технология прижилась. Почему такие разные результаты у транспортников? В чем дело? И может ли ИT-сфера уменьшить количество безбилетников?

Фото Владимира Шлапака

Есть контакт?

Возможность заплатить бесконтактной картой в столичной подземке появилась в июне 2018 года, в трамвае № 6 — в мае 2019-го. Правда, лишь в опытном режиме. Систему планировалось внедрять и на других маршрутах. Об этом заявляли в БПС-Сбербанке, который выступает банком-эквайером при безналичной оплате в общественном транспорте. Там же приводят статистику: с момента старта проекта количество поездок, оплаченных таким способом, достигло 23 миллионов. В метро аудитория сервиса каждый месяц прирастает на 5%.

Однако «наземный эксперимент» оказался неудачным. В ближайшее время его прекратят. По словам заместителя главного инженера «Минсктранса» Михаила Слодинского, главная причина кроется в неудовлетворительных результатах финансовой отчетности, которая касается подтверждения количества пассажиров, воспользовавшихся услугой. Дело в том, что деньги с карточки могут списываться в отложенном режиме. Данные о ее держателе сохраняются в памяти валидатора, который соединяется с банком, когда появляется канал связи. Из-за этого, по информации «Минсктранса», некоторые транзакции за июнь приходили только в ноябре.

— За семь месяцев работы системы у нашего предприятия и банка не сошлись цифры. Этот факт не может не беспокоить. Ведь речь идет не об одном-двух пассажирах, а о десятках и сотнях, а это деньги, — прокомментировал ситуацию Михаил Слодинский.

Ирина, контролер пассажирского транспорта ГП «Минсктранс», работает по маршруту трамвая № 6. Она утверждает, что бесконтактный способ только усложнял охоту на «зайцев»:

— Проверяли как обычно: снимали данные с валидатора, на терминале отображалось количество оплаченных поездок. К сожалению, это не всегда срабатывало. Иногда показывались три оплаты вместо одной. Бывало, данные и вовсе не считывались.

Не исключено, что при устранении недостатков работа системы может возобновиться. Пока же предприятие расторгает договор с банком. Оператор проекта с претензиями «Минсктранса» не соглашается. «Потеря хотя бы одной транзакции недопустима и стала бы чрезвычайным происшествием для банка с последующим детальным расследованием», — говорится в официальном сообщении БПС-Сбербанка.

Надежность бесконтактной оплаты подтверждают и ее разработчики — компания IBA Group: «Если временно пропадет канал связи, система все равно накапливает информацию в энергонезависимой памяти и позже передает в процессинги. Для каждой транзакции предусмотрены уникальное маркирование и проверка подлинности. В результате стороны могут провести сверку итогов и разрешить спорные ситуации».

Инновации идут в регионы

Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической политики БГЭУ Владимир Поплыко поясняет: городской общественный транспорт не является рентабельным. Предприятие, осуществляющее перевозки пассажиров, часто имеет долги, в лучшем случае — выходит на самоокупаемость. «Минсктранс» старается свести свои убытки к минимуму и потому, естественно, хочет отказаться от невыгодной ему услуги.

В Гомеле и Борисове приобрести билет на автобус теперь можно с помощью смартфона всего в один клик.
Фото БЕЛТА

— Возможно, при бесконтактной оплате действительно есть технические недоработки, связанные с прохождением транзакций. В течение небольшого промежутка времени этот момент можно урегулировать. Ведь чем более гибкой будет система оплаты в транспорте, тем больше финансовых средств получит предприятие и соответственно меньше расходов понесет республиканский бюджет. Если топливо дорожает, требуется больше дотаций при неизменности цены проезда для населения. В интересах «Минсктранса» сделать так, чтобы пассажиру было удобно. Никаких затруднений при безналичной оплате быть не должно. Конечно, это не дело одного дня, но благодаря экспериментальным подходам мы найдем оптимальное решение.

Пока одни технологии отправляются на доработку, другие уже вот-вот планируется запустить. Например, проект по оплате проезда через ЕРИП. Заместитель генерального директора ГП «Минсктранс» Елена Романова сообщила, что киоски с улиц столицы будут постепенно убирать. Пассажирам предоставят удаленный способ пополнения проездных документов — через интернет.

А вот в Гомеле и Борисове приобрести билет на автобус теперь можно с помощью смартфона всего в один клик. Как же это работает? В салоне транспортного средства размещен QR-код. Пассажир наводит на него сканер в приложении «Оплати™» на своем мобильном устройстве — и билет в электронном виде мгновенно отображается на экране. Такую возможность совместно реализовали компания LWO и ОАО «Белинвестбанк». Скоро технологию внедрят и в других городах.

Исполнительный директор РОО «Белорусский союз транспортников» Игорь Паньков считает, что по оплате проезда в регионах еще многое предстоит сделать. Одна из основных проблем — транспорт не оснащен автоматизированной системой оплаты и контроля проезда. Валидаторов и электронных компостеров нигде, кроме Минска, нет:

— В каждом городе пытаются разработать свои альтернативные подходы, но, на мой взгляд, это пустая трата средств. С целью экономии по всей стране должна быть создана единая, понятная всем система. Это нужно в первую очередь пассажирам, чтобы, приехав из Бреста в Могилев, человек не задавался вопросом, как ему оплатить проезд.

Минута рубль бережет

Еще одна насущная проблема — борьба с безбилетниками. Напомним, что в минувшем году контрольно-ревизионным сотрудникам разрешили проверять экспрессные автобусы, а затем и обычные маршруты в процессе их движения. Режим работы контролеров расширили с 6 утра до часа ночи. Еще раньше они сменили форму на одежду менее броского цвета. Транспортники уверяют: эти меры уже дали положительный результат. «Зайцев» в прошлом году выявлено больше, чем в 2018-м. У Игоря Панькова своя точка зрения на этот счет:

— Увеличение количества милиционеров на улице не всегда приводит к сокращению уровня преступности, здесь то же самое.  Люди ездят «зайцем» по многим причинам. Одна из них — неудобство оплаты. Например, один человек проезжает две остановки, второй — десять. Почему они должны отдавать за талон одинаковую сумму? Было бы разумно ввести билет на время поездки — на 30 минут, на час и так далее.

Кстати, некоторые минчане опубликовали петицию, в которой просят вернуть и развить бесконтактную оплату проезда в наземном транспорте: «Развить — это значит запустить оплату не только в трамвае №  6 ДС «Серебрянка» — ДС «Зеленый Луг», но и на других видах транспорта и маршрутах». Тем временем жители Гродно по старинке компостируют талоны и покупают бумажные проездные. Но не все готовы с этим мириться. В сети появилось обращение, в котором граждане просят усовершенствовать способы оплаты. Может, это окажется более эффективным в борьбе с безбилетниками?

В ТЕМУ

— Неоправданно большой контроль за оплатой проезда может повлечь потери для государственного бюджета. Средства будут идти на зарплату проверяющим службам, а безбилетников тем не менее может меньше и не стать. Например, в Осло демонтировали входные турникеты в метро. От этого власти экономически выиграли, а пассажирам стало комфортнее. Людей нужно не только проверять, но и создавать для них благоприятные условия.

kosar@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter