«Продвинутая» классика

В  десятый  раз  прошли  в  Гомеле  «Славянские  театральные  встречи»

В  десятый  раз  прошли  в  Гомеле  «Славянские  театральные  встречи».  На  месте  «Вишневого  сада»  прорыли  метро,  а  в  «Ревизоре»  Хлестакова  застрелили  из  пистолета  с  глушителем

Девятнадцать спектаклей показали театральные коллективы, приехавшие на этот фестиваль. К его традиционным странам-учредителям — Беларуси, России, Украине — присоединились Молдова, Литва, далекие Якутия и Абхазия. Они не только придали международный статус форуму, но и внесли особый национальный колорит. О путях традиционной культуры порубежья — трех братских стран, а также о состоянии современного театра ежедневно дискуссировали критики и театральные деятели, которых гостеприимные гомельчане пригласили в большом количестве.

В период сегодняшнего затишья научных споров о театральной культуре именно фестивали берут на себя задачу определить состояние и перспективы движения этого вида искусства. Сегодня зритель воспитывается в обстоятельствах художественных противоречий. На театр оказывает мощное давление шоу-бизнес. Сохранит ли сцена свои традиционные ценности? Ответить на этот вопрос пытались не только практики и теоретики, но прежде всего спектакли наших славянских стран.

Огромный запас русского психологического театра, на котором воспитывались мастера белорусские и украинские, был щедро представлен на фестивале. Зрители могли окунуться в мир Янки Купалы, Дунина-Марцинкевича, Гоголя, Островского, Чехова, Фонвизина. Именно эти авторы, а не современные драматурги вызывают главный интерес публики, которая что-то читала, о чем-то слышала и все хрестоматийное считает скучным. Вот театры и удивили. Современным «продвинутым» прочтением классики. Бережным раскрытием текста. Умением находить в давно ушедшей эпохе современные проблемы и нравственные предостережения.

По поводу способов обновления старого театра на примерах спектаклей из Брянска «Русское варенье» и смоленского «Ревизора» полыхали основные страсти. Опытный современный русский драматург Людмила Улицкая замахнулась в пьесе «Русское варенье» на своеобразное продолжение чеховского «Вишневого сада», на показ жизни сегодняшней рафинированной русской интеллигенции в новых экономических условиях. Не может быть так, что театр отдельно, а жизнь отдельно. Даже зритель безо всякого театрального опыта идет не только за развлечением, но и за сравнениями своей судьбы с чужой. У солидной же публики накоплены свои пристрастия и разочарования. На эти болевые точки будто наступил театр в поисках лекарства. Над кем-то посмеялся, кого-то пожалел.

«Ревизор» смоленского театра оказался красной тряпкой для быков на корриде. Режиссер Анатолий Ледуховский (мы непременно еще услышим это имя) заставил злиться, негодовать, радоваться, восхищаться своим авторским спектаклем, переместившим героев пьесы Гоголя в наше время. Эта работа стала центром дискуссии «Искусство в век глобализации». И несмотря на жесточайшие споры специалистов, получила главный приз за режиссерский талант.

Украинский театр был представлен единственным спектаклем – версией пьесы Д. Фонвизина «Бригадир». Черниговцы назвали свой спектакль «Кумир души моей». Переведенный с русского на украинский, он был понятен публике. Веселый музыкальный фарс с ритмами рок-н-ролла завоевал приз зрительских симпатий.

Белорусский театр показал много спектаклей по количеству, но не слишком удачных по качеству. Смею думать, что белорусская афиша могла быть и должна быть ярче и своеобразнее. Конечно, обидно прежде всего за гостеприимных гомельчан. Их театр — один из самых крепких и основательных в республике. Он всегда умел задавать тон, рождать новые формы, радовать актерской игрой. Благодаря этому стало возможным существование в городе второго профессионального театра – Молодежного. Другие областные города этим похвастаться не могут. Но именно Молодежный показал самый слабый спектакль фестивальной программы.

Получивший новое прекрасное здание Гомельский театр кукол впервые стал полноправным участником «Славянских театральных встреч» и принимал на своей площадке коллективы из Москвы и республики Саха. В очередной раз порадовал зрелым мастерством гродненский театр кукол. Его «Тутэйшыя» стали лауреатом фестиваля. Но это, к сожалению, не новая, а уже проверенная временем работа. Сами же гомельские кукольники сделали серьезную заявку на будущее спектаклем «Поминальная молитва», который предназначен взрослому зрителю.

Три гомельских театра и свой фестиваль формируют своеобразный облик города. Это хорошо понимает руководство области, которое и финансировало театральный форум. На встрече гостей фестиваля в замечательной Славянской библиотеке говорилось о том, что театральное искусство является одним из сильнейших стимулов развития интеллектуального потенциала нации. В условиях перенасыщения рынка развлечений низкопробной продукцией именно театр должен серьезно бороться за зрителя.

В рамках театрального праздника состоялась еще одна очень важная акция, правда со слезами на глазах. Приехавший из далекой Якутии театральный коллектив съездил в Лоевский район. На могилу своего земляка, Героя Советского Союза, погибшего за освобождение Беларуси, они возложили цветы и землю из Республики Саха. Это еще одно свидетельство того, как тесно связаны наши народы не только искусством, но и судьбой.

На снимке: во время конкурсного представления спектакля.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter