Проехать нельзя, но, увы, нужно

Когда подлатают дороги, ведущие на кладбище в Колодищах?

К этой теме я уже обращался пять лет назад. Тогда буквально за несколько месяцев ушли в мир иной два близких родственника. И в одном, и во втором случае их последний путь лежал на кладбище в Колодищи. Тяжелое душевное состояние усугубили не только похоронные дела, но и дороги, ведущие к погосту.

Одна из них — через деревню Сухорукие, вторая — через поселок Колодищи. Состояние обеих было просто аховым. Первая трасса, растянувшаяся серпантином на 15 километров, то и дело вынуждала прибегать к экстремально-фигурному вождению: сплошные ямы, трещины и колдобины. В явном дефиците были и дорожные указатели, что добавляло нервотрепки. Второе направление, столь же узкое, тоже было в безобразном состоянии, которое обострял большой транспортный поток. Еще, помню, подумалось: каково же жителям поселка, местных деревень и дачникам, которым с этим дорожным безобразием приходится сталкиваться ежедневно?

Обо всем этом я тогда рассказал на страницах «Рэспублiкi» в материале «Последний путь, он трудный самый». На него поступили два реагирования: от ГПО «Коммунальное хозяйство Мингорисполкома» и от администрации Первомайского района. В первом обещали заменить старые и установить новые дорожные знаки, сообщалось об уже проведенном ямочном ремонте от разворотного кольца автобуса № 31 до центральных ворот кладбища. Во втором ответе нас информировали о частично проведенном и продолжающемся ремонте трассы по улице Стариновской и участка по улице Основателей. Сообщалось также о том, что утверждена проектно-сметная документация по капитальному ремонту дороги на поселок Сухорукие в границах Первомайского района г. Минска. Назван был и срок окончания этих работ — август — сентябрь 2009 года.

Много воды утекло с тех пор. Все обещанные и не обещанные сроки давно прошли, а обе дороги по-прежнему находятся в плачевном состоянии. Снова убедился в этом сам, когда хоронил в Колодищах мать. Ничего здесь так и не изменилось. Разве только отдельные участки пути на кладбище через Сухорукие заасфальтированы. Это максимум несколько километров, но никак не все пятнадцать. Остальная дорога — форменный танкодром, что сами знаете, чем чревато. С этим, не сомневаюсь, согласится и подавляющее большинство минчан, провожавших в последний путь родных на этот погост или посещавших его в скорбные дни, на Радуницу.

Как оказалось, претензии людей сегодня не ограничиваются только состоянием трасс. Ведь поселок Колодищи развивается и разрастается как на дрожжах. К слову, с учетом и этого фактора еще в апреле 2013 года бывший губернатор Минской области Борис Батура пообещал жителям поселка решить проблему разбитых дорог до 15 мая. Увы, воз и ныне там.

Наверное, не один начальник хоть раз в год наведывался на это или иные кладбища, коих в стране тысячи. И сам при этом увидел состояние подъездных путей к ним. А оно, поверьте, в большинстве своем такое же, как и в Колодищах. И кто вообще решил, что дороги к погостам второстепенны по своему значению, а финансировать их содержание, ремонт и реконструкцию можно по остаточному принципу?

Не могу не задаться вопросом: когда же мы наконец начнем чтить память своих предков и безвременно ушедших близких, равно как и уважать самих себя, ныне живущих? Ведь по состоянию погостов (это, кстати, отдельная и столь же злободневная тема) и подъездов к ним судят не только о духовности и нравственности нации, но и о ее культуре. Это априори. Еще великий русский поэт Александр Пушкин говорил о «любви к отеческим гробам», это стало одной из основ культуры для абсолютного большинства народов мира. И важнейшая функция кладбищ — быть вместилищем родовой памяти, своеобразным связующим звеном между поколениями. Почему в наше время это звено стало столь зыбким?

Что дальше, спросите вы. Попробую спрогнозировать ситуацию. Эта статья выходит в газете. Мы направляем ее на реагирование в инстанции. Получаем ответ, в котором нам в очередной раз пообещают решить дорожную проблему в такой-то срок. Что ж, проверим, тем более что лично мне на кладбище в Колодищах придется бывать, увы, еще чаще. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter