Продукты-мутанты: чудо или чудовище?

Об эксперименте я не думаю.
Об эксперименте я не думаю. Просто помидор, купленный в соседней овощной лавке, пролежал на кухонном столе почти две недели и все это время радовал мой глаз аппетитно-гладкими боками.

- У нас, что, новый сорт особо стойких помидоров вывели? - спросила я.

- Так то ж мутанты, - весело хихикнула продавщица.

...Наверное, не только я, но и многие из наших читателей обратили внимание на такие неправдоподобно красивые, будто муляжные, фрукты-овощи: гладенькая, большая, чистая картошка... Словно под линейку выращенные груши и яблоки... Огурцы и помидоры с лаковыми, будто целлулоидными боками.

Природа, в которой всегда присутствует хорошее и рядом плохое, сильное и слабое, красивое и невзрачное, в принципе не может дать нам таких стандартных, калиброванных плодов.

Значит, поработал сам "царь природы" - человек?

Да, сегодня в мире активно производятся генетически модифицированные продукты. Их получают из растений, в клетку которых "вмонтирован" не данный им от природы ген. Этот ген как бы переносится из других видов - поэтому полученные таким образом продукты называются еще трансгенными.

В результате появляется картошка, которую не ест колорадский жук. Или растения приобретают устойчивость к пестицидам, в то время как нормальные сорняки будут погибать от ядохимикатов. Или тот же помидор будет лежать у вас так же долго, как тыква.

Официально во всем мире трансгенные продукты считаются безвредными. Более того, в открытых источниках я нашла цифру: рынок трансгенных продуктов в мире самый богатый, с оборотом в 20 миллиардов долларов в год. За дело взялись транснациональные корпорации, а это может означать только одно: эта сфера будет расширяться и углубляться. Ибо эти ребята никогда не упустят своего там, где пахнет большими деньгами. А что может быть более прибыльным, чем производство продукции, которая нужна человечеству каждый день и которую можно "штамповать" при копеечных затратах?

Тут не стоит упускать из виду еще и такое обстоятельство: сегодня огромная часть человечества хронически недоедает. 800 миллионов жителей нашей планеты, которые живут преимущественно в Африке и Южной Азии, постоянно испытывают недостаток питания. Кстати, Китаю удалось справиться с этой бедой именно потому, что урожайность риса в период с 1975 по 1990 годы возросла на 60 процентов. И этот рост объясняется применением новых технологий возделывания, включая использование гибридных семян, выведенных самими китайскими учеными. Как прочитала я в специальной литературе, если бы в 60 - 70-е годы ученым не удалось вывести новые улучшенные сорта риса ("зеленая революция"), сегодня потребительские цены на него могли бы оказаться на 40 процентов выше.

Так что специалистов нисколько не удивляет тот факт, что международные компании сосредоточили свои усилия прежде всего на выведении генетически модифицированных сортов зерновых культур, сои, кукурузы и хлопка... В Америке и Японии такие продукты считаются нормой, более осторожно относится к ним Европа.

Такова объективная сторона вопроса. И все же: есть или не есть? "Это дело выбора каждого человека, - ответил мне заведующий отделом питания Научно-исследовательского санитарно-гигиенического института Василий Цыганков. - Сегодня эти продукты действительно считаются безвредными. Но в то же время за столь краткий срок невозможно абсолютно точно утверждать, не изменяются ли свойства продуктов под воздействием "чужого" гена. Ясно только одно: человечество встало на трансгенный путь как путь эффективного получения продуктов... Кстати, в 1978 году пытались запретить рекомбинантные ДНК. Но вскоре мораторий отменили. Потому что науку нельзя остановить. А вот что касается выбора - есть или не есть, - то для начала человек должен обладать всей полнотой информации. Каждый потребитель имеет право знать, что он покупает".

Итак, продаются ли в Беларуси трансгенные продукты и как мы об этом можем узнать? Скажу откровенно: получить ответ на этот вопрос мне было непросто.

Знаю, что в России есть предписание главного санитарного врача об обязательной маркировке генетически модифицированных продуктов. Наши специалисты из Министерства здравоохранения ничего подобного сказать не могли, но посоветовали обратиться в Госстандарт - там, по их словам, существует стандарт на маркировку различных видов продукции, в том числе и указание на трансгенное происхождение.

...Вместе со специалистами Госстандарта нам пришлось пролистать немало страниц увесистого документа, так называемого СТБ 1100 - "Стандарта Беларуси", касающегося различных видов продукции, ее состава, добавок и т.п. И наконец мы нашли искомое! В разделе, где говорится о свежих плодоовощных продуктах (и только!), имеется одна-единственная строчка, гласящая, что, цитирую: "должен указываться трансгенный сорт". Но, как признаются специалисты, на самом деле такие требования нереальны. Да и как можно заставить производителя признать сей факт, если его нельзя ни проверить, ни доказать? О надзоре можно говорить только в том случае, когда имеются средства контроля. Чтобы проконтролировать факт генных мутаций, нужны приборы стоимостью в миллионы долларов...

Вот почему вам никто не ответит на вопрос, едим ли мы трансгенные продукты? То, что не производим, - это точно. Нет у нас таких технологий. Но в мире, как я уже сказала, очень крупные производители, действующие в глобальном масштабе, уже твердо встали на этот путь. Границы открыты, и все, что есть у них, есть и у нас.

Очевидно и то, что зерновые, соя, кукуруза, картошка "там" производятся преимущественно с помощью генной инженерии. И тут становится ясно, что особого выбора у нас и нет. Потому что трансгенная соя, например, добавляется почти во все колбасы и другие мясные продукты. Соевое молоко используют при изготовлении сыров, творога. А есть еще соевое масло, соевые составляющие в детском питании и т.п.

Во множестве продуктов используется модифицированная кукуруза. То же можно сказать о рапсовом масле. Одним словом, если вы будете получать витамины исключительно со своей грядки, это вовсе не означает, что вы не потребляете трансгенных продуктов. Они есть в продуктах переработки...

И последнее. Видимо, нам не стоит доставать специалистов вопросами, а тем более требованиями как-то вмешаться, повлиять на эту проблему. Если сами ученые еще не решили, хорошо это или плохо, то и нормативные документы не могут быть точными. И потом, вопрос, насколько человек может вмешиваться в природу, скорее философский.

Скрещивает ли какой-нибудь старичок дикую яблоньку в своем саду или ученый вводит новый ген - разница лишь в степени научного углубления. Увы - на земле давно уже не осталось тех яблок, которые росли в райском саду...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter