Проект Указа «О мерах по совершенствованию регулирования потребительского рынка» внесен в Совмин

Проект Указа «О мерах по совершенствованию регулирования потребительского рынка» внесен в Совмин. Об этом рассказал начальник управления организации торговли и общественного питания Министерства антимонопольного регулирования и торговли Михаил Жигало.


В Минске недавно завершилась 27-я Международная специализированная оптовая выставка-ярмарка «Продэкспо», на которой в том числе обсуждались вопросы взаимодействия торговли и производителей. Представитель МАРТ поделился некоторыми наблюдениями за ситуацией на рынке. Так, баланс рыночной силы смещается в сторону сетевиков. Обусловлено это также тем, что за последние 10 лет основные лидеры отрасли делали ставку на максимальное расширение сети с постепенным проникновением в регионы, создание современной закупочной логистики как ключевого фактора роста и снижения закупочных цен, создание единых стандартов сервиса и мерчандайзинга. На этом фоне положение производителей по некоторым категориям товаров ухудшается. В результате обращения с их стороны периодически поступают в адрес регулятора.  

– В этой связи МАРТ особое внимание уделяет вопросам, связанным с выработкой и проведением государственной политики в области торговли, в том числе через регулирование и принятие нормативно-правовых актов. С 2014 года действует базовый отраслевой закон о торговле, в этом году заработала его новая редакция. Из ее основных новелл – создание инфраструктурного ограничения для крупных сетевиков в рамках административно-территориальной единицы, доптребования к заключению и исполнению договоров, предусматривающих поставки продтоваров. Также ранее были откорректированы правила продажи в части расширения блока, который непосредственно регламентировал проведение распродаж, – напомнил Жигало. – Основная тема – вопрос выплаты вознаграждений. Недавно на общественное обсуждение был вынесен проект указа, который регламентирует выплаты торговым сетям, в том числе устанавливает ограничения в этом направлении. В этот документ также заложены нормы о доле реализации товаров белорусского производства. Проект прошел общественное обсуждение, внесен в Совмин.

Михаил Жигало добавил, что изначально регулятор предлагал рынку инструменты более либерального регулирования – институт саморегулирования в виде кодекса добросовестных практик.

– По нашему мнению, этот инструмент мог бы стать более лояльным, не потребовал бы установления со стороны министерства регулирования в этой части. Но на сегодня он не нашел базы или интереса со стороны госорганов и торговли, самих производителей, которые готовы были бы имплементировать этот механизм на наш рынок и работать в рамках инструментом саморегулирования, – обратил внимание представитель министерства. – С нашей точки зрения, вопрос взаимодействия торговых сетей и поставщиков в краткосрочной перспективе может развиваться по двум сценариям. Более либеральный – институт саморегулирования, который может быть внедрен на рынке при условии готовности игроков. Второй вариант – взаимодействие будет строиться на регулировании, в том числе достаточно жестком.

Оба инструмента, по мнению Жигало, имеют положительные и отрицательные стороны. Во втором, например, есть определенные риски. К слову, взят этот инструмент из российской практики. Она свидетельствует: норма может не только принести должный эффект, но и создать определенные риски для экономических показателей и финансово-хозяйственной деятельности производителей и сетевиков.

– Мы все-таки сторонники более либерального сценария и будем предлагать его реализацию на нашем внутреннем рынке. Если он не будет поддержан, скорее всего, пойдем по пути регулирования. Так что все в руках производителей и сете: каким образом будет выстраиваться их взаимодействие, как будут решаться вопросы, – подчеркнул представитель МАРТ.

Напомним, в проекте Указа «О мерах по совершенствованию государственного регулирования потребительского рынка» предлагалось ограничить совокупный размер вознаграждения, предоставляемого поставщиком продовольствия ретейлеру 5 процентами цены приобретенных товаров без учета НДС. Впрочем, предлагались и некоторые исключения, а также введение административной ответственности за превышение разрешенного размера бонуса.

druk@sb.by

 
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter