ПРОдвижение на восток

Между Россией и Западом в последнее время все больше непонимания и недоверия. Насколько все-таки точен был известный британский политик Уинстон Черчилль, сказав о том, что в политике нет постоянных друзей, а есть лишь постоянные интересы. Кто бы мог подумать, что спустя почти двадцать лет после окончания "холодной войны" в отношениях между бывшими соперниками вновь замаячит ее призрак. Поводом к тому стали планы Соединенных Штатов по развертыванию системы противоракетной обороны в странах Восточной Европы. В Москве данную программу называют не иначе, как провокацией, которая носит явно антироссийский характер и может привести к новой гонке вооружений.

Для установки компонентов противоракетной обороны США выбрали территорию Польши и Чехии и уже заручились их поддержкой. Реализация проекта, скорее всего, начнется уже в следующем году. По планам к 2011 году в Польше будут размещены пусковые установки на 10 ракет-перехватчиков, а в Чехии -- радарная станция.
Но только этими странами американцы решили не ограничиваться. Сначала Госдепартамент США в число потенциальных партнеров по противоракетной обороне включил Украину. А затем официальный представитель Пентагона Генри Оберинг заявил, что было бы неплохо установить радарную станцию на Кавказе. Он, правда, не уточнил, где именно, но догадаться нетрудно. По словам вице-президента Академии геополитических проблем Леонида Ивашова, наиболее удобной с политической точки зрения территорией в кавказском регионе для размещения радарной станции является Грузия, которая ни в чем США не отказывает и не препятствует. Присутствие американских военных в стране многими грузинскими политиками рассматривается не только как элемент укрепления обороноспособности Грузии, но и как серьезный сдерживающий фактор для России.
В Вашингтоне уверяют, что размещение противоракетных комплексов в Европе направлено против потенциальной ракетной угрозы со стороны Ирана и Северной Кореи, и в России не должно быть поводов для беспокойства. Но, по единодушному мнению экспертов, это полнейший абсурд. Чтобы ракета, запущенная из Ирана, достигла берегов Америки, ее радиус действия должен быть не менее девяти тысяч километров. Такого оружия ни у Тегерана, ни у Пхеньяна нет. Но даже если появится, очень сомнительно, что траектории иранских, а уж тем более северокорейских ракет будут проходить над территорией Чехии и Польши.
Высказывания российских и американских политиков в адрес друг друга в последнее время напоминают игру в пинг-понг. Москва упрекает Вашингтон в насаждении однополярного мирового порядка, а в ответ получает обвинения в нарушении демократии и энергетическом шантаже.
Но все это лишь видимая часть айсберга. На самом деле похолодание в отношениях между Россией и Западом логично вытекает из меняющегося расклада сил на мировой арене. До сих пор Западу было с Россией хорошо и удобно, потому что та, занятая решением внутренних проблем, полностью утратила геополитическую инициативу и как следствие была покладиста и уступчива в решении многих спорных вопросов.
Но теперь ситуация поменялась. С некоторых пор Россия позиционирует себя как страну, восстанавливающую свою экономическую и военную мощь. А потому она решила действовать более напористо и во внешней политике, пытаясь самоутвердиться и укрепить свой международный авторитет.
Собственно, этим и объясняются многочисленные трения между Россией и Западом по самому широкому спектру проблем. Война в Ираке, энергетическая безопасность, статус Косово, ближневосточный кризис, иранская атомная энергетика -- список расхождений велик, и доверительным дружеским отношениям они уж точно не способствуют.
Как отмечает глава национальной разведки США Майкл Макконелл, "политика Кремля становится все более жесткой по мере приближения президентских выборов. Москва играет мускулами, накачанными благодаря нефти и высоким ценам на энергоносители".
Итальянское издание "La Stampa" пишет: "Путин не колебался, когда использовал энергопоставки в качестве оружия для защиты собственных интересов в Украине и в Беларуси. Тем самым он вызвал протесты Вашингтона, потому что США боятся неоимпериалистических планов по отношению к бывшим советским республикам".
Комментарии экспертов
-- Россия должна готовиться к совершенно новой мировой ситуации, в которой нельзя рассчитывать на американское миролюбие, -- считает президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский. -- Военное давление на Россию растет. Является ли это результатом сознательной политики Вашингтона или ее неправильного планирования -- вопрос факультативный. Ясно одно: такая стратегия ведет к росту военной угрозы в мире и новой гонке вооружения.
Белорусский политолог-международник Андрей Романьков отмечает, что "реализация планов Вашингтона по созданию европейской системы противоракетной обороны приведет к нарушению стратегического баланса сил на континенте. К сожалению, однополюсный мировой порядок давно уже продемонстрировал свою несостоятельность. Именно волюнтаристская политика США стала причиной нестабильности в мире. Что касается России, то Запад по-прежнему видит в ней потенциального противника и конкурента.
Но это не значит, что нынешние напряженные отношения можно назвать новой "холодной войной". Скорее, мы имеем дело с наследием прошлого противостояния".
-- Я надеюсь, что это не начало новой "холодной войны", -- говорит старший научный сотрудник исследовательского Brookings Institute Джоханнес Линн. -- Это было бы печально, бесполезно и неуместно, так как Россия и США имеют совместные долгосрочные интересы в глобальной и региональной политике. К тому же нельзя ныне говорить лишь о конфронтации между Россией и США, между Западом и Востоком, не упоминая Китай, Индию, Европу. Нынешний мир намного сложнее, чем он был во времена "холодной войны", и возвращение к старой риторике только мешает установлению подлинного стратегического партнерства.
Между тем украинский политолог Виктор Небоженко говорит о том, что приближение американских систем ПРО к российским границам потребует четкого определения статуса Беларуси и Украины в новой конфигурации европейской безопасности, за что и будут сейчас соперничать Вашингтон и Москва. По мнению политолога, Россия может попасть в ситуацию, когда ей придется отказаться от "прагматического подхода" в вопросах торговых и газовых войн. За геополитическое господство на постсоветском пространстве и лояльное отношение бывших советских республик России придется платить определенными уступками.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter